КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сфер дошкольника
консультация по коррекционной педагогике
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ:
Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сфер дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ:
Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сфер дошкольника
В целом проблемы психического развития ребенка, отражают общепсихологические закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности.
Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющих сделать жизнь ребенка разнообразной, активировать его интерес, мотивировать к познанию, – использование во взаимодействии с ним нетрадиционных материалов, например, таких, как камни Марблс, обыкновенные цветные веревочки или цветная шерсть.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность.
К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.
Рассмотрим примеры упражнений.
Упражнения с камнями Марблс
Работа с разноцветными камнями Марблс по силе воздействия на ребенка схожа с праздником – она вызывает радость, улыбку, положительные эмоции. Дети раскрепощаются, убираются телесные зажимы, появляется уверенность в себе. С помощью этого нетрадиционного материала можно развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, формировать пространственные представления, работать над дифференциацией цветов.
Упражнение «Знакомство»
Цель: привлечение внимания детей к тактильному объекту.
Инструкция. Для упражнения необходима любая емкость, наполненная камнями Марблс. Педагог-психолог обращает внимание детей на необычный материал, предлагает потрогать его руками, выложить из емкости, подвигать в ней руками – каждой по очереди и двумя одновременно. При этом педагог-психолог знакомит детей с текстурой (стеклянные, гладкие), качеством (хрупкие, прозрачные), цветом (красные, синие, зеленые) материала. Далее детям дается время для самостоятельного манипулирования с ним.
Упражнение «Найдем предмет», или «Угадай на ощупь»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы, отличающиеся от Марблс.
Инструкция. Для упражнения понадобятся емкость, наполненная камушками Марблс, различные мелкие предметы – детали конструктора, игрушки из киндер-сюрпризов и т. п. Мелкие предметы необходимо спрятать среди камушков. Задача – с открытыми глазами сначала одной, затем другой рукой отыскать среди Марблс любой, непохожий на них предмет. Усложненный вариант задания – найти игрушку с закрытыми глазами и определить, что это.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие мышления.
Инструкция. Для игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов. Педагог-психолог предлагает среди предметов найти лишний и положить на него камень, объяснив свой выбор.
Упражнение «Ориентация на листе бумаги»
Цели: формирование пространственных представлений, развитие умения дифференцировать по цвету, развитие речи, обогащение словарного запаса.
Инструкция. Перед каждым ребенком лежит белый лист бумаги. Педагог-психолог предлагает выполнить следующие задания:
- положить в центре листа красный камень;
- положить в левый верхний угол синий камень;
- положить зеленый камень в правый верхний угол;
- положить синий камень в правый нижний угол.
Далее педагог-психолог просит кого-то из детей проговорить вслух, где лежит красный камень, зеленый и т. д.
Упражнение «Зрительная память»
Цель: развитие памяти, внимания.
Инструкция. Одному из детей педагог-психолог предлагает выложить последовательность из
4–5 камней. Задача остальных воспитанников – запомнить и повторить по памяти.
Упражнение на развитие внимания
Инструкция. Педагог-психолог называет детям различные слова.
Вариант 1. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного), либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.
Вариант 2. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат звук «а»), либо зеленый (слышат звук «о»). Список предлагаемых слов: азбука, дом, апельсин, окно, ананас, мост, кот.
Работа с цветными веревочками
Рисование – один из самых популярных видов творческой деятельности в жизни многих детей. И это замечательно, поскольку в художественной деятельности заложен громадный потенциал: рисование развивает мелкую моторику и тактильное восприя-тие; тренирует память; приучает к усидчивости и собранности; помогает укрепить руку для обучения письму; обогащает внутренний мир; помогает выражать чувства; способствует эмоциональному раскрепощению; развивает воображение, творческие способности; формирует творческий подход к жизни; развивает индивидуальность; приобщает к искусству. Кроме того, в процессе этой деятельности у детей развиваются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много техник рисования, одна из которых – рисование веревочкой. Использование подобных нетрадиционных техник рождает у детей собственные оригинальные идеи и замыслы, развивает фантазию и креативность, является способом выражения своего «я», раскрепощает. Кроме того, подобное рисование формирует у детей понятия о цвете, длине и толщине предметов.
Для работы понадобятся обычные нитки разных цветов, листы бумаги, карандаши, клей, ножницы.
Начинать работу рекомендуется с простых узоров: геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, петельки), постепенно переходя к более сложным (рыбка, мышь, заяц, сердечко, снежинка и т. п.). Сначала дети могут «обводить» веревочкой нарисованный контур, использовать только один какой-то цвет. По мере овладения данной техникой им предлагается «сочинять» свои, более сложные сюжеты, воплощать их, используя нитки разных цветов.
