Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Баранник Лариса Викторовна

Играя с ребенком в сенсорные игры, вы  научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника. Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensornye_igry.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа

Консультация для педагогов на тему : « Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»

2021

Аутизм – это предельное, «экстремальное» одиночество человека, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию.

Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение    психического развития ребенка.

РДА – ранний детский аутизм. РАС – это расстройства аутистического спектра.

Краткая характеристика особенностей поведения детей с аутизмом:

Трудности установления контакта, взаимодействия не только чужими      людьми, но и с родными.

Стереотипность поведения связанная с напряженным стремлением  сохранить привычные условия жизни. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни.  Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему,в речи не                использует личные местоимения.

Манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные  пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные  сенсорные свойства.

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мы исходим из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить - ответом станет бурно выраженный протест). Такое положение вещей отчасти имеет естественную природу. Ведь даже во взрослом состоянии люди получают удовольствие и радость от контакта с физически миром: приятно ощущать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его аромат, радостно шуршать осенней листвой и наблюдать за изменчивостью облаков... Вот только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще в его арсенале есть всего несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь. Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие. Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Цель проведения сенсорных игр с аутичным  ребенком:

Создание эмоционально-положительного настроя и  коммуникативного взаимодействия.

Задачи:

-Переживание приятных эмоций.

-Возникновение эмоционального контакта со взрослым.

-Получение ребенком новой сенсорной информации.

-Внесение в игру новых социальных смыслов.

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми            разнообразными:

зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):

— слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

—тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);

 обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

—вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Виды сенсорных игр:

.Игры с красками

•Игры с водой

•Игры с крупами и сыпучими веществами

•Игры с пластичными материалами

•Игры со звуками

•Игры с ритмами

•Игры с движениями и тактильными ощущениями 

Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника. Если это произойдет, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение различным формам взаимодействия, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых разнообразных ситуаций и вариантов одной и той же ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - основа познания аутичного ребёнка

В статье говорится о последовательности обучения игре,об особенностях поведения и развития аутичного ребёнка....

Стратегии поддержки для улучшения взаимодействия в детском саду с аутичным ребёнком.

Взаимодействие с аутичным ребёнком. 8 стратегий поддержки.Для того, чтобы общение педагога с ребенком с РАС было более эффективно, понятно для обеих сторон и комфортно, существуют 8 стратегий поддержк...

Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...

Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"

Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?...

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...

Презентация на тему :"Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком"

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком:-создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия. Задачи:•Переживание приятных эмоций.•Возникновение эмо...

Сенсорные игры, как результат взаимодействия-с аутичным ребенком

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком-Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия....