Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике
Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АОП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 45.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ДСКН №4
г.Сосновоборска
В.В.Тиншан
Планирование коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на 2023-2024 учебного года.
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
СЕНТЯБРЬ (1-2 недели) | |||
Диагностика | |||
(3 неделя).Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» | |||
-Упражнять в группировке транспортных средств по понятийному признаку (Д/и «Земля, вода, воздух»). -Развивать умения выделять, называть и показывать транспортные средства, представленные в реальном виде, моделях, предметно-фоновом изображении, замечать недостающие детали в предмете. (Д/и «Рассмотри и назови»). -Развивать зрительное восприятие, внимание, мыслительную активность, связную речь.( Д/и «Сравни по сходству и различию»). -Развивать интерес к рассматриванию и анализу сюжетных картинок: учить выделять фон, объекты их действия (Д/и «Детям о правилах дорожного движения»). -учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать и сравнивать 2 картинки по признакам сходства и различия (Д/и «Что изменилось»). -Развивать прослеживание функции взгляда: учить удерживать зрительную координацию от начала до конца пути (Д/и «Помоги Незнайке найти остановку»). | -Развивать навыки би- и полисенсорного восприятия Предметов окружающего мир: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения) Д/и «Постарайся догадайся, а потом назови». -Развивать координированные движения руки и глаза, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить закрашивать сигналы светофора нужным цветом, не выходя за пределы заданного контура. -Развивать силу, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры, координированные движения руки и глаз: учить обводить предмет по внутреннему контуру трафаретной рамки, вырезывать по контуру. | -Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, рисовать предметы транспортных средств на листе бумаги и в клетку (Д/у «Паровоз»). -Развивать представления о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей (Д/и «Разрезные картинки»). -Учить при рассматривании сюжетной картины выделять фон, объекты, их действия, отдаленность и направления движения с точкой опоры от себя и от предмета (Д/и «Спешат по дорогам машины») -Упражнять в передвижении мелких предметов в пределах ограниченной плоскости: учить действовать правой рукой, передвигать предмет точно посредине заданной микроплоскости (Д/у «Вверх и вниз по склонам гор нас везет лихой шофер»). -Формировать умения ориентироваться в пределах ограниченной микроплоскости (ковролин), определять местоположение и отдаленность одного предмета относительно другого, пользоваться соответствующей пространственной терминологией (Д/и «мчаться по дорогам тысячи машин»). -Учить в процессе выполнения коллективной работы на ограниченной плоскости выбирать место для предмета, не нарушая целостного композиционного решения ( аппликация «Внимание! Ребенок на дороге»). | -Формировать представления о понятиях «транспорт», «транпортное средство», умение называть виды транспорта и средства передвижения, к ним относящиеся. -Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар,; учить технике безопасного поведения вблизи проезжей части и при переходе дороги. -Формировать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий (шофер, водитель, машинист, летчик, капитан). -Формировать компенсационные способы ориентировке на улице: развивать умение определять на слух направленность и удаленность движущихся транспортных средств. -учить узнавать и называть транспортные по звуковым сигналам ( шум мотора подъезжающего транспорта, звук открывающейся двери, предупредительный сигнал). -Учить детей наблюдать за работой светофора, знать очередность включения цветов и понимать назначения цветовых сигналов. -Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице. -Учить наблюдать за трудом водителя, подражать его действиям в играх. -Дать детям понятие о том, что разными видами транспортных средств управляют люди разных профессий. |
сентябрь (4 неделя).Тема: «Пришла прекрасная осенняя пора!» | |||
