Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации
методическая разработка по коррекционной педагогике
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями необходим поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи. Одним из таких подходов является сопровождение как процесс обеспечения помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования.
Проблема воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов.
Содержание и структура сопровождения зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Особое значение организации взаимодействия узких специалистов приобретает при сопровождении ребенка дошкольника с расстройством аутистического спектра.
Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС старшего дошкольного возраста с индивидуальным режимом посещения ДОУ, определенным психолого-медико-педагогической комиссией.
В связи с наличием ряда трудностей: наличие у ребенка особенностей сенсорного восприятия, затрудняющих процесс передвижения к образовательной организации и удалённость места проживания от образовательной организации; острое реагирование на новую ситуацию и обострение силы и продолжительности эпизодов нежелательного поведения; ребёнок на протяжении двух лет не посещал дошкольное учреждение. Как результат крайняя ограниченность его социальных контактов.
Так же наблюдалась выраженность нарушений развития, таких как:
- глубокие нарушения импрессивной и отсутствие экспрессивной речи (не понимание обращённой речи, отсутствие реакции на имя, просьбы и т.д.; нет активного словаря);
- стереотипные формы дезадаптивного поведения (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит; внезапно убегает);
- потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций;
- нарушения способности к общению (не идёт на контакт с детьми, со взрослыми контакт устанавливается с трудом, удержание контакта не стабильно);
- нарушения социального взаимодействия (полевое поведение; не подчиняется требованиям, не выработана привычка соблюдать какие бы то ни было правила; не сформированы навыки самообслуживания; нуждается в постоянном контроле);
- низкий уровень когнитивного развития (грубые нарушения познавательной деятельности; не садится на занятия, крайне трудно привлечь к деятельности).
Для установления зоны актуального развития и разработки плана с опорой на зону ближайшего развития было проведено предварительное обследование ребёнка специалистами сопровождения. По результатам совместно разработан маршрут сопровождения и ряд консультации для родителей с обсуждением вопросов о поведении ребёнка в домашних условиях, о нарушениях развития и трудностях воспитания.
В результате с согласия родителей было принято решение о постепенной адаптации ребёнка к ДОУ в сопровождении специалистов.
На 1-ом этапе (сентябрь-декабрь) была обусловлена необходимость одновременного совместного сопровождения ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом, так как ребёнок проявлял повышенную активность, стремительно перемещался в пространстве, постоянно пытался убежать, открыть дверь. Попытки установить контроль (взять за руку, усадить за стол, привлечь к деятельности) приводили к бурной реакции сопротивления (громкие крики, падение на спину и толкание ногами). В присутствии родных ребёнок ведёт себя подобным же образом. Даже физически справиться с ребёнком было крайне трудно.
Принципы взаимодействия:
- Совместная разработка маршрута и его корректировка;
- Совместное проведение деятельности;
- Одни и те же требования;
- Одни и те же рекомендации для родителей, не противоречащие друг другу;
- Обсуждение текущих моментов, обмен опытом;
- Одни и те же материалы и задания.
- Систематическое повторение одних и тех же действий.
Результаты первого этапа:
Начало этапа | Результат |
Нет реакции на имя. | Прислушивается, поворачивает голову, на доли секунд задерживает взгляд. |
Избегает тактильного контакта. | Даёт руку, разрешает обнять, садится на колени к педагогу. |
Внезапно убегает. Передвижение возможно только методом удерживания с двух сторон за руки, придерживая в области подмышечных впадин. | Идёт держась за руку. |
При предъявлении требований, резкий протест (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит). | Реагирует на запрет отступая. |
Хватает всё, что в поле доступности, кидает. | Берёт предметы, разглядывает, ставит их на место. |
Не хочет входить или выходить из кабинета или группы. | Входит или выходит, держась за руку. |
Категорически не садится за стол. | Сидит за столом более 10 минут. |
Отказ от выполнения деятельности. | Присоединяется к деятельности, выполняет задание формально. |
В спортивном зале хаотично перемещается, залезает на стеллажи, лестницы, кидает спортивный инвентарь. | Привлекается к использованию тренажёров, спортивного инвентаря совместно с взрослым. |
Нет стимулов, облегчающих контроль. | Мелкие игрушки |
2 этап - частично совместное сопровождение ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом.
Т.е. совместное проведение части занятий, при необходимости помощника во время выполнения заданий.
