Игры для детей с ДЦП
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Игры для детей дошкольного возраста с ДЦП

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_dtsp.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей дошкольного возраста с ДЦП

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

«Разложи правильно»

Цель: фиксация внимания детей на различии и тождестве. Вводить в активный словарь слова кубик и шарик в ходе игрового упражнения «Разложи правильно»

Оборудование: однотипные кубики, шарики, коробки.

Ход: на столе стоит 2 коробки. В одной лежит кубик, в другой – шарик. Взрослый берет из коробки кубик и говорит: «Это кубик». Кладет его в коробку. То же проделывает с шариком. Указывая на каждый предмет, взрослый спрашивает: «Витя, что это?» - побуждая ребенка к произнесению слов кубик, шарик. В конце игры взрослый ставит перед ребенком коробку с кубиками и шариками, предлагает разложить их по коробкам, в одной из которых лежит кубик, а в другой – шарик. «Положи шарик к шарику (показывает на шарик в коробке), кубики к кубику». Ребенок выполняет задание путем зрительного соотнесения.

При выполнения задания взрослый требует, чтобы ребенок называл раскладываемые игрушки.

«Мяч по кругу»

Цель: развитие внимания и точности движений в ходе игрового упражнения «Мяч по кругу»

Оборудование: волейбольный мяч.

Ход игры: играющие образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые номера — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны, в руках у них по мячу. По сигналу капитаны передают мяч по кругу игрокам своей команды, то есть через одного. Мяч должен как можно быстрее вернуться к капитану.

«Горячий мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания в ходе игрового упражнения «Горячий мяч»

Оборудование: фитбол.

Ход игры: дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.

2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания: ведущему следует напоминать детям об осанке.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

«Что это такое?»

Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур в ходе игровогого упражнения «Что это такое?»

Оборудование: объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, брусок (кирпичик), кольцо, палочка, треугольная призма (крыша).

Ход игры: взрослый кладет на стол шарик, кубик, брусок, кольцо, палочку, призму. «Посмотри, какие разные игрушки». — обращается он к ребенку. Показывая их поочередно, взрослый предлагает ребенку назвать предметы. Те из них, которые ребенок не может назвать, взрослый называет сам. После этого взрослый убирает все фигурки в коробку. Вынимая из коробки по 1 фигурке, взрослый просит ребенка вновь назвать каждую игрушку.

Так обыгрываются все предметы. При этом взрослый сам по несколько раз называет каждую фигурку, привлекая зрительное и слуховое внимание ребенка к форме предметов.

«Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти в ходе игрового упражнения «Попробуй повторить»

Ход игры. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

  • Дарья дарит Дине дыню.
  • Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
  • В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушонок в капюшоне был очень смешон.
  • Шёл Саша по шоссе, нёс сушки в мешке. Сушку – Грише, сушку – Мише. Есть сушки – Проше, Васюше и Антоше. Есть две сушки – Нюше и Петруше.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

«Где звучит игрушка?»

Цель: формирование зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий в ходе игрового упражнения «Где звучит игрушка?»

Оборудование: бубен.        

Ход игры: взрослый показывает детям бубен, затем стучит по нему рукой и напевает ля-ля-ля. Берет ребенка за руку, побуждает его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить ля-ля-ля., т.е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.

Игра повторяется с каждым ребенком 3 – 4 раза. Передвигаясь по группе и продолжая играть на бубне взрослый учит детей следить за движущимся источником звуком.

Аналогично игра проводится с другими звучащими предметами: погремушкой (тук-тук-тук), колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном (та-та-та).

«Прятки»

Цель: формирование зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий в ходе игрового упражнения «Прятки»

Оборудование: цветные платки на каждого.        

Ход: дети сидят на стульчиках (коврике). Взрослый накрывает платочком голову одного из детей, пряча его от остальных. Обращается к детям: «Где Вова?» - «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!». Игра проводится с каждым ребенком 2 – 3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка снимать платок с головы самостоятельно.

«Волшебный мешочек»

Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие в ходе игрового упражнения «Волшебный мешочек»

Ход игры: понадобится любой небольшой мешочек, наполненный знакомыми ребенку игрушками. Поочередной левой или правой рукой ребенок «ловит» предметы, не заглядывая внутрь.  Вытаскивая предмет взрослый описывает предмет, показывая ребенку. 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

«Мы - музыканты»

Цель: развитие мышления в процессе игрового упражнения «Мы музыканты»

Ход игры. В присутствии ребенка насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить ребенку побыть музыкантом, уточняя, что крупная крупа громче, а мелкая тише.

«Сравни предметы»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций в ходе игрового упражнения «Сравни предметы»

Ход игры: для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи в ходе игрового упражнения «Веселый мяч»

Оборудование: фитбол.

Ход игры: играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

«Замок»

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, в ходе игрового упражнения «Замок»

Ход игры. Текст движения

На двери весит замок

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».

Кто открыть его бы мог?

Повторение движений.

Потянули,

Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону.

Постучали,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.

И – открыли!

Пальцы расцепились, ладони в стороны

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

«Ласковое имя»

Цель: формирование умения взаимодействовать со сверстниками в ходе игрового упражнения «Ласковое имя»

Ход игры: дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

«Гримаса перед зеркалом»

Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование навыка действия по образцу в ходе игрового упражнения «Гримаса перед зеркалом»

Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на его отражение, комментируя и показывая: «я – Ира, ты – Петя». Далее задать вопросы: «Где Ира (я)?, Где Петя (ты). Предложить повторить гримасу обезьянки, собачка, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

«Пожалей котёнка»

Цель: способствовать развитию проявления эмоций в процессе игрового упражнения «Пожалей котенка»

Оборудование: игрушка котёнка

Ход игры: появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

«Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером в ходе игрового упражнения «Ласковый ребенок»

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...