-Развивать зрительную реакцию на сезонные изменения в природе: учить из группы предметных картинок выбирать те, которые отражают признаки осени (Д/и «Узнай и назови». - Развивать слухозрительное восприятие, внимание,: учить соотносить художественное описание природных явлений с соответствующей картинкой (Д/и «Слушай, думай и показывай»). -Развивать зрительное восприятие, внимание, цветоразличительные способности зрительных функций (Д/и Что изменилось?»). -Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты, их действия, замечать, исправлять несоответствия (Д/и «Что перепутал художник?»). | -Обучать приемам аппликационной лепки:; развивать силу и точность мелкой мускулатуры (Д/у «Тучи по небу плывут, тучи дождик нам несут»). | -Развивать прослеживающую функцию взгляда: учить наблюдать за движущимся объектом. Называть его местоположение т отдаленность с точки отсчета от ребенка (Д/у «Разноцветный листопад»). -Развивать прослеживающие функции взгляда , умение удерживать зрительную координату от начала до конца пути ( Д/у « Красный, оранжевый, желтый, зеленый, листья цветные падают с деревьев-дорожки наложения»). | Развивать представления о сезонных изменениях в природе, их неизбежности, последовательности, необратимости. -Упражнять в группировке листвы по заданным сенсорным эталонам. -Формировать компенсаторные способности Ориентировки в окружающем мире с привлечением всех сохранных анализаторов: учит различать и называть природные явления, характерные для определенного времени года (театральные шумы). |
ОКТЯБРЬ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(1 неделя).Тема: «Приходите в огород, посмотреть, что там растет» | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать и показывать овощи, опираясь на сенсорные эталоны (Д/у «Угадай о чем я говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать овощи, представленные в зашумленном и наложенном изображении, группировать овощи по форме, величине и по способам произрастания (Д/у»Загадки с грядки»). | - Обучать способам полисенсорного обследования овощей с привлечением сохранных анализаторов (Д/и «Загадки огородника», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху») -Обучать приемам однонаправленного закрашивания, не выходя за пределы заданного контура (Д/ и «Сеньор-помидор»). | -Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться; называть местоположение овощных грядок, их отдаленность друг от друга и от ребенка (Д/и «Мы пришли на огород. Сколько здесь всего растет»). | - Учить ориентироваться в окружающем пространстве, опираясь на зрение, слух, сигналы и сенсорные эталоны. -Развивать познавательный интерес, потребность в познании предметов окружающего мира; формировать интерес представления о пользе овощей, способах и обработке перед употреблением. |
(2 неделя).Тема: «Как румян осенний сад, всюду фрукты там висят» | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать фрукты, опираясь на сенсорные эталоны, представленные педагогом (Д/и «Угадай, о чем говорю?»). -Учить узнавать, называть и показывать фрукты, представленные в зашумленном и наложенном изображении (Д/и «Угадай и назови»). | -Обучать способам полисенсорного обследования фруктов с привлечением сохранных анализаторов (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху»). -Обучать приема м трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру, равномерно располагать оставшиеся в получившемся ограниченном пространстве (Д/и «Мешочек яблок»).
| -Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться, называть местоположение фруктовых деревьев (фланелеграф), их отдаленность друг от друга и от ребенка (Д/и «Фруктовый сад»). | -Формировать представление о труде садовода: поливает землю, подкармливает деревья удобрением, срезает засохшие ветки, собирает урожай, укладывает в тару. -Формировать представления о пользе фруктов как продуктов питания, о способах обработки и переработки перед употреблением, из них можно приготовить разнообразные кушанья и питье. |
(3 неделя).Тема: «В лес по грибы и по ягоды» | |||
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, выделять фон, объекты, их действия. -Учит внимательно рассматривать грибы, ягоды, представленные в графическом изображении, называть их соответствующим словом-определением, выделять признаки сходства и различия (Д/и «Дары русского леса»). | -Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами. Учить создавать несложные поделки в технике «Оригами», «Пластилинография».
| - Учить продолжать выкладывать сериационный ряд, начатый педагогом: соблюдать последовательность в расположении кружков, учитывать их цветовую гамму, выдерживать одинаковое расстояние между кружками (Д/у «Ягодные бусы»). | -Формировать представления о лесных дарах: учить узнавать, называть и показывать некоторые грибы. -Способствовать приобретению знаний о том, что грибы относятся к продуктам питания, о правилах обработки грибов и ягод перед употреблением в пищу. |
(4 неделя).Тема: «Наши зеленые друзья-деревья и кустарники» | |||
- Учить различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев. | - Учить создавать художественные композиции, используя технику, развивать силу и точность мелкой мускулатуры. «Пластилинография». (Д/у «Осеннее деревце».
