Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР
презентация к уроку (старшая группа)
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.
В данной методической разработке рассматриваются задания для отработки речевых умений и навыков в игровой форме с использованием современных информационных технологий (мультимедийные проекты, слайд-шоу). Подобные задания помогают логопеду выступать в роли организатора и образовательного процесса, решать образовательные задачи. Это помогает развить их мыслительные способности, интерес к занятиям, самостоятельность. Также на примере данных заданий увеличивается возможность использования современных технологий при дальнейшем закреплении материала дома.
Современные информационные технологии дают возможность использовать в играх аутентичный материал , что повышает «практическую ценность» таких заданий. В них не только воссоздаются приближенные к реальной жизни ситуации, но и используются реальные атрибуты.
Мультимедийные презентации, слайд-шоу позволяют многократно повторять задания при необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka_0.zip | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР»
(мультимедийные презентации)
Введение
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.
В данной методической разработке рассматриваются задания для отработки речевых умений и навыков в игровой форме с использованием современных информационных технологий (мультимедийные проекты, слайд-шоу). Подобные задания помогают логопеду выступать в роли организатора и образовательного процесса, решать образовательные задачи. Это помогает развить их мыслительные способности, интерес к занятиям, самостоятельность. Также на примере данных заданий увеличивается возможность использования современных технологий при дальнейшем закреплении материала дома.
Современные информационные технологии дают возможность использовать в играх аутентичный материал , что повышает «практическую ценность» таких заданий. В них не только воссоздаются приближенные к реальной жизни ситуации, но и используются реальные атрибуты.
Мультимедийные презентации, слайд-шоу позволяют многократно повторять задания при необходимости.
Теоретическая часть
Учебно-дидактические игры в коррекционной работе
Игра – главная деятельность дошкольника. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Классики русской педагогики К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ребенок получает свободно. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.
Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у дошкольников и закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях.
Характерным для каждой дидактической игры является решение различных дидактических задач - уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание детей направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются воспитанникам не просто забавой, а интересным, необычным занятием.
К организации игр для детей предъявляются определенные требования: Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным; обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность; игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
Одна из групп игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления у дошкольника. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам. Составление программ таких игр - забота каждого педагога.
Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у воспитанников через разнообразные игровые формы обучения.
Современные информационные технологии.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня речевого развития. Коррекция речи с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у детей с ТНР.
Коррекция тяжелых нарушений речи с помощью компьютера дает возможность организовать, каждого ребенка, сделать интересным и увлекательным обучение.
Сфера применения компьютера в коррекционной работе широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым лексическим материалом, закрепления грамматических категорий, развития языкового анализа и синтеза, обучении грамоте.
Практическая часть.
Мультимедийные презентации.
Использование информационных (компьютерных) технологий кардинально расширяет возможности логопеда в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Использование мультимедийных презентаций имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода.
Игры, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Игра: «Язычок делает зарядку»
При помощи этой игры можно отработать точные артикуляционные движения, кинетические и кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата.
На слайдах представлены картинки с названием упражнения, описание, интересные стишки. Дети должны вспомнить и выполнить упражнения.
Игры, направленные на формирование лексического запаса
Игра « Съедобное- несъедобное».
Цель игры: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, учить строить фразу из 4-5 слов.
На слайдах появляются изображения съедобных и несъедобных грибов. Ребенок должен назвать все грибы. На слайде №2 изображен ёжик. Ежик должен унести только съедобные грибы. Ребенок выполняет задание, сопровождая речью.
Игра: «Помоги Незнайке собрать урожай фруктов и овощей»
Цель игры: закрепить умение детей находить и называть фрукты и овощи, правильно строить предложения из 4-5 слов.
Игра состоит из нескольких заданий, направленных на узнавание и дифференциацию овощей и фруктов. Например, нужно положить в корзинку только овощи, или только фрукты, ответив на вопрос: Что ты положил в корзинку?
Игры, направленные на формирование грамматических категорий
Игра: «Раскрась чашки»
Цель игры: учить согласованию существительного с прилагательным в именительном падеже.
Описание: Ребенку предлагается раскрасить чашку в основные цвета. Кликнув левой кнопкой мышки, на экране появляется цветовое пятно, ребенок должен назвать словосочетание, согласовывая существительное с прилагательным в именительном падеже. Например: красная чашка, синяя чашка и т. д.
Игра: «Скажи со словом –«много»
Цель: учить употреблять существительные в родительном падеже множественном числе, уточнение словаря по теме «овощи»
Описание: Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру и ответить на вопрос, используя слово «много»
На слайде картинки корзина и изображение одного овоща, нескольких овощей. .Ребенок должен ответить на вопрос: «Что положили в корзину». «В корзину положили кабачок», «В корзину положили много кабачков» и т.д.
Игры, направленные на развитие простых форм фонематического анализа и синтеза
Игра: «Паровозик»
Цель игры : упражнять детей в умении находить заданный звук в словах.
Описание: На слайде паровозик с тремя вагонами. На каждом вагоне схема на которой обозначено местоположение звука в слове: в первом вагоне заданный звук находится в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем- в конце слова. Вокруг картинки-карточки, содержащие заданный звук, например «р», управляя мышкой ребенок должен выбрать и назвать какую карточку-картинку нужно поместить в первый вагон, какую во второй, в третий.
Игра: «Подари подарки звуку»
Цель игры: упражнять детей в подборе слов на заданный звук, Дифференциация звуков Ш-Ж .
Описание: на слайде картинка –обозначение звука Ж «звук жука».
Логопед предлагает ребенку вспомнить, как работает язык, зубы, губы при произнесении этого звука. Нажимая на левую кнопку мыши , ребенок проверяет правильно ли он ответил на вопрос логопеда. (на слайде возникают условные обозначения работы артикуляционного аппарата) следующий слайд- картинки содержащие в названии Ж и Ш. ребенку нужно управляя мышью выбрать картинки, в названии которых есть звук Ж. если ребенок выбрал правильно. Картинки встанут в ряд к схематичному изображению звука. Лишние картинки будут исчезать.
Игры направленные на формирование слогового анализа и синтеза
Игра: «Поймай рыбешку»
Цель игры: упражнять ребенка в умении делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Описание игры: на слайде картинка с изображением озера. На берегу рыбак с удочкой. В низу слайда изображение трех ведер, на которых нарисована слоговые схемы слов, состоящих из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
На следующем слайде три ведерка и рыбки-картинки с разным количеством слогов. Ребенку необходимо , управляя мышью, разложить рыбки-картинки (разделив слова на слоги) в нужные ведерки.
Использование игр, созданных с помощью компьютерных технологий, может использоваться не только педагогами, логопедами ДОУ, но и родителями в организации речевой среды дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях. Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...
Использование информационных компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми
Консультация для воспитателей...
статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"
laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...
Информационно-компьютерные технологии в коррекционной работе с детьми
Рассматривается использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ, в различных видах деятельности с учётом современных методов и сре...
Презентация педагогического опыта "Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога"
http://yadi.sk/i/y19bPiUeO5wPSw...
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...