Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями необходим поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи. Одним из таких подходов является сопровождение как процесс обеспечения помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования.

Проблема воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями  является весьма острой и актуальной, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов.

Содержание и структура сопровождения зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Особое значение организации взаимодействия узких специалистов приобретает при сопровождении ребенка дошкольника с расстройством аутистического спектра.

Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении  ребенка с РАС старшего дошкольного возраста с индивидуальным режимом посещения ДОУ, определенным психолого-медико-педагогической комиссией.

В связи с наличием ряда трудностей: наличие у ребенка особенностей сенсорного восприятия, затрудняющих процесс передвижения к образовательной организации и удалённость места проживания от образовательной организации; острое реагирование на новую ситуацию  и обострение  силы и продолжительности эпизодов нежелательного поведения; ребёнок на протяжении двух лет не посещал дошкольное учреждение. Как результат крайняя ограниченность его социальных контактов.

Так же наблюдалась выраженность нарушений развития, таких как:

- глубокие нарушения импрессивной  и отсутствие экспрессивной речи (не понимание обращённой речи, отсутствие реакции на имя, просьбы и т.д.; нет активного словаря);

- стереотипные формы дезадаптивного поведения (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит; внезапно убегает);

- потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций;

- нарушения способности к общению (не идёт на контакт с детьми, со взрослыми контакт устанавливается с трудом, удержание контакта не стабильно);

- нарушения социального взаимодействия (полевое поведение; не подчиняется требованиям, не выработана привычка соблюдать какие бы то ни было правила; не сформированы навыки самообслуживания; нуждается в постоянном контроле);

- низкий уровень когнитивного развития (грубые нарушения познавательной деятельности; не садится на занятия, крайне трудно привлечь к деятельности).

Для установления зоны актуального развития и разработки плана с опорой на зону ближайшего развития было проведено предварительное обследование ребёнка специалистами сопровождения. По результатам совместно разработан маршрут сопровождения и ряд  консультации для родителей с обсуждением вопросов о поведении ребёнка в домашних условиях, о нарушениях развития и трудностях воспитания.

В результате с согласия родителей было принято решение о постепенной адаптации ребёнка к ДОУ в сопровождении специалистов.

 

На 1-ом этапе (сентябрь-декабрь) была обусловлена необходимость одновременного совместного сопровождения ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом, так как ребёнок проявлял повышенную активность, стремительно перемещался в пространстве, постоянно пытался убежать, открыть дверь. Попытки установить контроль (взять за руку, усадить за стол, привлечь к деятельности) приводили к бурной реакции сопротивления (громкие крики, падение на спину и толкание ногами). В присутствии родных ребёнок ведёт себя подобным же образом. Даже физически справиться с ребёнком было крайне трудно.

Принципы взаимодействия:

- Совместная разработка маршрута и его корректировка;

- Совместное проведение деятельности;

- Одни и те же требования;

- Одни и те же рекомендации для родителей, не противоречащие друг другу;

- Обсуждение текущих моментов, обмен опытом;

- Одни и те же материалы и задания.

- Систематическое повторение одних и тех же действий.

Результаты первого этапа:

 

Начало этапа

Результат

 Нет реакции на имя.

Прислушивается, поворачивает голову, на доли секунд задерживает взгляд.

Избегает тактильного контакта.

Даёт руку, разрешает обнять, садится на колени к педагогу.

Внезапно убегает. Передвижение возможно только методом удерживания с двух сторон за руки, придерживая в области подмышечных впадин.

Идёт держась за руку.

При предъявлении требований, резкий протест (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит).

Реагирует на запрет отступая.

Хватает всё, что в поле доступности, кидает.

Берёт предметы, разглядывает, ставит их на место.

Не хочет входить или выходить из кабинета или группы.

Входит или выходит, держась за руку.

Категорически не садится за стол.

Сидит за столом более 10 минут.

Отказ от выполнения деятельности.

Присоединяется к деятельности, выполняет задание формально.

В спортивном зале хаотично перемещается, залезает на стеллажи, лестницы, кидает спортивный инвентарь.

Привлекается к использованию тренажёров, спортивного инвентаря совместно с взрослым.

Нет стимулов, облегчающих контроль.

Мелкие игрушки

 

2 этап -  частично совместное сопровождение ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом.

Т.е. совместное проведение части занятий, при необходимости помощника во время выполнения заданий.