| - Учить составлять узор из листьев, опираясь на словесные указания педагога (Д/у «Осенний узор»). -Учить ориентироваться в пространстве ограниченной плоскости: называть и показывать местоположение предметов, наполняющих искусственно созданный «лес» (фланелеграф), понимать и словесно употреблять соответствующие пространственные термины, определяя местоположение о отдаленность предметов друг от друга (Д/и «Мы вчера в лесу гуляли»). | - Упражнять в выделении качественных характеристик осенних листьев с помощью зрения, осязания. Учить анализировать и сравнивать деревья (с помощью зрения, осязания) разные по цвету, форме, строению и величине). |
НОЯБРЬ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(1 неделя).Тема: «Звенели птичьи голоса» | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать диких птиц, представленных в графическом изображении (Д/и «Узнай, назови, покажи»). -Учить сравнивать птиц по признакам сходства и различия Д/и «Чем отличаются и чем похожи?»). | -Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, узнавать и называть обследуемые предметы (Д/и «Что за чудесные мешочки приготовили для птиц?»). -Упражнять в сортировке бобовых культур (Д/у «Приготовим птицам угощение»). | -Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещение объектов на поверхности фланеллеграфа (Д/у» Кто с кем поменялся местами?»). | -Формировать представления о понятии «дикие птицы»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Развивать интерес к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых с помощью зрения. -Активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. |
(2 неделя).Тема: «Жизнь диких животных» | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить описание дикого животного с его графическим изображением (Д/у «Угадай , о ком говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»). | -Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность( голова, туловище, хвост). -формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое. (Д/и «Составь из геометрических фигур дикого животного»). | -Учить понимать предложные конструкции ( на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?). -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Осенним днем лесной тропой звери шли на водопой»). | -Формировать представления о понятии «дикие животные»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть и показывать диких животных, опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Кто бы это мог быть?»). . |
(3 неделя).Тема: «Береги свою планету, ведь другой похожей нету!» | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать « экологические знаки», представленные педагогом (Д/и «Угадай, о чем говорю?»). -Учить узнавать, называть и показывать фигуры животного мира, представленные в зашумленном и наложенном изображении (Д/и «Угадай и назови»). | -Обучать приемам аппликационной лепки (Д/и «Выложи пластилином по контуру фигуру животного»). | -Учить ориентироваться в пространстве фланеллеграфа»: находить и показывать изображаемый объект, опираясь на словесное описание педагога; -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Лесная сказка»). | -Формировать представления о понятии «беречь природу»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть и показывать «экологические знаки», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Что означает этот знак»). . |
(4 неделя).Тема: «Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережем» (наш город). | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать объекты родного города. -Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину (Д/и «На улицах нашего города»). | -Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура. -Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить округлые линии по контуру. | -Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться: называть местоположение объектов, представленных в сюжетной картине , их отдаленность друг от друга (Д/и «Мой город»). | -Формировать представления о понятии «родной город»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Обучать правилам поведения на улице, в общественных местах, способах компенсаторной ориентировки на улице, проезжей части. . |
(5 неделя).Тема: «Части тела.Уход за ними». | |||
-Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать модель человека (куклу), называть части тела и видимые органы, сравнивать с человеком по сходству и различию (Д/и «Мы похожи или нет?») -Учить выбирать из набора предметов те, которые необходимы для ухода за телом человека, аргументировать выбор (Д/и «Это что и для чего?»). | -Формировать представления о возможностях частей своего тела, назывании пальцев на руке («Что я могу?»); -Развивать гибкость и подвижность костей и пальцев рук: учить имитировать руками действия, предложенные взрослым, по уходу за собственным телом.
