Проект: Использование биоэнергопластики для коррекции речи и мелкой моторики
проект по коррекционной педагогике

Трещихина Татьяна Васильевна

К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастик с использованием элементов биоэнергопластики и ритмических упражнений с палочками.

Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: Использование биоэнергопластики для коррекции речи и мелкой моторики

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.

Тип проекта: долгосрочный 3 года.

Срок реализации: с 1октября 2023 г по 20 мая 2026 г.

По характеру проекта: исследовательский, практический.

Место проведения МБДОУ детский сад №7 «Антошка»

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

 В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки.  С чем это связано? Ответ на этот вопрос неоднозначен, существует множество причин, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом. Органы артикуляционного аппарата нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе движения мы говорим сплошным потоком речи, а не произносим отдельные звуки. Самым эффективным способом развития речи с раннего возраста, является артикуляционная и пальчиковая гимнастика. 

Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

Педагоги в нашем лице используют игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.  Обратили внимание на такой метод как ритмические упражнения с палочками -  клавесы изобретены Карлом Орфом также дополняют и помогают воспитателям добиться нужных результатов в своей работе. Развивает творческие способности ребенка, воображение, ритмический слух, хорошее настроение и совершенствовать речь дошкольника.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.; с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А.; с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В). Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности.

К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастик с использованием элементов биоэнергопластики и ритмических упражнений с палочками.

Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.

Целью биоэнергопластики, развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук за счет пальчиковых игр; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи использования биоэнергопластики:

1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;

2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;

3. Развивать координацию движений;

4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;

5. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую и педагогическую работу планируется в течение трех лет, начиная со среднего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Особенности работы.

  1. Занятия проводятся в подгруппе или с группой детей.
  2. Длительность - не более 5-10 минут.
  3. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять

ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно.

Важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. 

Работа с педагогами и родителями

1. Проведение индивидуальных консультаций для родителей в онлайн формате и индивидуально,

2. Проведение мастер - класса для педагогов, консультаций для воспитателей

по запросу и по мере необходимости.

3. Подведение итогов по реализации проекта.

Этапы работы:

1. Выявление проблемы: (мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.23 -30 .09.23)
3. Практический этап:  (с 28 .09.23 – 20.05.25)
4. Подведение результатов: (с 18.05.23 – 30.05.24  с 18.05.24– 30.05.25)

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный (диагностический). Изучение литературы и опыта

работы по использованию «биоэнергопластики»; подготовка картотеки упражнений пальчиковых игр. Подбор музыкальных пальчиковых игр по методу Е.С. Железновой.

     Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции,

диагностику звукопроизношения, мелкой моторики и когнитивных функций.

2 этап – основной Подача упражнений, установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. Подбирается материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционно – логопедической и воспитательной работы с детьми.

3 этап – Итоговый Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно- логопедической и воспитательной работы, определение дальнейшей

перспективы проекта.

4 этап – заключительный. В марте мастер – класс для педагогов по теме «Биоэнергопластика » на педагогическом совете. В апреле провести беседу с родителями, на родительском собрании  с видео отчетом и ознакомить с результатами проекта.  Создание буклета с упражнениями для педагогов ДОУ и родителей для работы с детьми дома или оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений для родителей.

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Ожидаемый результат:

Применение пальчиковых игр с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Перспективный план работы

для детей 4-5 лет с ТНР

(1 год обучения)

Этапы

Содержание

Цель

Время
проведения

сентябрь

1.Обследование детей.

2.Знакомство с органами

артикуляции при помощи игрового персонажа Язычок

3.Разучивание артикуляционной гимнастики.

 Определить структуру дефекта  и пути коррекции

Сентябрь

мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23

Сентябрь

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

1.История, в которой мы знакомимся с Веселым Язычком, а также узнаем, что он делал, когда был совсем маленьким, и как разговаривали его друзья В Костыгина

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

 Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

  1. Прогулка
  2. Как мама готовила обед для Веселого Язычка

  • Ау (музыкальная)

  • Петушок
  • Мошки

(период работы проекта)

Сентябрь

с 01.09 2023 – 15.09.23

с 18.09.23 – 27.09.23

Октябрь

  1. История, в которой мы знакомимся с Веселым Язычком, а также узнаем, что он делал, когда был совсем маленьким, и как разговаривали его друзья В Костыгина
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

1 Как мама готовила обед для Веселого Язычка

Массаж и гимнастика Язычка.

  • А мы скажем (музыкальная)

  • Футы – нуты
  • Острова

02.10 – 27.10

Ноябрь  

Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр: 

1. История, в которой мы знакомимся с Веселым Язычком, а также узнаем, что он делал, когда был совсем маленьким, и как разговаривали его друзья В Костыгина

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Ритмические игры с палочками
  1. Друзья Веселого Язычка

  • Капуста (музыкальная)
  • Чай

  • Паровоз
  • Рады все
  1. 11- 30.11

Декабрь  

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • .Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

.

  • Ай, ду – ду
  • Лебедушка

  • Вот левая вот правая (музыкальная)
  • Дом

  • Варили суп
  • Кошка

01.12 – 29.12

Январь

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  •  Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Наш котик
  • Улитка

  • Автобус (музыкальная)
  • Пять братцев

  • Утята
  • Топотушка

09.01.24 – 31.01.24

Февраль

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • В нашей избушке
  • Жили – были зайчики

  • Вот маленькая мышка

(музыкальная)

  • Черепашка

  • Деревушка
  • Кузнечики

01.02 – 29.02

Март

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.

 

  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Снегирёк
  • Где чей дом

  • Десять тараканов (музыкальная)
  • Горшок

  • Козел
  • Филин

01.03 – 29.03

Апрель

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Водичка
  • Большой и маленький

  • Домик маленький на елке (музыкальная)
  • Утро

  • Ку – ку – мак
  • Гвоздь и молоток

01.04 – 27.04

Май

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Мишка спит
  • Еж и ежата

  • Мои вещи (музыкальная)
  • Гвозди

  • Лягушонок
  • Неделя

06.05 – 31.05.

Перспективный план работы по технологии «биоэнергопластика»

для детей 5-6 лет с ТНР

(2 год обучения)

Этапы

Содержание

Цель

Время
проведения

сентябрь

1. Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.

Подбор картинок и упражнений по лексической теме 

 Определить структуру дефекта  и пути коррекции

Сентябрь

мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23

Сентябрь

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

 Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

  • Краб (музыкальная)
  • Гав - гав

  • Медвежата
  • Бубен вождя

(период работы проекта)

Сентябрь

с 01.09 2023 – 15.09.23

с 18.09.23 – 27.09.23

Октябрь

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Музыкант
  • Лежебока

  • Мы кружок нарисовали (музыкальная)
  • Цыплята

  • Дождик
  • Дрова

02.10 – 27.10

Ноябрь  

Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр: 

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками) 

  • Скворцы
  • Котик и козлик

  • Мышка и часы (музыкальная)
  • Пчелки

  • Гости
  • Помощники
  1. 11- 30.11

Декабрь  

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Пальчики в лесу
  • Капуста

  • Палочки веселые (музыкальная)
  • Котята
  • Дождь
  • Маленькие ушки

01.12 – 29.12

Январь

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Две сороконожки
  • Мой мизинчик

  • Паучок (музыкальная)
  • В гнезде

  • Лягушки
  • Мишутка

09.01.24 – 31.01.24

Февраль

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Вот как пальчики шагают
  • Шла ворона через поле

  • Поросята (музыкальная)
  • В лесу

  • Домовой
  • Охота

01.02 – 29.02

Март

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Четыре брата
  • Топ – топ

  • Пять утят (музыкальная)
  • Зайцы

  • Моя семья
  • Хип - хоп

01.03 – 29.03

Апрель

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Кто приехал
  • Вышли пальчики гулять

  • Разминка (музыкальная)
  • Кролик

  • Тара – рам
  • Четыре павлина

01.04 – 27.04

Май

  • Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Кулачки – ладошки
  • Как живешь?

  • Подвижные игры. (музыкальная)
  • Берлога

  • Пылесос
  • Ток, ток

06.05 – 31.05.

 

Перспективный план занятий по технологии «биоэнергопластика»

для детей 6-7 лет с ТНР

Этапы

Содержание

Цель

Время
проведения

сентябрь

1. Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.

Подбор картинок и упражнений по лексической теме 

 Определить структуру дефекта  и пути коррекции

Сентябрь

мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23

Сентябрь

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

 Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

  • Цветочек

  • Подмигну
  • Поезд

(период работы проекта)

Сентябрь

с 01.09 2023 – 15.09.23

с 18.09.23 – 27.09.23

Октябрь

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Умная галка
  • Текст с «Хвостиками»

  • Дружные пальчики

  • Настроение
  • Тук - тук

02.10 – 27.10

Ноябрь  

Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр: 

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Олениха
  • Текст с «Хвостиками»

  • Рыбки

  • Индейцы
  • Стал Сапожником Енот
  1. 11- 30.11

Декабрь  

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Друзья
  • Котята

  • Радуга

  • Зашагали ножки
  • Зайка

01.12 – 29.12

Январь

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Котята
  • Текст с «Хвостиками»

  • Ракушки

  • Козлик
  • Лошадки

09.01.24 – 31.01.24

Февраль

  • 1 Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Волчишка
  • Текст с «Хвостиками»

  • Ветер

  • Солдаты
  • Утята

01.02 – 29.02

Март

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)
  • Про хвосты
  • За грибами

  • Нелепица

  • Пирожок
  • Дорожка

01.03 – 29.03

Апрель

  • Тексты с дырками и хвостами С Сущевская

  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Текст с дырками
  • Колышек

  • Повторение

  • Дождик
  • Пчелка

01.04 – 27.04

Май

  • 1 Тексты с дырками и хвостами С Сущевская
  • Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.
  • Клавесы изобретены Карлом Орфом. (Ритмические игры с палочками)

  • Малыши
  • Текст с «Дырками»

  • Повторение

  • Я придумал кем я стану
  • Обувь

06.05 – 31.05.

Тематическое планирование

Таблица № 1

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Цель

Время
проведения

1

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.

Подбор картинок и упражнений по лексической теме

Определить структуру дефекта  и пути коррекции.

Сентябрь

мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23

2

Установление доверительных отношений с детьми, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

Сентябрь

с 01.09 2023 – 15.09.23

3

Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр:

1.Артикуляционная гимнастика. История о том, как мы тополи, бежали пальчиками по дорожке, а солнышко уснуло и цыпленок разбудил его. Г Агаян

2. Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова.

3. История о том, как наши пальчики стали ловкими и умелыми, такими, что рассказали много – много стихотворений на радость маме Т Бардышова.

4. Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова.

Поможем ребенку овладеть правильным произношением Г Лагздынь.

5. Речевая гимнастика по сказкам или мой веселый Язычок

Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».

(период работы проекта)

4

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом.

 Выступление на родительском собрании.
Консультации. Фото и видео работы с детьми.

Педагогическое просвещение родителей.

(период работы проекта)

5

Итоговый мониторинг.

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

 

Май

2024

Май

2025


Итог проекта: В ходе реализации проекта дети приобретут знания о строении артикуляционного аппарата. С помощью упражнений по артикуляционной гимнастике, артикуляционный аппарат придет в норму. С помощью упражнений по «Биоэнергопластике» у детей будут более развиты такие психические процессы как - память, внимание, мышление. В процессе упражнений биоэнергопластики повысятся кинезиологические ощущения. Так же повысится работоспособность, интерес к занятиям. Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков будет более продуктивным. Будет развита мелкая моторика. Дети будут более усидчивы и работоспособны. Можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методические источники 

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Великая книга о пальчиках и звуках, о том, как пальчики пошли гулять, а язычок учился быть ловким Великий ИД «Карапуз»
  3. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  6. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
  7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО

Использованные сайты

  1. http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

«Психомоторная коррекция и развитие мелкой моторики – важнейшие факторы в развитии речи ребенка»

В нашей жизни большое значение имеет значение чувство ритма…. И речь – не исключение.Существуют различные игры, речевки, чистоговорки, проговаривая которые, мы учим детей согласовывать их...

Консультация для родителей "Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом" подготовительная группа.

В консультации даны рекомендации родителям, как с помощью нехитрых приемов рисования штрихами можно развивать мелкую моторику рук ребенка, разнообразить рисунки детей; тем самым корректировать некотор...

Консультация для родителей "Развитие и коррекция речи через мелкую моторику рук"

Уровень развития мелкой моторики - один из показатетей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.Недостаточно развитая моторика руки - плохо развитая речь. Поэтому работу над развитием мелкой мот...

Проект "Использование биоэнергопластики на занятиях по коррекции звукопроизношения"

Использование приемов биоэнергопластики и кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....