Конспект занятия для детей с нарушением зрения на тему: «Сохраним первоцветы» (для старшего дошкольного возраста)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятие для детей с нарушением зрения с использованием познавательно - исследовательской деятельности, использованием здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pervotsvet.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»
Конспект
занятия для детей с нарушением зрения
на тему:
«Сохраним первоцветы»
(старший дошкольный возраст)
Составили:
учителя-дефектологи
Н.Ю.Ефимова
О.П.Улитичева
Майкоп, 2023 г.
Цель: формировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, правильное отношение к окружающей природе, бережное отношение к первоцветам.
Задачи:
Образовательные
- знакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- формировать основы экологической культуры;
- расширять знания детей о первоцветах в целом и раннецветущих растениях родного края;
- закреплять знания о Красной книге, ее практическом значении.
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес;
- развивать умение находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- развивать внимание, память, воображение;
- развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам;
- воспитывать взаимовыручку и умение работать в команде.
Коррекционные:
- активизировать зрительные функции;
- развивать зрительное восприятие (цветоразличение основных цветов и оттенков);
- развивать глазомер;
- развивать двигательные действия под контролем сохранных анализаторов и остаточного зрения;
- развивать микрокоординацию движений пальцев рук;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: костюм Весны, стрелки-указатели с названиями пунктов, Красная книга, фото (формат А-4) первоцветов, фото (формат А-4) на тему загрязнения окружающей среды, прозрачный мольберт, картинки первоцветов, силуэтные изображения первоцветов, краски, кисточки, таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, воронка, пластиковая бутылка, ватные диски, 2 таза с песком (в песке мелкие камни, пластиковые стаканчики, фантики от конфет), блюдце, свеча, влажные салфетки, 2 мольберта, знаки, обозначающие поведения в природе, листовки «Сохраним первоцветы».
Предварительная работа:
- беседы «Красная книга Адыгеи», «Первоцветы – вестники весны», «Сохраним планету чистой»;
- рассматривание альбома «Красная книга Адыгея»;
- рассматривание плаката «Планета Земля в опасности»;
- дидактические игры «Назови первоцвет», «Узнай цветок по описанию», «Собери цветок»; «Сохраним природу»;
- просмотр видеопрезентаций «Первоцветы»;
- чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев», рассказ «Весенние первоцветы», легенды о галантусе (о подснежнике), стихи;
- изготовление поделок «Подснежник для мамы»;
- рисование «Мой весенний цветок»;
- рисование песком на светящемся столе.
Ход НОД:
Учитель-дефектолог: Ребята, закончилась зима и наступила весна. Весна красивое время года. Весной происходит много чудес. Что бывает весной? Ответы детей: (оживает природа, становится теплее, прилетают птицы…). Сегодня, ребята, я приглашаю вас на экскурсию, где мы будем любоваться приходом весны.
Навстречу им выходит Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
Учитель-дефектолог: ребята, посмотрите, мы с вами повстречали настоящую Весну. Но почему-то она очень грустная. Милая Весна, что случилось?
Весна: ребята, дело в том, что я очень расстроена. С моим приходом в лесах появляются цветы. Они очень нежные, и очень красивые. Люди, приезжая в лес, тоже любуются ими. Но кроме этого, они рвут их, и забирают с собой. От этого цветов становится все меньше и меньше. И может настать такое время, что они совсем исчезнут. Как же быть? Что делать?
Учитель-дефектолог: а как мы называем цветы, которые появляются самые первые после зимы?
Ответы детей: (это первоцветы).
Учитель-дефектолог: первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне.
(Весна предлагает детям вспомнить названия первоцветов, которые растут в нашей республике).
Весна: ребята, а какие первоцветы растут в лесах вашей республики?
Ответы детей: ( подснежник, цикламен, пролеска, морозник, примула…).
(Учитель-дефектолог показывает картинки первоцветов, а затем предлагает детям подойти к мольберту, на котором расположены силуэты цветов. Раздает цветные изображения цветов-первоцветов. Задача детей найти правильно силуэт цветка. После выполнения задания, учитель-дефектолог предлагает детям взять кисточки и нарисовать на мольберте, что нужно для роста цветов).
Учитель-дефектолог: ребята, скажите, а что нужно для того, чтобы цветы выросли?
Ответы детей: (солнце, воздух, вода, почва…). Дети рисуют красками солнце, капельки воды, тучу, почву.
Весна: ребята, я смотрю, вы столько знаете. Я прошу помочь мне? Отыщите первоцветы? А чтобы сохранить найденные первоцветы, я даю вам Красную книгу. Вы знаете, что это за книга?
Ответы детей: (Красная книга – это книга, куда заносят исчезающие виды растений и животных).
Учитель-дефектолог: милая Весна, мы, конечно, поможем тебе.
Весна: ну тогда вам придется отправиться в путешествие по вашей республике, в те места, где первоцветы растут. Готовы? Тогда я произношу волшебные слова:
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок –
И вот уж виден лес дружок.
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Учитель-дефектолог: ребята, ну что, отправляемся в путь.
(Учитель-дефектолог с детьми идут по указательным знакам. Первый пункт – Солнечная поляна).
Учитель-дефектолог: вот и наше первое место Солнечная поляна, где мы сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужно несколько факторов. Один из них – это солнце. Что дает солнце?
Ответы детей: (тепло и свет)
Учитель-дефектолог: ребята, а давайте с вами нарисуем солнце. Но рисовать мы будем необычным способом: песком на цветном экране.
(Дети на световом столе рисуют песком солнце).
А сейчас солнышко хочет с вами поиграть. Внимание на экран.
(Учитель-дефектолог проводит с детьми интерактивную зрительную гимнастику «Солнышко»)
Учитель-дефектолог: вот и цветочкам нравится, когда пригревает солнце. А еще цветы любят свет.
Учитель-дефектолог: ребята, на нашей Солнечной поляне светло и тепло. На ней растут первоцветы – примулы. Я хочу подарить вам первую страницу для Красной книги.
(Дети получают фото первоцвета и отправляются дальше по маршруту. Второй пункт - река Белая)
Учитель-дефектолог: вот и наше второе место река Белая, где мы сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, вы уже говорили, что для того, чтобы росли цветы, кроме солнца еще нужна и вода. Какая вода нужна цветам?
Ответы детей: (чистая)
Учитель-дефектолог: к сожалению, в наше время, водоемы загрязняются. Вода становится не пригодной не человеку, не животным, не растениям. Что мы можем сделать в этой ситуации?
Ответы детей: (очистить воду)
(Проводятся опыты: «Удалим масленые пятна с поверхности воды», «Очистка воды через фильтр».
Оборудование: таз с водой, растительное масло, бумажные полотенца, песок, пластиковая бутылка, воронка, ватные диски, влажные салфетки).
Учитель-дефектолог: ребята, воду нашей реки Белой мы с вами очистили. Здесь тоже выросли первоцветы – морозник.
(Дети получают фото в Красную книгу и отправляются дальше по маршруту. Третий пункт - Песочный берег)
Учитель-дефектолог: вот и наше третье место Песочный берег, где мы сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, кроме солнца и воды цветам для роста нужна почва. Но если в почве много крупных камней, мусор – это для первоцветов хорошо или плохо? Что мы можем сделать?
Ответы детей: (почистить почву)
Учитель-дефектолог: правильно. В почве очень часто находиться много мусора из-за не правильной деятельности людей. Давайте вместе очистим наш песчаный берег от мусора.
(Проводится игра с песком.
Оборудование: 2 таза с песком, мелкие камушки, фантики от конфет, пластиковые стаканчики.)
Весна проводит физ.минутку «Подснежник».
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Наши первые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Учитель-дефектолог: ребята, наш Песчаный берег чист. Получайте первоцвет – подснежник.
(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Четвертый пункт - гора Фишт)
Учитель-дефектолог: вот и наше четвертое место гора Фишт, где мы тоже сможем найти первоцветы.
Учитель-дефектолог: ребята, для роста цветов нужен воздух. Но воздух должен быть какой?
Ответы детей: (чистый)
Учитель-дефектолог: правильно. К сожалению, воздух очень загрязнен. Назовите причины загрязнения воздуха?
Ответы детей: (дымящиеся трубы заводов, выхлопные газы машин…)
Учитель-дефектолог: правильно. Я предлагаю вам посмотреть, как загрязняется атмосфера от промышленных труб и дыма.
(Проводится опыт со свечой.
Оборудование: свеча, блюдце, влажные салфетки).
Проводится дыхательная гимнастика (игра с вертушками)
Учитель-дефектолог: ребята, воздух на горе Фишт чист. Вашу Красную книгу дополнит первоцвет – цикламен.
(Дети получают фото и отправляются дальше по маршруту. Пятый пункт - Заповедный лес)
Учитель-дефектолог: вот и наше пятое место Заповедный лес, где мы можем встретим первоцвет.
Весна: ребята, раз мы с вами в Заповедном лесу, давайте вспомним правила поведения в нем.
(На мольберте дети расставляют знаки - экологические правила поведения в природной среде).
Весна: ребята, вы правильно вели себя в лесу. Получайте первоцвет – пролеска.
Учитель-дефектолог: милая Весна, мы собрали первоцветы нашей республики Адыгея.
Весна: спасибо, дорогие дети. Вы очень помогли мне. Я вижу, вы настоящие знатоки природы родного края. После того, что вы сделали, я не сомневаюсь, что в вашей республике Адыгея первоцветы не исчезнут. А самое главное, мы сможем цветы сохранить.
Весна: Я тоже приготовила для вас сюрприз. Чтобы сберечь эти замечательные цветы, я дарю вам вот эти памятки «Сохраните первоцветы», которые вы раздадите людям. Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.
(Весна раздает детям памятки «Сохраним первоцветы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: «Закрепление пройденного материала» (старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Конспект по формированию элементарных математических представленийТема: «Закрепление пройденного материала»(старший дошкольный возраст 6-7 лет)...
Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить ...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: ««Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и напр...
Конспект Интегрированного занятия для детей с нарушением зрения на тему :"Сохраним первоцветы"( для старшего дошкольного возраста)
Коррекционная педагогика...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: ««Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и напр...
Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: ««Развитие зрения в играх»
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и напр...