| -Формировать представления о схеме своего тела, пространственном расположении частей своего тела и видимых органов (Д/и «Все расскажем и покажем»); -Развивать мыслительную активность, ориентировку на звуковые сигналы: учить показывать части собственного тела и видымые органы опираясь на словесную инструкцию педагога (Д/и «Слушай, думай, выполняй»). | -Формировать представления о правилах и необходимости ухода за собственным телом. |
ДЕКАБРЬ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(1 неделя).Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!» | |||
-Развивать зрительную реакцию на сезонные изменения в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину о зиме, выделять фон, объекты их действия. -Учить внимательно рассматривать предметы, представленные в зашумленном изображении, узнавать и показывать их, обводя по контуру (Д/и «Загадки тетушки Зимы»). | -Обучать зрительно-осязательным способам обследовательских действий: с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами обследовать свойства снега и песка, сравнивать по признакам сходства и различия. -Обучать способам трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру. | -Развивать прослеживающую функцию взгляда: учить наблюдать за перемещением объектов в пространстве, называть их местоположение и отдаленность друг от друга, (Д/и «Сколько на горке сегодня ребят?»). -Формировать представления детей о композиционном построении целостного предмета из частей (Д/и «Разрезные картинки»). | - Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе, их неизбежности, последовательности, необратимости. |
(2 неделя) Тема: «Если хочешь быть здоров!(Зимние развлечения)» | |||
- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать предметы зимнего спортинвентаря, представленные в описательной речи педагога, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»). -Формирование умения, способствующее правильному восприятию предметов и явлений окружающей действительности (Д/и Что неправильно нарисовал художник?»). | -Обучать приемам аппликационной лепки (Он не мал и не велик получился снеговик). | -Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать простейшие лабиринты, согласовывая движения руки и глаза, показывать и вербально обозначать пути следования лыжника (Д/у «Мы горы летим на лыжах»). -Формировать представления детей о композиционном построении целостного предмета из частей («Разрезные картинки»). | -Формировать представления о пользе игр и активного отдыха на свежем воздухе, правилах безопасности во время игр. |
(3 неделя) Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!». | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать диких птиц, представленных в графическом изображении (Д/и «Узнай, назови, покажи»). -Учить сравнивать птиц по признакам сходства и различия Д/и «Чем отличаются и чем похожи?»). | -Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Снегирь». | -Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещение объектов на поверхности фланеллеграфа (Д/у» Кто с кем поменялся местами?»). | -Формировать представления о понятии «зимующие птицы»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Развивать интерес к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых с помощью зрения. -Активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций. |
(4 неделя) Тема: «Каникулы». | |||
ЯНВАРЬ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(2 неделя).Тема: «Попасть бы мне однажды вдруг за северный полярный круг!» | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить описание животного Севера с его графическим изображением (Д/у «Угадай , о ком говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»). | -Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность( голова, туловище, хвост). -формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое. (Д/и «Составь из геометрических фигур животного Севера »). | -Учить понимать предложные конструкции ( на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?). -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Зимним днем идем к снежной горе»). | -Формировать представления о понятии «животные Севера»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть и показывать «животных Севера», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Кто бы это мог быть?»). . |
(3 неделя).Тема: «Африканские дороги очень любят носороги!» | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить описание животного Севера с его графическим изображением (Д/у «Угадай, о ком говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»). | - Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Жираф». -формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое. (Д/и «Составь из геометрических фигур «Слон»). | -Учить понимать предложные конструкции (на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?). -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Зоопарк»). | -Формировать представления о понятии «животные жарких стран»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть и показывать животных жарких стран, опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Подбери признак, подбери действие»). |
(4 неделя).Тема: «Подводный мир….Он так прекрасен!» | |||
-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить описание обитателей подводного мира с его графическим изображением (Д/у «Угадай, о ком говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать обитателей подводного мира, представленных в предметно-фоновом изображении. | - Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Жители океана». | -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Аквариум»). | -Формировать представления о понятии «обитатели подводного мира»; -Учить узнавать, называть и показывать «обитателей подводного мира», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Подбери признак») |
ФЕВРАЛЬ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(1 неделя) Тема: «Модники и модницы..» | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать предметы одежды, обуви и головных уборов, представленных в описательной речи педагога, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать предметы одежды, представленные в предметно-фоновом изображении | -Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами (Д/и «Узнай на ощупь предмет одежды»). | -Учить составлять узор из геометрических фигурок на платке, следуя словесным указаниям педагога» (Д/у «Платок для мамы»).
