Использование дидактических игр и компьютерных программ в коррекционной работе
консультация по коррекционной педагогике
Развивающие компьютерные игры повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ispolzovanie_didakticheskih_igr_i_kompyuternyh_programm_v_korrektsionnoy_raboteyc.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр
и компьютерных программ в коррекционной работе»
учитель – дефектолог
Альмухаметова Г.В.
Быстрое развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все сферы общества, в том числе в сферу образования.
В настоящее время информационные компьютерные технологии – это новый способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающему эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.
Развивающие компьютерные игры повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Компьютерные технологии, доступные для использования в дошкольном учреждении, я условно разделяю на 3 группы:
-ИКТ - лечебно-профилактические;
-ИКТ – коррекционно-развивающие;
-ИКТ – учебные презентации.
Большую ценность представляют внедрённые в практику работы нашего учреждения компьютерные интерактивные тренировочные программы, имеющие игровой характер.
В набор программ «ПЛЕОПТИКА 2+», включено четыре игровые программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика», они предназначены для лечения амблиопии любой степени у детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками, моментов игры.
Игра "Тир" может использоваться уже в начальном периоде восстановления основных зрительных функций. Постепенное уменьшение размеров ярких фигур на темном фоне, неподвижных или движущихся, тренирует механизмы пространственной локализации и центральной фиксации, способствует повышению остроты зрения. Серии ярких вспышек прерывают работу этих механизмов и повышают порог возбудимости зрительной системы, что требует более активного включения зрительных функций для продолжения игры.
В игре "Льдинка" движущиеся на темном фоне яркие цветооппонентные объекты частично перекрываются и постепенно уменьшаются в размерах. Манипуляции ими требуют определенного напряжения аккомодации, способствуют повышению остроты зрения и развитию способности к фиксации подвижных объектов.
Игра "Крестики" является шаблоном-стимулятором, в качестве периферического стимула в ней используется меняющееся шахматное поле. Стимулами для центрального зрения служат два объекта – крест и круг, которые меняются синхронно с шахматным полем. Поиск объектов на таком фоне предъявляет повышенные требования к работе аккомодации, определяющей четкость изображения на сетчатке. В игре используются черно-белые, красно-зеленые или желто-синие цвета, что позволяет тренировать каналы восприятия как яркостного, так и цветового контраста.
Игра "Галактика 2" также является шаблоном-стимулятором. Стимулом в ней служат две радиальные и кольцевые решетки, наложенные друг на друга со сдвигом. Одна из решеток – черная, т.е. имеет яркий контраст, другая – красно-зеленая, с цветовым контрастом. Черная решетка радиальная, она вращается, а кольцевая – расширяется. Решение задачи совмещения центров решеток требует включения аккомодации, тренирует основные функции центрального зрения: фиксацию, восприятие яркостного и цветового контраста. Каждый этап игры завершается серией изменений изображения, прерывающих работу тренируемых механизмов. При этом для продолжения игры требуется более активное включение зрительных функций.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
Для меня, как учителя-дефектолога, важно то, что компьютерные технологии открывают новые возможности в коррекционной работе. Существует огромное количество игр, позволяющих развивать у детей определённые психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и т.д. Для детей с нарушением зрения это очень актуально, так как имеющийся недостаток затрудняет их развитие, создавая трудности в усвоении учебного материала.
Яркость образов повышает интерес детей к занятию, дети меньше утомляются, длительно сохраняя работоспособность. Большое значение имеет возможность увеличения размера изображения, его яркости. Ориентируясь на индивидуальные особенности детей, меняем сложность задания, его характер. Всё это делает занятие с использованием компьютерных технологий не только очень интересным для детей, но и очень эффективным с точки зрения усвоения предложенного материала. Так, детям, страдающим амблиопией, подбираю задания, требующие фиксации взора на предмете, соотнесения предметов по величине зрительным способом, закрепления порядка цветового спектра: «Собери зайца из геометрических фигур», «Цветные коврики». Дети, имеющие диагноз сходящееся косоглазие не могут смотреть в одну точку, их взгляд должен быть разбросан. Поэтому рекомендую им понаблюдать за «полётом птиц», залпами салюта. Для своих воспитанников, страдающим астигматизмом, который сопровождается расплывчатым восприятием предметов, предлагала следующие задания: «Украсим ёлочку шарами», «Поможем ёжику собрать яблоки», «Собери бусы», с помощью которых дети учились соотносить предметы по тёмным и светлым оттенкам, закрепляли умение определять количество частей и мерок (глазомерная оценка расстояния). В нашем учреждении есть большое количество развивающих игр серии «Умные игры», объединённых в разные блоки: логика и фантазия, фантазия и воображение, развитие речи, волшебный конструктор, путешествие в космос, буквария. Развивая память, мышление, воображение, дети с нарушением зрения развивают прослеживающую функцию глаз, умение ориентироваться в микропространстве, развивают зрительное восприятие и зрительно - моторную координацию. Например, в игре «Зеркало» ребёнок должен нарисовать справа такую же картинку как слева только в зеркальном отражении, в игре «Копия» ребенок анализирует, сравнивает картинки и находит недостающие детали, в игре «Чья это тень» ребёнок подбирает к силуэту цветное изображение. По мере выполнения задания усложняются. Все эти игры доступны детям не только на планшетных компьютерах, но и на интерактивной доске в многократно увеличенном виде, что очень актуально для детей данной категории.
Можно отметить, что дети имеющие нарушение зрения, очень быстро усвоили новый материал и даже дети обычно пассивные во время занятий проявляли активность, что является дополнительным подтверждением огромного интереса детей к занятиям, проводимым с применением компьютерных технологий.
С целью повышения эффективности занятий, разработала и другие презентации, которые помогают детям с нарушением зрения успешно усваивать предложенный материал на занятиях по ориентировке в пространстве, развитию зрительного восприятия, социально- бытовой ориентировке. Cпомощью мультимедийных презентаций мы с детьми разучиваем комплексы упражнений зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления.
Планируя работу детей на компьютерах я строго учитываю рекомендации врача- офтальмолога: длительность занятий не больше 10-15 минут, после занятия обязательно выполняем упражнения на расслабление глазных мышц. Например:
1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их. Повторить 6-8 раз.
2. Быстрые моргания в течение 1 минуты.
3. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
4. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.
5. «Пальминг»- закрыть глаза и накрыть их ладошками на 15-20 секунд. Для повышения интереса детей к выполнению данных упражнений, я организую их в игровой форме.
Хочется отметить, что компьютер- эффективное техническое средство, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей, способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Педагог, используя компьютерные технологии имеет возможность лучше оценить способности и знания ребенка, применить новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...
Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,
Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи....
Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя "
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренир...
Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...
Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической разработк...
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...
Мастер-класс «Использование компьютерных программ в коррекционной работе с детьми»
На современном этапе среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: -различные нарушения речевого дыхания...