Одним из упражнений в данной технике может быть рисование своего настроения. Детям предлагается выложить веревочкой круг, внутри которого нарисовать смайлик, символизирующий определенную эмоцию. Подобные задания развивают эмоциональную сферу детей, учат их прислушиваться к себе, своему внутреннему состоянию, оценивать свое настроение (нравится – не нравится), учат рефлексии.
Использование цветной шерсти
В последнее время все большую популярность приобретает одно из направлений арт-терапии – фелт-терапия (от англ. felt – войлок, фетр, валять шерсть), или терапия шерстью.
Шерсть – удивительный экоматериал, заключающий в себе живую энергию: согревающую, успокаивающую, наполняющую силой через кончики пальцев, дающую живые эмоции и приятные тактильные ощущения. Этот вид творчества позволяет раскрыть свой внутренний ресурс, погасить негативные эмоции.
Кроме того, шерсть – материал очень отзывчивый, благодарный, ее можно сравнить с пластилином, потому что сразу чувствуешь и видишь, во что она преобразуется в твоих руках. Работая с ней, всегда можно «отмотать» процесс назад – просто снять часть слоя или убрать те детали, которые не получились. Времени при этом теряется немного, но полученный опыт – бесценный.
Обучение детей работе с шерстью рекомендуется начать с простого знакомства с ней. Можно выяснить у них, что они знают о шерсти, откуда она берется. Важно при этом научить детей правильно называть данный материал, поскольку чаще всего они называют шерсть пухом. От беседы можно перейти к рассмотрению картинок с изображением овец. Часто некоторые из дошкольников задают вопрос: «Зачем убили столько овечек?». В этом случае необходимо объяснить, что овец стригут так же, как и людей, и показать картинки с изображением этого процесса.
Также очень часто дети задают вопрос, касающийся цвета шерсти: «А разве бывают красные, синие, желтые (и проч.) овечки?». В ответ показываем шерсть – немытую, неотбеленную, некрашеную, т. е. ту, которая не прошла обработку. Предлагаем ощупать, понюхать («Чем пахнет?»), найти в ней частицы трав, сора, семена растений, возможно – колючки. Объясняем, откуда все это взялось. Затем переходим к знакомству с отбеленным и окрашенным в разные цвета материалом.
На этапе знакомства с шерстью необходимо акцентировать внимание детей на том, какой это мягкий, податливый материал, теплый, согревающий (особенно если занятие проводится в зимнее время). Как он легко (или нелегко) разрывается, делится на пряди, нити, принимает различные формы. Важно спросить детей, какие ощущения, эмоции они испытывают от соприкосновения с шерстью.
Для работы используется главным образом цветная, непряденая шерсть, которую можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Кроме того, понадобятся плотная основа, карандаши, клей или клеевой карандаш.
Упражнение «Каракули»
Цели: знакомство с материалом, развитие фантазии, способности к рефлексии.
Инструкция. Детям предлагается выложить шерстью понравившихся цветов любые каракули, отражающие их настроение, эмоции. По завершении работы детям предлагается рассказать, что они изобразили.
Упражнение «Мандала»
Цели: развитие эмоциональной сферы, формирование групповой сплоченности, умения взаимодействовать.
Инструкция. Заранее готовятся рисунки с изображением мандалы (на каждого ребенка или один общий – в зависимости от целей). Детям предлагается заполнить детали рисунка шерстью различных цветов. Усложненный вариант: предлагается выложить шерстью круг, а затем заполнить его любым рисунком, также выполненным шерстью. В зависимости от выбранных цветов можно диагностировать эмоциональное состояние детей (для интерпретации используется цветовой тест Люшера). По завершении необходимо проговорить с детьми все возникшие чувства и эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника».
Мой опыт работы поможет воспитателям с помощью кинетического песка наладить взаимоотношения с детьми, требующими особого внимания....
Презентация на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника."pptx
Презентация поможет при пером знакомсте с кинетическим песком, его свойствами и значением....
Мастер- класс по теме «Использование современных пластических материалов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста по обучению лепки»
Цветы из жидкого фарфора...
Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...
Рекомендации родителям детей по развитию познавательной и личностной сфер дошкольника
Рекомендации родителям детей по развитию познавательной иличностной сфер дошкольника...
"Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной сферы дошкольников"
Данные развивающие игры направленные на развитие воображения, внимания, креативности с использованием нетрадиционных материалов (песок, нитки, веревки, марблс)....
Использование нетрадиционных материалов в развитии познавательной и личностной сферы дошкольника: камни Марблс, цветные веревочки, цветная шерсть.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие, реализуются потенциальные возможности. Один из вариантов, позволяющий сделать жизнь ребенка разнообразной, активизировать его интере...