Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"
статья по коррекционной педагогике
Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком»
Почему ребенок часами повторяет одни и те же действия? Можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, т.к. все известно заранее и ребенок испытывает видимое удовольствие. Главные особенности таких игр следующие:
- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
- в этой игре единственный участник- сам ребенок;
- повторяемость действий и манипуляций;
- игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени, ребенок может играть в такую игру годами.
Чаще стереотипные игры ребенка остаются загадкой для окружающих, в них есть повторяющиеся действия с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки, или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально на «наощупь». При этом ребенок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнерстве.
Выделим положительные стороны стереотипной игры: - для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;
- если поведение ребенка вышло из-под контроля, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Наличие комфорта и переживания удовольствия имеют место быть в использовании стереотипной игры как основа взаимодействия с ребенком.
На начальном этапе работы с аутичным ребенком, педагог поначалу наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Не нужно торопить взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка, выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким можно принять участие в игре.
Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовывать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить и совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент подайте нужную деталь, этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. Ваша цель- дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть, от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия направлены на завоевание доверия ребенка. Для этого потребуется много времени, усилий и терпения. Если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
Советы:
- Старайтесь включаться в стереотипную игру, а также вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипов игры вызовут у ребенка протест.
- В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре- нужно разрешить ему это сделать. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта.
- Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно- можно предложить ему любимую игру.
Возможно, что, когда ребенок привыкнет к педагогу и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет и ребенок реже будет обращаться во время занятий к своей стереотипной игре.
Параллельно с этой работой можно предлагать ребенку сенсорные игры. Может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой надолго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи аутичного ребенка
В статье представлены игры для развития речи аутичного ребенка в домашних условиях...
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....
Консультация для родителей "Игра - основа взаимодействия взрослого и ребенка"
Материал для выступления на родительском собрании о детях и гаджетах, важной роли игры в дошкольном детстве....
Игры с аутичным ребенком
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫОсобенности сенсорных игрСенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:- зрительные (например, ре...
Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»
Играя с ребенком в сенсорные игры, вы научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночест...
Презентация на тему :"Сенсорные игры как результат взаимодействия с аутичным ребенком"
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком:-создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия. Задачи:•Переживание приятных эмоций.•Возникновение эмо...
Сенсорные игры, как результат взаимодействия-с аутичным ребенком
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком-Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия....