Проект: Использование биоэнергопластики для коррекции речи и мелкой моторики
проект по коррекционной педагогике
К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастик с использованием элементов биоэнергопластики и ритмических упражнений с палочками.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_bioenergoplastiki_dlya_korrektsii_rechi_i_melkoy_motoriki.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Использование биоэнергопластики для коррекции речи и мелкой моторики
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.
Тип проекта: долгосрочный 3 года.
Срок реализации: с 1октября 2023 г по 20 мая 2026 г.
По характеру проекта: исследовательский, практический.
Место проведения МБДОУ детский сад №7 «Антошка»
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки. С чем это связано? Ответ на этот вопрос неоднозначен, существует множество причин, одной из которых является иннервация мышц органов артикуляционного аппарата. У детей наблюдается вялость языковых мышц, губ и щек, некоторые ребята, разговаривая, почти не открывают рот. Речь становится не только невнятной и малопонятной, она еще сопутствуется рядом звуковых нарушений, т. к. малыш не может в полном объеме управлять своим артикуляционным аппаратом. Органы артикуляционного аппарата нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе движения мы говорим сплошным потоком речи, а не произносим отдельные звуки. Самым эффективным способом развития речи с раннего возраста, является артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.
Педагоги в нашем лице используют игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Обратили внимание на такой метод как ритмические упражнения с палочками - клавесы изобретены Карлом Орфом также дополняют и помогают воспитателям добиться нужных результатов в своей работе. Развивает творческие способности ребенка, воображение, ритмический слух, хорошее настроение и совершенствовать речь дошкольника.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.; с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А.; с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В). Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности.
К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной и пальчиковой гимнастик с использованием элементов биоэнергопластики и ритмических упражнений с палочками.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Целью биоэнергопластики, развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук за счет пальчиковых игр; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
Задачи использования биоэнергопластики:
1. Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
2. Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
3. Развивать координацию движений;
4. Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;
5. Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия
Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую и педагогическую работу планируется в течение трех лет, начиная со среднего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Особенности работы.
- Занятия проводятся в подгруппе или с группой детей.
- Длительность - не более 5-10 минут.
- Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно.
Важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Работа с педагогами и родителями
1. Проведение индивидуальных консультаций для родителей в онлайн формате и индивидуально,
2. Проведение мастер - класса для педагогов, консультаций для воспитателей
по запросу и по мере необходимости.
3. Подведение итогов по реализации проекта.
Этапы работы:
1. Выявление проблемы: (мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23)
2. Подготовительный этап: (с 01.09.23 -30 .09.23)
3. Практический этап: (с 28 .09.23 – 20.05.25)
4. Подведение результатов: (с 18.05.23 – 30.05.24 с 18.05.24– 30.05.25)
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный (диагностический). Изучение литературы и опыта
работы по использованию «биоэнергопластики»; подготовка картотеки упражнений пальчиковых игр. Подбор музыкальных пальчиковых игр по методу Е.С. Железновой.
Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции,
диагностику звукопроизношения, мелкой моторики и когнитивных функций.
2 этап – основной Подача упражнений, установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. Подбирается материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционно – логопедической и воспитательной работы с детьми.
3 этап – Итоговый Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно- логопедической и воспитательной работы, определение дальнейшей
перспективы проекта.
4 этап – заключительный. В марте мастер – класс для педагогов по теме «Биоэнергопластика » на педагогическом совете. В апреле провести беседу с родителями, на родительском собрании с видео отчетом и ознакомить с результатами проекта. Создание буклета с упражнениями для педагогов ДОУ и родителей для работы с детьми дома или оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений для родителей.
Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
Ожидаемый результат:
Применение пальчиковых игр с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Перспективный план работы
для детей 4-5 лет с ТНР
(1 год обучения)
Этапы | Содержание | Цель | Время |
сентябрь | 1.Обследование детей. 2.Знакомство с органами артикуляции при помощи игрового персонажа Язычок 3.Разучивание артикуляционной гимнастики. | Определить структуру дефекта и пути коррекции | Сентябрь мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23 |
Сентябрь | Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики». 1.История, в которой мы знакомимся с Веселым Язычком, а также узнаем, что он делал, когда был совсем маленьким, и как разговаривали его друзья В Костыгина
| Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».
| (период работы проекта) Сентябрь с 01.09 2023 – 15.09.23 с 18.09.23 – 27.09.23 |
Октябрь |
| 1 Как мама готовила обед для Веселого Язычка Массаж и гимнастика Язычка.
| 02.10 – 27.10 |
Ноябрь | Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр: 1. История, в которой мы знакомимся с Веселым Язычком, а также узнаем, что он делал, когда был совсем маленьким, и как разговаривали его друзья В Костыгина
|
|
|
Декабрь |
. |
| 01.12 – 29.12 |
Январь |
|
| 09.01.24 – 31.01.24 |
Февраль |
|
(музыкальная)
| 01.02 – 29.02 |
Март |
|
| 01.03 – 29.03 |
Апрель |
|
| 01.04 – 27.04 |
Май |
|
| 06.05 – 31.05. |
Перспективный план работы по технологии «биоэнергопластика»
для детей 5-6 лет с ТНР
(2 год обучения)
Этапы | Содержание | Цель | Время |
сентябрь | 1. Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Подбор картинок и упражнений по лексической теме | Определить структуру дефекта и пути коррекции | Сентябрь мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23 |
Сентябрь | Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».
| Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».
| (период работы проекта) Сентябрь с 01.09 2023 – 15.09.23 с 18.09.23 – 27.09.23 |
Октябрь |
|
| 02.10 – 27.10 |
Ноябрь | Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр:
|
|
|
Декабрь |
|
| 01.12 – 29.12 |
Январь |
|
| 09.01.24 – 31.01.24 |
Февраль |
|
| 01.02 – 29.02 |
Март |
|
| 01.03 – 29.03 |
Апрель |
|
| 01.04 – 27.04 |
Май |
|
| 06.05 – 31.05. |
Перспективный план занятий по технологии «биоэнергопластика»
для детей 6-7 лет с ТНР
Этапы | Содержание | Цель | Время |
сентябрь | 1. Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Подбор картинок и упражнений по лексической теме | Определить структуру дефекта и пути коррекции | Сентябрь мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23 |
Сентябрь | Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».
| Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики».
| (период работы проекта) Сентябрь с 01.09 2023 – 15.09.23 с 18.09.23 – 27.09.23 |
Октябрь |
|
| 02.10 – 27.10 |
Ноябрь | Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр:
|
|
|
Декабрь |
|
| 01.12 – 29.12 |
Январь |
|
| 09.01.24 – 31.01.24 |
Февраль |
|
| 01.02 – 29.02 |
Март |
|
| 01.03 – 29.03 |
Апрель |
|
| 01.04 – 27.04 |
Май |
|
| 06.05 – 31.05. |
Тематическое планирование
Таблица № 1
Этапы | Формы работы с детьми и родителями | Цель | Время |
1 | Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Подбор картинок и упражнений по лексической теме | Определить структуру дефекта и пути коррекции. | Сентябрь мониторинг с 01.09 2023 – 15.09.23 |
2 | Установление доверительных отношений с детьми, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. | Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики». | Сентябрь с 01.09 2023 – 15.09.23 |
3 | Проводить утренний круг с использованием пальчиковых игр: 1.Артикуляционная гимнастика. История о том, как мы тополи, бежали пальчиками по дорожке, а солнышко уснуло и цыпленок разбудил его. Г Агаян 2. Пальчиковые игры Тюк – ток кулачок Е Железнова. 3. История о том, как наши пальчики стали ловкими и умелыми, такими, что рассказали много – много стихотворений на радость маме Т Бардышова. 4. Пальчиковые игры Вот как пальчики шагают Т Щербакова. Поможем ребенку овладеть правильным произношением Г Лагздынь. 5. Речевая гимнастика по сказкам или мой веселый Язычок | Внедрить в практику коррекционной работы метод «биоэнергопластики». | (период работы проекта) |
4 | Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Выступление на родительском собрании. | Педагогическое просвещение родителей. | (период работы проекта) |
5 | Итоговый мониторинг. | Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.
| Май 2024 Май 2025 |
Итог проекта: В ходе реализации проекта дети приобретут знания о строении артикуляционного аппарата. С помощью упражнений по артикуляционной гимнастике, артикуляционный аппарат придет в норму. С помощью упражнений по «Биоэнергопластике» у детей будут более развиты такие психические процессы как - память, внимание, мышление. В процессе упражнений биоэнергопластики повысятся кинезиологические ощущения. Так же повысится работоспособность, интерес к занятиям. Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков будет более продуктивным. Будет развита мелкая моторика. Дети будут более усидчивы и работоспособны. Можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методические источники
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Великая книга о пальчиках и звуках, о том, как пальчики пошли гулять, а язычок учился быть ловким Великий ИД «Карапуз»
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО
Использованные сайты
- http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php - Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....
«Психомоторная коррекция и развитие мелкой моторики – важнейшие факторы в развитии речи ребенка»
В нашей жизни большое значение имеет значение чувство ритма…. И речь – не исключение.Существуют различные игры, речевки, чистоговорки, проговаривая которые, мы учим детей согласовывать их...
Консультация для родителей "Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом" подготовительная группа.
В консультации даны рекомендации родителям, как с помощью нехитрых приемов рисования штрихами можно развивать мелкую моторику рук ребенка, разнообразить рисунки детей; тем самым корректировать некотор...
Консультация для родителей "Развитие и коррекция речи через мелкую моторику рук"
Уровень развития мелкой моторики - один из показатетей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.Недостаточно развитая моторика руки - плохо развитая речь. Поэтому работу над развитием мелкой мот...
Проект "Использование биоэнергопластики на занятиях по коррекции звукопроизношения"
Использование приемов биоэнергопластики и кинезиологических упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения...
Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы
В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...
Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....