На втором этапе запланировано освоение ряда навыков:
- Постепенное освоение навыка переодевания:
- снимать одежду с направляющей помощью взрослого;
- снимать одежду самостоятельно;
- не мешать при переодевании (сидеть спокойно, не сопротивляться);
- способствовать переодеванию (подавать руку или ногу);
- помогать переодевать (подтягивать, просовывать);
- принимать помощь при переодевании;
- переодеваться самостоятельно.
2. Постепенное вхождение в группу сверстников:
- нахождение в группе в отсутствии детей;
- нахождение в группе с детьми рядом с учителем-дефектологом или педагогом-психологом;
- нахождение в группе с детьми в поле зрения учителя-дефектолога или педагога-психолога;
- нахождение в группе с детьми в поле зрения воспитателя.
3. Формирование навыка выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).
- совместно учитель-дефектолог и педагог-психолог (при взаимозаменяемости позиций по отношению к ребёнку);
- при частичной помощи второго специалиста (по необходимости);
- не значительная помощь;
- без помощи.
4. Посещение занятий физкультуры, музыки
- освоение пространства музыкального зала в отсутствии других детей;
- вхождение в спортивный зал и выход, когда идут занятия;
- нахождение на занятии некоторое время;
- присоединение к выполнению заданий;
- посещение занятия совместно с другими детьми.
После занятий систематически с родителями проводится консультация, на которых происходит обмен информацией и обсуждение рекомендации, а так же результаты освоения тех или иных ранее полученных рекомендаций. Для формирования навыков необходимо обсуждение и согласование образовательного маршрута ребенка не только в образовательном учреждении, а и в домашних условиях. Так как ребёнку с расстройством аутистического спектра необходима высокая интенсивность коррекционного процесса, то и большая часть его реализуется в семье. Следовательно, консультации помогают интенсивно обсуждать и согласовывать перспективные и актуальные задачи коррекционного процесса специалистов и родителей, уточнять технологии выполнения заданий и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями необходим поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи. Одним из таких подходов является сопровождение как процесс обеспечения помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования.
Проблема воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов.
Содержание и структура сопровождения зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Особое значение организации взаимодействия узких специалистов приобретает при сопровождении ребенка дошкольника с расстройством аутистического спектра.
Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС старшего дошкольного возраста с индивидуальным режимом посещения ДОУ, определенным психолого-медико-педагогической комиссией.
В связи с наличием ряда трудностей: наличие у ребенка особенностей сенсорного восприятия, затрудняющих процесс передвижения к образовательной организации и удалённость места проживания от образовательной организации; острое реагирование на новую ситуацию и обострение силы и продолжительности эпизодов нежелательного поведения; ребёнок на протяжении двух лет не посещал дошкольное учреждение. Как результат крайняя ограниченность его социальных контактов.
Так же наблюдалась выраженность нарушений развития, таких как:
- глубокие нарушения импрессивной и отсутствие экспрессивной речи (не понимание обращённой речи, отсутствие реакции на имя, просьбы и т.д.; нет активного словаря);
- стереотипные формы дезадаптивного поведения (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит; внезапно убегает);
- потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций;
- нарушения способности к общению (не идёт на контакт с детьми, со взрослыми контакт устанавливается с трудом, удержание контакта не стабильно);
- нарушения социального взаимодействия (полевое поведение; не подчиняется требованиям, не выработана привычка соблюдать какие бы то ни было правила; не сформированы навыки самообслуживания; нуждается в постоянном контроле);
- низкий уровень когнитивного развития (грубые нарушения познавательной деятельности; не садится на занятия, крайне трудно привлечь к деятельности).
Для установления зоны актуального развития и разработки плана с опорой на зону ближайшего развития было проведено предварительное обследование ребёнка специалистами сопровождения. По результатам совместно разработан маршрут сопровождения и ряд консультации для родителей с обсуждением вопросов о поведении ребёнка в домашних условиях, о нарушениях развития и трудностях воспитания.
В результате с согласия родителей было принято решение о постепенной адаптации ребёнка к ДОУ в сопровождении специалистов.
На 1-ом этапе (сентябрь-декабрь) была обусловлена необходимость одновременного совместного сопровождения ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом, так как ребёнок проявлял повышенную активность, стремительно перемещался в пространстве, постоянно пытался убежать, открыть дверь. Попытки установить контроль (взять за руку, усадить за стол, привлечь к деятельности) приводили к бурной реакции сопротивления (громкие крики, падение на спину и толкание ногами). В присутствии родных ребёнок ведёт себя подобным же образом. Даже физически справиться с ребёнком было крайне трудно.