| -Формировать представления о понятии «Одежда, обувь, головные уборы», учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть и показывать предметы «Одежды, обуви, головных уборов», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете. |
(2 неделя).Тема: «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» | |||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать предметы посуды, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»). -Учить узнавать, называть и показывать предметы посуды, представленные в предметно-фоновом изображении | - Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Тарелочка». -формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое. (Д/и «Разрезные картинки»). | -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Сервируем стол»). | -Формировать представления о понятии «Посуда»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. -Учить узнавать, называть предметы посуды, ее назначение. |
(3 неделя).Тема: «Путешествие по городу профессий!». | |||
- Учить внимательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий представителей разных профессий, узнавать, показывать и называть профессии людей, представленных в иллюстрационном материале. -Учить узнавать, называть и соотносить рабочие инструменты по соответствию с представителем определенной профессии (Д/и «Кому что нужно для работы»). | - Развивать силу, точность мелкой мускулатуры, учить иммитировать руками действия представителей некоторых профессий. -Учить приемам аккуратного закрашивания карандашом в одностороннем направлении, не выходя за пределы заданного контура (Д/у «Маленькие художники»). | -Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку: учить передвигать мелкие предметы в пределах ограниченной микроплоскости (Д/и « Вверх и вниз по склонам гор нас везет шофер»). | -Формировать представления о понятии «Профессия»;, функциональных обязанностях представителей той или иной профессии. -Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память, речь («Угадай о ком я говорю»). |
(4 неделя).Тема: «Защитникам Отечества-хвала!». | |||
- Учить внимательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий представителей военных профессий, узнавать, показывать и называть военные профессии людей, представленных в иллюстрационном материале. | - Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Танк». | -Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку: учить передвигать мелкие предметы в пределах ограниченной микроплоскости (Д/и « Вверх и вниз по склонам гор нас везет шофер»). | -Формировать представления о понятии «Военные профессии»; -Расширять знания детей о труде защитников отечества. |
МАРТ
Направления деятельности. Задачи | |||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка |
(1-2-3 неделя). Тема: «Полна чудес весенняя природа». | |||
-Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, отображающую весеннюю тематику, выделять фон, объекты, их действия; -Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память: учить соотносить текст художественного произведения с соответствующим природным явлением, представленным в иллюстрациях. -Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий явления весенней природы в растительном мире, называть действия природных явлений (набухают и распускаются почки на ветвях деревьев и кустарников, зацветают деревья, появляются проталины, первые весенние цветы, возвращаются перелетные птицы и др.). - Развивать зрительную реакцию на предметы и явления окружающего мира: учить узнавать их в реальном виде, предметно-фоновом изображении ( Д/и «Загадочные картинки»); -Учить соотносить текст художественного произведения с соответствующим изображением животного (Д/и «Слушай, думай, называй»). -Развивать зрительное восприятие, внимание: учить замечать нелепицы в сюжетной картинке, исправлять их (д/и «Что перепутал художник»). -Учить сравнивать две картинки, находить и вербально отражать различия (д/и «Что изменилось?»). | -Развивать навыки би-и полисенсорного восприятия предметов и явлений окружающего мира: учить приемам рационального использования взаимодействия осязания, имеющегося зрения, обоняния (д/и «Смотрим, нюхаем, трогаем»). -Развивать интерес и потребность в углубленном обследовании предметов и явлений окружающей действительности, слуховое восприятие; учить, вслушиваясь в звуки весенних явлений, узнавать и называть их (д/и «Что слышал?»). -Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить, полседовательно нанизывать предмет на шнурок, закрепляя последний на плоскости основания (д/и «Первые проталины, первые цветы»). -Формировать способность последовательно и целенаправленно обследовать животных (голова, лапы, хвост, туловище) (Д/и «Что сначала, что потом?»). Развивать силу и точность мелкой мускулатуры, координированные движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, закрашивать, не выходя за контур (Д/и «Волшебные картинки»). -Развивать слуховое восприятие: учить, слушать звуки весенних явлений, представленных в записи, узнавать и называть их. - Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить, полседовательно нанизывать предмет на шнурок, закрепляя последний на плоскости основания (д/и «Первые кораблики в первых ручейках»). | -Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где вы видите на картинке?»). -Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, воспроизводить сюжет представленной картинки на собственном листе бумаги (д/и «Слушай, думай, выполняй»). -Учить понимать соответствующие пространственные термины при определении местоположения предмета с точки отсчета от ребенка и самостоятельно пользоваться ими (Д/и «Распускаются цветы, небывалой красоты»). -Формировать умения ориентироваться в пределах ограниченной микроплоскости (фланеллеграф), определять местоположение и отдаленность одного предмета относительно другого, пользоваться соответствующей пространственной терминологией (Д/и «Встречи на лесной полянке»). - Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где нарисовал художник на листе бумаги?»). -Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, воспроизводить сюжет представленной картинки на собственном листе бумаги (д/и «Слушай, думай, выполняй).
