Мастер-класс: «Театральный этюд, как инновационный прием развития музыкально - творческих способностей детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методом «этюд» и его применением в практике образовательной деятельности с детьми;
2. Познакомить с приемами проведения театрального этюда.
3. Проиграть этюд на основные эмоции «Радость» , «Гнев», «Грусть», «Удивление».
Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения образовательной деятельности с детьми с использованием метода «театральный этюд»
Слово» этюд» имеет французкое происхождение и переводится как учение. «В театральной деятельности этюд - это маленький спектакль, в котором должны происходить определенные событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Театральный этюд- это игровая деятельность ребенка, когда ребенок пластикой, жестами, мимикой, движением или статикой передает какой-то образ или сюжет. Когда образ или сюжет знакомы ребенку, он может передавать его без словесного описания воспитателя. (Н-р, поведение зайчика детям хорошо знакомо по мультфильмам, сказкам, картинкам, поэтому театральный этюд «Зайчик прячется от лисы» дети могут исполнить и без помощи воспитателя. Но если учитывать то, что память, воображение, восприятие, фантазия и двигательные возможности у всех детей еще не в полной мере развиты, то словесные или двигательные подсказки воспитателя намного разнообразят передачу данного образа детьми. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти.
С помощью «Этюда» можно развивать:
- память
- воображение;
- мышление;
- актерское мастерство;
- пополнять словарный запас.
-взаймодествие друг с другом
-внимание
Но все, же это игра по правилам, которые задает воспитатель своей речью: содержанием, тембром, силой голоса, эмоциональной окраской. Ведь если воспитатель скажет: «Зайчик прыгал и скакал», детям придется прыгать в соответствии с текстом, а не ползать или бежать. Поэтому театральные этюды помогают воспитателю управлять деятельностью детей и направлять их в нужном направлении.
В своей практике я применяю этюды в разных образовательных областях. А в зависимости от того, какой цели я хочу добиться от использования этюда, включаю данный прием в разные этапы занятия.
За многие годы педагогической деятельности я применяла театральные этюды на всех этапах занятия.
Как правило занятие состоит из следующих этапов:
-оргмомент;
-мотивационный этап;
-ориентировочный этап;
-исполнительский этап;
-динамическая пауза (физкультминутка);
-рефлексия;
-перспективный этап.
Приведу примеры использования этюдов на разных этапах занятия.
1.Оргмомент.
На этом этапе театральные этюды используются для того, чтобы отвлечь детей от свободной деятельности и организовать их на занятие, в непринужденной форме переместить детей в заданном направлении.
Например, если перед занятием воспитатель с волшебной палочкой в руках, обращаясь к детям, находящимся в разных частях группы и занятых разной деятельностью, проведет этюд «Листочки опадают», то это поможет ему привлечь детей к занятию.
То вверх вспорхнем,
То на землю упадем,
То в хоровод тихо соберемся,
И друг другу улыбнемся.
Друга за руки возьмем
И занятие начнем)
1. Разминка.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок».
Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнение на дыхание.
«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
Упражнение на расслабление:
«Куклы-марионетки». (поднять руку, ногу и т.д.) и тот выполняет их безразлично, как кукла. Цель – создать максимальное напряжение в теле. Далее нити рвутся и кукла падает (стоит на ногах, а тело висит внизу) в полной расслабленности. И на счет 10 постепенно, позвонок за позвонком, поднимается вверх в исходное положение.
2.Ориентировочный этап.
На этом этапе дети знакомятся с темой занятия. Можно просто сказать, тема нашего занятия…Но лучше тему обозначить этюдом. Вот, например, с использованием музыкального этюда «Волк и семеро козлят» под музыкальную композицию Людвига ван Бетховена «Симфония №5». Перед обыгрыванием этюда «Волк и семеро козлят» воспитатель распределяет роли. Затем звучит музыка и под словесное сопровождение воспитателя дети отображают настроение музыки и сказочные образы.
(Начало музыкальной композиции: звучание аккорда, напряженная музыка).
«В одной лесной избушке жила коза с козлятами. Собралась она в лес за травой шелковой. Стала козлятам наказывать:
«Дверь никому не открывайте,
Никого в дом не пускайте.
Сидите тихо, не шумите,
Не кричите, не скачите.
Мой наказ не забывайте-
На засов дверь закрывайте!
А то придет волк и вас съест».
(Звучит спокойная, мелодичная музыка).
Ушла коза за травой шелковой, за водой студеной. Стала цветочки собирать да букетики вязать.
А козлята одни дома остались.
Тихо посидели, поскучали, погоревали.