На втором этапе запланировано освоение ряда навыков:

  1. Постепенное освоение навыка переодевания:

- снимать одежду с направляющей помощью взрослого;

- снимать одежду самостоятельно;

- не мешать при переодевании (сидеть спокойно, не сопротивляться);

- способствовать переодеванию (подавать руку или ногу);

- помогать переодевать (подтягивать, просовывать);

- принимать помощь при переодевании;

- переодеваться самостоятельно.

2. Постепенное вхождение в группу сверстников:

- нахождение в группе в отсутствии детей;

- нахождение в группе с детьми рядом с учителем-дефектологом или педагогом-психологом;

- нахождение в группе с детьми в поле зрения учителя-дефектолога или педагога-психолога;

- нахождение в группе с детьми в поле зрения воспитателя.

3. Формирование навыка выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).

- совместно учитель-дефектолог и педагог-психолог (при взаимозаменяемости позиций по отношению к ребёнку);

- при частичной помощи второго специалиста (по необходимости);

- не значительная помощь;

- без помощи.

4. Посещение занятий физкультуры, музыки

- освоение пространства музыкального зала в отсутствии других детей;

- вхождение в спортивный зал и выход, когда идут занятия;

- нахождение на занятии некоторое время;

- присоединение к выполнению заданий;

- посещение занятия совместно с другими детьми.

 

После занятий систематически с родителями проводится консультация, на которых происходит обмен информацией и обсуждение рекомендации, а так же результаты освоения тех или иных ранее полученных рекомендаций. Для формирования навыков необходимо обсуждение  и согласование образовательного маршрута ребенка не только в образовательном учреждении, а и в домашних условиях. Так как ребёнку с расстройством аутистического спектра необходима высокая интенсивность коррекционного процесса, то и большая часть его реализуется в семье. Следовательно, консультации помогают интенсивно обсуждать и согласовывать перспективные и актуальные задачи коррекционного процесса специалистов и родителей, уточнять технологии выполнения заданий и упражнений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении  ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями необходим поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи. Одним из таких подходов является сопровождение как процесс обеспечения помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования.

Проблема воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями  является весьма острой и актуальной, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов. 

Содержание и структура сопровождения зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода. Особое значение организации взаимодействия узких специалистов приобретает при сопровождении ребенка дошкольника с расстройством аутистического спектра.

Представляем опыт взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении  ребенка с РАС старшего дошкольного возраста с индивидуальным режимом посещения ДОУ, определенным психолого-медико-педагогической комиссией.

В связи с наличием ряда трудностей: наличие у ребенка особенностей сенсорного восприятия, затрудняющих процесс передвижения к образовательной организации и удалённость места проживания от образовательной организации; острое реагирование на новую ситуацию  и обострение  силы и продолжительности эпизодов нежелательного поведения; ребёнок на протяжении двух лет не посещал дошкольное учреждение. Как результат крайняя ограниченность его социальных контактов.

Так же наблюдалась выраженность нарушений развития, таких как:

- глубокие нарушения импрессивной  и отсутствие экспрессивной речи (не понимание обращённой речи, отсутствие реакции на имя, просьбы и т.д.; нет активного словаря);

- стереотипные формы дезадаптивного поведения (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит; внезапно убегает);

- потребность в соблюдении постоянства, высокая чувствительность к изменению привычных ситуаций;

- нарушения способности к общению (не идёт на контакт с детьми, со взрослыми контакт устанавливается с трудом, удержание контакта не стабильно);

- нарушения социального взаимодействия (полевое поведение; не подчиняется требованиям, не выработана привычка соблюдать какие бы то ни было правила; не сформированы навыки самообслуживания; нуждается в постоянном контроле);

- низкий уровень когнитивного развития (грубые нарушения познавательной деятельности; не садится на занятия, крайне трудно привлечь к деятельности).

Для установления зоны актуального развития и разработки плана с опорой на зону ближайшего развития было проведено предварительное обследование ребёнка специалистами сопровождения. По результатам совместно разработан маршрут сопровождения и ряд  консультации для родителей с обсуждением вопросов о поведении ребёнка в домашних условиях, о нарушениях развития и трудностях воспитания.

В результате с согласия родителей было принято решение о постепенной адаптации ребёнка к ДОУ в сопровождении специалистов.

На 1-ом этапе (сентябрь-декабрь) была обусловлена необходимость одновременного совместного сопровождения ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом, так как ребёнок проявлял повышенную активность, стремительно перемещался в пространстве, постоянно пытался убежать, открыть дверь. Попытки установить контроль (взять за руку, усадить за стол, привлечь к деятельности) приводили к бурной реакции сопротивления (громкие крики, падение на спину и толкание ногами). В присутствии родных ребёнок ведёт себя подобным же образом. Даже физически справиться с ребёнком было крайне трудно.

Принципы взаимодействия:

- Совместная разработка маршрута и его корректировка;

- Совместное проведение деятельности;

- Одни и те же требования;

- Одни и те же рекомендации для родителей, не противоречащие друг другу;

- Обсуждение текущих моментов, обмен опытом;

- Одни и те же материалы и задания.

- Систематическое повторение одних и тех же действий.

Результаты первого этапа:

Начало этапа

Результат

 Нет реакции на имя.

Прислушивается, поворачивает голову, на доли секунд задерживает взгляд.

Избегает тактильного контакта.

Даёт руку, разрешает обнять, садится на колени к педагогу.

Внезапно убегает. Передвижение возможно только методом удерживания с двух сторон за руки, придерживая в области подмышечных впадин.

Идёт держась за руку.

При предъявлении требований, резкий протест (падает на пол, на спину в любых обстоятельствах и толкает двумя ногами; громко кричит).

Реагирует на запрет отступая.

Хватает всё, что в поле доступности, кидает.

Берёт предметы, разглядывает, ставит их на место.

Не хочет входить или выходить из кабинета или группы.

Входит или выходит, держась за руку.

Категорически не садится за стол.

Сидит за столом более 10 минут.

Отказ от выполнения деятельности.

Присоединяется к деятельности, выполняет задание формально.

В спортивном зале хаотично перемещается, залезает на стеллажи, лестницы, кидает спортивный инвентарь.

Привлекается к использованию тренажёров, спортивного инвентаря совместно с взрослым.

Нет стимулов, облегчающих контроль.

Мелкие игрушки

2 этап -  частично совместное сопровождение ребёнка двумя специалистами педагогом-психологом и дефектологом.

Т.е. совместное проведение части занятий, при необходимости помощника во время выполнения заданий.

На втором этапе запланировано освоение ряда навыков:

  1. Постепенное освоение навыка переодевания:

- снимать одежду с направляющей помощью взрослого;

- снимать одежду самостоятельно;

- не мешать при переодевании (сидеть спокойно, не сопротивляться);

- способствовать переодеванию (подавать руку или ногу);

- помогать переодевать (подтягивать, просовывать);

- принимать помощь при переодевании;

- переодеваться самостоятельно.

2. Постепенное вхождение в группу сверстников:

- нахождение в группе в отсутствии детей;

- нахождение в группе с детьми рядом с учителем-дефектологом или педагогом-психологом;

- нахождение в группе с детьми в поле зрения учителя-дефектолога или педагога-психолога;

- нахождение в группе с детьми в поле зрения воспитателя.

3. Формирование навыка выполнять простейшие инструкции (дай, принеси, покажи).

- совместно учитель-дефектолог и педагог-психолог (при взаимозаменяемости позиций по отношению к ребёнку);

- при частичной помощи второго специалиста (по необходимости);

- не значительная помощь;

- без помощи.

4. Посещение занятий физкультуры, музыки

- освоение пространства музыкального зала в отсутствии других детей;

- вхождение в спортивный зал и выход, когда идут занятия;

- нахождение на занятии некоторое время;

- присоединение к выполнению заданий;

- посещение занятия совместно с другими детьми.

После занятий систематически с родителями проводится консультация, на которых происходит обмен информацией и обсуждение рекомендации, а так же результаты освоения тех или иных ранее полученных рекомендаций. Для формирования навыков необходимо обсуждение  и согласование образовательного маршрута ребенка не только в образовательном учреждении, а и в домашних условиях. Так как ребёнку с расстройством аутистического спектра необходима высокая интенсивность коррекционного процесса, то и большая часть его реализуется в семье. Следовательно, консультации помогают интенсивно обсуждать и согласовывать перспективные и актуальные задачи коррекционного процесса специалистов и родителей, уточнять технологии выполнения заданий и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

Открытое занятие, приуроченное ко дню дефектолога и психолога. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Тема: "Путешествие в волшебный лес"

Цель: Совершенствование представлений детей с ЗПР о природе и животных. Задачи.Развивающие:1. Развитие умение определять характер производить логические связи и необходимое обобщение.2. Развитие ...

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в сопровождении ребенка с РАС по индивидуальному режиму пребывания в ДОУ в период адаптации

Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется...