Сенсорные игры, как результат взаимодействия-с аутичным ребенком
картотека по коррекционной педагогике

Парфёнова Лия Айратовна
  • Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком
  • -Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snsornye_igry_kak_rezultat_vzaimodeystviya_s_detmi_ras.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры как результат взаимодействия-с аутичным ребенком

Аутизм – это предельное, «экстремальное» одиночество человека, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию.

-РДА – ранний детский аутизм.

-РАС – это расстройства аутистического спектра.

-Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение психического развития ребенка.

Признаки проявления аутизма:

Трудности установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными.

Стереотипность поведения связанная с напряженным стремлением сохранить привычные условия жизни. Сопротивление малейшим  изменениям в обстановке, порядке жизни. Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.

Манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).

Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства.

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком

-Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
  • Переживание приятных эмоций.
  • Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
  • Получение ребенком новой сенсорной информации.
  • Внесение в игру новых социальных смыслов.

Особенности сенсорных игр

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми    

разнообразными:

Зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):

-Слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

-Тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до про­хладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

-Двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

-Обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

-Вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр

-Игры с красками

-Игры с водой

-Игры с крупами и сыпучими веществами

-Игры с пластичными материалами

-Игры со звуками

-Игры с ритмами

-Игры с движениями и тактильными ощущениями.

ИГРЫ С ВОДОЙ

ЦВЕТНАЯ ВОДА

Цель: закрепление эталонов цвета.

Для игры потребуется: гуашь , кисточка, прозрачные пластиковые стаканы (ко­личество стаканов может быть любым). Наполните стаканы водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов.

Эмоционально комментируйте свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства». Обычно ребенок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

Цель: Формирование понятий о величине.

Для игры потребуется: тазик с водой, магнитная удочка, большие и маленькие рыбки (с металлической вставкой).

Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый сопровождает эмоциональной речью. После освоения процесса игры, задание усложняется. Взрослый предлагает ловить больших и маленьких рыбок. Если рыбки разных основных цветов, то можно ловить рыбку по цвету.

    ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Для игры потребуется : плотная коробка 50*40 см,

кварцевый песок, различные формочки, лопатки, грабельки, пластмассовые геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.

Ребенку предлагается разровнять песок грабельками, выложить домик из геометрических фигур, нарисовать пальчиком на песке солнышко, тучки, дождик, травку и т.д. Можно спрятать игрушку в песке и попросить её найти.

Игры с крупами, косточками и ракушками

Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, скоординированности движений рук.

Для игры потребуется: плотная коробка, контейнеры различной величины, крупы (греча, горох, фасоль, пшено), косточки (сливовые, абрикосовые, персиковые), ракушки.

Ребенку можно предложить спрятать ручки в крупу, разложить или разделить крупы, косточки по чашечкам. Можно перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие фракции ложкой и другими предметами.

Игры с пластичными материалами
Игры с кинетическим песком

Цель:

Развитие тактильных ощущений, активизация движений кистей рук.

Для игры потребуется: плотная коробка 50*40 см,

Кинетический песок (пластичный песок), различные формочки, мелкие игрушки, штампики и др.

Ребенку предлагается потрогать, помять песок, заполнить формочки, «испечь куличики», ставить штампики, скатать шарики, колбаски, спрятать игрушку и др.

Игры с пластилином, соленым тестом

Цель: Развитие тонкой моторики рук.

Для игры потребуется: пластилин или соленое

тесто (исходя из предпочтений ребенка).

Ребенку предлагается мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать

шарики, раскатывать колбаски.

Игра с мячиками

Описание:

Мячики формируют ощущения и восприятия, так как имеют различную текстуру, размер и цвет. Играть с ними на занятии – для детей одно удовольствие!

Активно применяем при отстукивании ритма стихов и потешек.

Развивается тактильная чувствительность, зрительное и слуховое

восприятие , мелкая моторика

Игра с пирамидками

Описание: Пирамидка сделана своими руками, каждый сегмент наполнен мягкой основой. Играя с пирамидкой,

ребёнок получает большое удовольствие! Развивается не только зрительное восприятие, но и мелкая моторики, мышление.

ИГРЫ В «БУТЫЛОЧКИ – ШУМЕЛОЧКИ»

Описание: Бутылочки заполнены различными сыпучими материалами (крупами, фасолью, песком), монетками, макаронами. Различные звуки по громкости, издаваемые бутылочками, шуршание – приводит детей в восторг!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....

«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....

Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»

Играя с ребенком в сенсорные игры, вы  научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночест...

Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...

Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"

Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?...

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...

Презентация на тему :"Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком"

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком:-создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия. Задачи:•Переживание приятных эмоций.•Возникновение эмо...