(Звучит радостная, нарастающая по силе музыка, мажорное звучание)
А потом играть стали.
Запрыгали, заскакали.
Копытцами застучали.
И так громко резвились да веселились,
(Звучат аккорды, напряженная музыка)
Что злого волка разбудили
Да к избушке подманили.
Подошел к избушке.
Постоял, постучал.
Козлятки-то про наказ мамы забыли
И дверь злому волку открыли.
Волк в избушку заскочил,
Всех козлят переловил.
Всех съел, никого не оставил».
-Вот какая беда случилась с козлятками, когда они остались одни дома,- заканчивает этюд воспитатель
3. Динамическая пауза
Театральный этюд очень хорошо использовать в качестве организованного перехода из одной части зала в другую, от одного вида деятельности к другой. Для этого использовался этюд «Гуси летят».
Чтобы переместится в центр зала, нам сначала надо научиться летать, а для этого нам нужно превратиться в гусей. Дети, повторяйте за мной движения:
Гуси шею потянули,
Гуси крыльями взмахнули,
Стали лапками топтать,
Стали громко гоготать.
От земли оторвались,
Прямо в небо поднялись.
Свысока вниз поглядели
И на полянку (коврик) сели.
Лапки вместе соединили
И крылышки на них сложили.»
4.Практическая часть.
Раздать всем желающим карточки с кратким изложением содержания этюда, например
1) «Девочка и котенок». Девочка гладит котенка который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки девочки.
2) «Кулек с конфетами». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он всех угощает, они берут и благодарят. Разворачивают фантики и показывают как вкусно.
3) «Прохожие». Один прохожий нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощение и соответственно извиниться.
4) «Две подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали, лопнул шар:
А две подружки посмотрели-
Нет игрушки, сели и заплакали.
5) «Ты парикмахер, который, делая стрижку клиенту, отрезал лишнее. Испугался и пытается всё исправить».
В заключении хочется сказать, что применение такого приема как театральный этюд не только развивает музыкально-творческие способности детей, но и повышает эффективность занятия и делает его очень живым, эмоциональным, зрелищным и интересным, как для детей и воспитателя, так и для тех, кто его смотрит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_-_teatralnyy_etyud.docx | 23.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru
Мастер-класс для педагогов:
Тема:
«Театральный этюд, как инновационный прием развития
музыкально - творческих способностей детей»
Музыкальный руководитель
Шматова Виктория Васильевна
Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с методом «этюд» и его применением в практике образовательной деятельности с детьми;
2. Познакомить с приемами проведения театрального этюда.
3. Проиграть этюд на основные эмоции «Радость» , «Гнев», «Грусть», «Удивление».
Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения образовательной деятельности с детьми с использованием метода «театральный этюд»
Слово» этюд» имеет французкое происхождение и переводится как учение. «В театральной деятельности этюд - это маленький спектакль, в котором должны происходить определенные событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Театральный этюд- это игровая деятельность ребенка, когда ребенок пластикой, жестами, мимикой, движением или статикой передает какой-то образ или сюжет. Когда образ или сюжет знакомы ребенку, он может передавать его без словесного описания воспитателя. (Н-р, поведение зайчика детям хорошо знакомо по мультфильмам, сказкам, картинкам, поэтому театральный этюд «Зайчик прячется от лисы» дети могут исполнить и без помощи воспитателя. Но если учитывать то, что память, воображение, восприятие, фантазия и двигательные возможности у всех детей еще не в полной мере развиты, то словесные или двигательные подсказки воспитателя намного разнообразят передачу данного образа детьми. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти.
С помощью «Этюда» можно развивать:
- память
- воображение;
- мышление;
- актерское мастерство;
- пополнять словарный запас.
-взаймодествие друг с другом
-внимание
Но все, же это игра по правилам, которые задает воспитатель своей речью: содержанием, тембром, силой голоса, эмоциональной окраской. Ведь если воспитатель скажет: «Зайчик прыгал и скакал», детям придется прыгать в соответствии с текстом, а не ползать или бежать. Поэтому театральные этюды помогают воспитателю управлять деятельностью детей и направлять их в нужном направлении.
В своей практике я применяю этюды в разных образовательных областях. А в зависимости от того, какой цели я хочу добиться от использования этюда, включаю данный прием в разные этапы занятия.
За многие годы педагогической деятельности я применяла театральные этюды на всех этапах занятия.
Как правило занятие состоит из следующих этапов:
-оргмомент;
-мотивационный этап;
-ориентировочный этап;
-исполнительский этап;
-динамическая пауза (физкультминутка);
-рефлексия;
-перспективный этап.
Приведу примеры использования этюдов на разных этапах занятия.
1.Оргмомент.
На этом этапе театральные этюды используются для того, чтобы отвлечь детей от свободной деятельности и организовать их на занятие, в непринужденной форме переместить детей в заданном направлении.
Например, если перед занятием воспитатель с волшебной палочкой в руках, обращаясь к детям, находящимся в разных частях группы и занятых разной деятельностью, проведет этюд «Листочки опадают», то это поможет ему привлечь детей к занятию.
То вверх вспорхнем,
То на землю упадем,
То в хоровод тихо соберемся,
И друг другу улыбнемся.
Друга за руки возьмем
И занятие начнем)
1. Разминка.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок».
Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнение на дыхание.
«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
Упражнение на расслабление:
«Куклы-марионетки». (поднять руку, ногу и т.д.) и тот выполняет их безразлично, как кукла. Цель – создать максимальное напряжение в теле. Далее нити рвутся и кукла падает (стоит на ногах, а тело висит внизу) в полной расслабленности. И на счет 10 постепенно, позвонок за позвонком, поднимается вверх в исходное положение.
2.Ориентировочный этап.
На этом этапе дети знакомятся с темой занятия. Можно просто сказать, тема нашего занятия…Но лучше тему обозначить этюдом. Вот, например, с использованием музыкального этюда «Волк и семеро козлят» под музыкальную композицию Людвига ван Бетховена «Симфония №5». Перед обыгрыванием этюда «Волк и семеро козлят» воспитатель распределяет роли. Затем звучит музыка и под словесное сопровождение воспитателя дети отображают настроение музыки и сказочные образы.
(Начало музыкальной композиции: звучание аккорда, напряженная музыка).
«В одной лесной избушке жила коза с козлятами. Собралась она в лес за травой шелковой. Стала козлятам наказывать:
«Дверь никому не открывайте,
Никого в дом не пускайте.
Сидите тихо, не шумите,
Не кричите, не скачите.
Мой наказ не забывайте-
На засов дверь закрывайте!
А то придет волк и вас съест».
(Звучит спокойная, мелодичная музыка).
Ушла коза за травой шелковой, за водой студеной. Стала цветочки собирать да букетики вязать.
А козлята одни дома остались.
Тихо посидели, поскучали, погоревали.
(Звучит радостная, нарастающая по силе музыка, мажорное звучание)
А потом играть стали.
Запрыгали, заскакали.
Копытцами застучали.
И так громко резвились да веселились,
(Звучат аккорды, напряженная музыка)
Что злого волка разбудили
Да к избушке подманили.
Подошел к избушке.
Постоял, постучал.
Козлятки-то про наказ мамы забыли
И дверь злому волку открыли.
Волк в избушку заскочил,
Всех козлят переловил.
Всех съел, никого не оставил».
-Вот какая беда случилась с козлятками, когда они остались одни дома,- заканчивает этюд воспитатель
3. Динамическая пауза
Театральный этюд очень хорошо использовать в качестве организованного перехода из одной части зала в другую, от одного вида деятельности к другой. Для этого использовался этюд «Гуси летят».
Чтобы переместится в центр зала, нам сначала надо научиться летать, а для этого нам нужно превратиться в гусей. Дети, повторяйте за мной движения:
Гуси шею потянули,
Гуси крыльями взмахнули,
Стали лапками топтать,
Стали громко гоготать.
От земли оторвались,
Прямо в небо поднялись.
Свысока вниз поглядели
И на полянку (коврик) сели.
Лапки вместе соединили
И крылышки на них сложили.»
4.Практическая часть.
Раздать всем желающим карточки с кратким изложением содержания этюда, например
1) «Девочка и котенок». Девочка гладит котенка который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки девочки.
2) «Кулек с конфетами». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он всех угощает, они берут и благодарят. Разворачивают фантики и показывают как вкусно.
3) «Прохожие». Один прохожий нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощение и соответственно извиниться.
4) «Две подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали, лопнул шар:
А две подружки посмотрели-
Нет игрушки, сели и заплакали.
5) «Ты парикмахер, который, делая стрижку клиенту, отрезал лишнее. Испугался и пытается всё исправить».
В заключении хочется сказать, что применение такого приема как театральный этюд не только развивает музыкально-творческие способности детей, но и повышает эффективность занятия и делает его очень живым, эмоциональным, зрелищным и интересным, как для детей и воспитателя, так и для тех, кто его смотрит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру"
Мастер-класс...
Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».
Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс для родителей 2 младших и средних групп "Развиваем творческие способности детей через игру на музыкальных инструментах"
Методическая разработка может использоваться музыкальными руководителями. воспитателями....
Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.
Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...