Сенсорные игры, как результат взаимодействия-с аутичным ребенком
картотека по коррекционной педагогике
- Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком
- -Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snsornye_igry_kak_rezultat_vzaimodeystviya_s_detmi_ras.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные игры как результат взаимодействия-с аутичным ребенком
Аутизм – это предельное, «экстремальное» одиночество человека, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию.
-РДА – ранний детский аутизм.
-РАС – это расстройства аутистического спектра.
-Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение психического развития ребенка.
Признаки проявления аутизма:
Трудности установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными.
Стереотипность поведения связанная с напряженным стремлением сохранить привычные условия жизни. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни. Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.
Особая характерная задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.
Манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).
Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства.
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком
-Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
- Переживание приятных эмоций.
- Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
- Получение ребенком новой сенсорной информации.
- Внесение в игру новых социальных смыслов.
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми
разнообразными:
Зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
-Слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
-Тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
-Двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
-Обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
-Вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Виды сенсорных игр
-Игры с красками
-Игры с водой
-Игры с крупами и сыпучими веществами
-Игры с пластичными материалами
-Игры со звуками
-Игры с ритмами
-Игры с движениями и тактильными ощущениями.
ИГРЫ С ВОДОЙ
ЦВЕТНАЯ ВОДА
Цель: закрепление эталонов цвета.
Для игры потребуется: гуашь , кисточка, прозрачные пластиковые стаканы (количество стаканов может быть любым). Наполните стаканы водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов.
Эмоционально комментируйте свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства». Обычно ребенок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
ПОЙМАЙ РЫБКУ
Цель: Формирование понятий о величине.
Для игры потребуется: тазик с водой, магнитная удочка, большие и маленькие рыбки (с металлической вставкой).
Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый сопровождает эмоциональной речью. После освоения процесса игры, задание усложняется. Взрослый предлагает ловить больших и маленьких рыбок. Если рыбки разных основных цветов, то можно ловить рыбку по цвету.
ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Для игры потребуется : плотная коробка 50*40 см,
кварцевый песок, различные формочки, лопатки, грабельки, пластмассовые геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.
Ребенку предлагается разровнять песок грабельками, выложить домик из геометрических фигур, нарисовать пальчиком на песке солнышко, тучки, дождик, травку и т.д. Можно спрятать игрушку в песке и попросить её найти.
Игры с крупами, косточками и ракушками
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, скоординированности движений рук.
Для игры потребуется: плотная коробка, контейнеры различной величины, крупы (греча, горох, фасоль, пшено), косточки (сливовые, абрикосовые, персиковые), ракушки.
Ребенку можно предложить спрятать ручки в крупу, разложить или разделить крупы, косточки по чашечкам. Можно перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие фракции ложкой и другими предметами.
Игры с пластичными материалами
Игры с кинетическим песком
Цель:
Развитие тактильных ощущений, активизация движений кистей рук.
Для игры потребуется: плотная коробка 50*40 см,
Кинетический песок (пластичный песок), различные формочки, мелкие игрушки, штампики и др.
Ребенку предлагается потрогать, помять песок, заполнить формочки, «испечь куличики», ставить штампики, скатать шарики, колбаски, спрятать игрушку и др.
Игры с пластилином, соленым тестом
Цель: Развитие тонкой моторики рук.
Для игры потребуется: пластилин или соленое
тесто (исходя из предпочтений ребенка).
Ребенку предлагается мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать
шарики, раскатывать колбаски.
Игра с мячиками
Описание:
Мячики формируют ощущения и восприятия, так как имеют различную текстуру, размер и цвет. Играть с ними на занятии – для детей одно удовольствие!
Активно применяем при отстукивании ритма стихов и потешек.
Развивается тактильная чувствительность, зрительное и слуховое
восприятие , мелкая моторика
Игра с пирамидками
Описание: Пирамидка сделана своими руками, каждый сегмент наполнен мягкой основой. Играя с пирамидкой,
ребёнок получает большое удовольствие! Развивается не только зрительное восприятие, но и мелкая моторики, мышление.
ИГРЫ В «БУТЫЛОЧКИ – ШУМЕЛОЧКИ»
Описание: Бутылочки заполнены различными сыпучими материалами (крупами, фасолью, песком), монетками, макаронами. Различные звуки по громкости, издаваемые бутылочками, шуршание – приводит детей в восторг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....
«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....
Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»
Играя с ребенком в сенсорные игры, вы научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночест...
Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...
Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"
Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?...
Сенсорные игры с аутичным ребенком
Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...
Презентация на тему :"Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком"
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком:-создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия. Задачи:•Переживание приятных эмоций.•Возникновение эмо...