Принципы взаимодействия:
- Совместная разработка маршрута и его корректировка;
- Совместное проведение деятельности;
- Одни и те же требования;
- Одни и те же рекомендации для родителей, не противоречащие друг другу;
- Обсуждение текущих моментов, обмен опытом;
- Одни и те же материалы и задания.
- Систематическое повторение одних и тех же действий.
Результаты первого этапа:
Начало этапа | Результат |
Нет реакции на имя. | Прислушивается, поворачивает голову, на доли секунд задерживает взгляд. |
Избегает тактильного контакта. | Даёт руку, разрешает обнять, садится на колени к педагогу. |
Внезапно убегает. Передвижение возможно только методом удерживания с двух сторон за руки, придерживая в области подмышечных впадин. | Идёт держась за руку. |
При предъявлении требований, резкий протест (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит). | Реагирует на запрет отступая. |
Хватает всё, что в поле доступности, кидает. | Берёт предметы, разглядывает, ставит их на место. |
Не хочет входить или выходить из кабинета или группы. | Входит или выходит, держась за руку. |
Категорически не садится за стол. | Сидит за столом более 10 минут. |
Отказ от выполнения деятельности. | Присоединяется к деятельности, выполняет задание формально. |
В спортивном зале хаотично перемещается, залезает на стеллажи, лестницы, кидает спортивный инвентарь. | Привлекается к использованию тренажёров, спортивного инвентаря совместно с взрослым. |
Нет стимулов, облегчающих контроль. | Мелкие игрушки |
2 этап - частично совместное сопровождение ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом.
Т.е. совместное проведение части занятий, при необходимости помощника во время выполнения заданий.
На втором этапе запланировано освоение ряда навыков:
- Постепенное освоение навыка переодевания:
- снимать одежду с направляющей помощью взрослого;
- снимать одежду самостоятельно;
- не мешать при переодевании (сидеть спокойно, не сопротивляться);
- способствовать переодеванию (подавать руку или ногу);
- помогать переодевать (подтягивать, просовывать);
- принимать помощь при переодевании;
- переодеваться самостоятельно.
2. Постепенное вхождение в группу сверстников:
- нахождение в группе в отсутствии детей;
- нахождение в группе с детьми рядом с учителем-дефектологом или педагогом-психологом;
- нахождение в группе с детьми в поле зрения учителя-дефектолога или педагога-психолога;
- нахождение в группе с детьми в поле зрения воспитателя.
3. Формирование навыка выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).
- совместно учитель-дефектолог и педагог-психолог (при взаимозаменяемости позиций по отношению к ребёнку);
- при частичной помощи второго специалиста (по необходимости);
- не значительная помощь;
- без помощи.
4. Посещение занятий физкультуры, музыки
- освоение пространства музыкального зала в отсутствии других детей;
- вхождение в спортивный зал и выход, когда идут занятия;
- нахождение на занятии некоторое время;
- присоединение к выполнению заданий;
- посещение занятия совместно с другими детьми.
После занятий систематически с родителями проводится консультация, на которых происходит обмен информацией и обсуждение рекомендации, а так же результаты освоения тех или иных ранее полученных рекомендаций. Для формирования навыков необходимо обсуждение и согласование образовательного маршрута ребенка не только в образовательном учреждении, а и в домашних условиях. Так как ребёнку с расстройством аутистического спектра необходима высокая интенсивность коррекционного процесса, то и большая часть его реализуется в семье. Следовательно, консультации помогают интенсивно обсуждать и согласовывать перспективные и актуальные задачи коррекционного процесса специалистов и родителей, уточнять технологии выполнения заданий и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"
Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...
План взаимодействия учителя дефектолога группы кратковременного пребывания с родителями.
План взаимодействия с родителями на учебный год....
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется...
Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.
Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...
Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется...
"Организация коррекционной работы специалистами ППк ( учителем - дефектологом, учителем - логопедом, педагогом - психологом, социальным педагогом) со всеми участниками образовательного процесса, включая обучающихся с ОВЗ".
Положение о деятельности специалистов сопровождения: учителей - дефектологов,учителей - логопедов, педагогов- психологов, тьюторов....