| - Формировать представления о правилах поведения весной на улице, вблизи водоемов. -Учить наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать названия природных явлений. -Учить бережно относиться к природе: понимать красоту природы, любоваться ею. -Развивать цветоразличительные способности зрительных функций: упражнять в выкладывании предметов цветового спектра. -Учить сравнивать предметы по величине путем наложения одного предмета на другой, выкладывать предметный ряд от меньшего к большему (д/и «Сравни и подбери»). -Расширять детские представления о предметном мире; упражнять в обследовании основных свойств с использованием зрения и других анализаторов. -Развивать положительное отношение к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых зрением и осязанием. |
(4-5 неделя) Тема: «Дом, в котором я живу». | |||
- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты и их действия. -Учить узнавать, называть и показывать предметы, наполняющие пространство жилых помещений. -Учить узнавать по словесному описанию педагога предметы быта, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»). | -Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура (д/и «Вечер в окнах домов зажигает огни). -Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью пальцев рук и отдельных пальцев узнавать и называть поверхности предметов, наполняющих пространство. | -Формировать представления детей о композиционном построении узора из геометрических фигур в пределах квадрата по собственному замыслу (д/и «поможем бабушке выбрать узор для нового коврика»). -Формировать представления детей о композиционном построении целостного предмета из частей («Разрезные картинки-электроприборы»). | -Формировать представления о понятии «электрические приборы», правилах обращения с ними. |
АПРЕЛЬ
Направления деятельности. Задачи | |||||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка | ||
(1 неделя). Тема: «Мы едем, едем, едем». | |||||
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающей действительности, представленные в графическом и предметно-фоновом изображении (Д/и «Посмотри, узнай, назови»); -Учить группировать предметы транспортных средств по понятийному признаку (Д/и «Земля, вода, воздух»). | -Развивать навыки би-и полисенсорного восприятия предметов и явлений окружающего мира: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (д/и «ТРАНСПОРТ ЗВУЧИТ»). -Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить закрашивать сигналы светофора нужным цветом, не выходя за контур. | -формировать представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей:учить составлять из геометрических фигур целостный предмет с опорой на образец (блоки Дьенеша).
| - Формировать представления о понятии «транспорт»: называть виды транспорта и средства передвижения к ним относящиеся. -Дать детям понятие о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий. -Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице. | ||
( 2 неделя) Тема: «Если очень захотеть, можно в космос полететь». | |||||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты.. -Учить узнавать, называть и показывать предметы, наполняющие космическое пространство. | -Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: пластилинография «Ракета» | -Формировать представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей: учить составлять из геометрических фигур целостный предмет с опорой на образец (Космическая ракета). | -Формировать представления детей о космосе, профессии космонавта. | ||
(3 неделя) Тема: «Домашние животные такие беззаботные». | |||||
- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить соотносить описание домашнего животного с его графическим изображением. -Учить узнавать, называть и показывать домашних животных, представленных в моделях, по части, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия. -Учить узнавать по словесному описанию педагога домашнее животное, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»). | -Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом, с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, лапы, хвост). -Формировать представление о композиционном построении предмета: учить составлять целую картинку из частей (д/и «Кто бы это мог быть?»). | -Учить ориентироваться в пространстве сюжетной картины: находить и показывать домашних животных, опираясь на словесное описание педагога. | -Формировать представления о «домашних животных»; учить с помощью взрослого, а в дальнейшем самостоятельно давать определения понятия. -Формировать представления о том какую пользу приносят домашние животные людям. | ||
(4 неделя) Тема: «На птичьем дворе». | |||||
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающей действительности, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать домашних птиц, представленных в графическом изображении (Д/и «Узнай, назови, покажи»); -Учить сравнивать двух птиц по признакам сходства и различия («Чем похожи и чем различаются?). | -Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура (д/и «Утята»). | -Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещения объектов на поверхности фланеллеграфа (д/и «Кто с кем поменялся местами). | -Формировать представления о понятии «домашние птицы», учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. |
МАЙ
Направления деятельности. Задачи | |||||
Развитие зрительного восприятия | Осязание и мелкая моторика | Пространственная ориентировка | Социально-бытовая ориентировка | ||
(1-2 неделя). Тема: «Такие разные насекомые». | |||||
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающей действительности, представленные в графическом и предметно-фоновом изображении (Д/и «Посмотри, узнай, назови»); - Учить узнавать по словесному описанию педагога насекомое, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»). | -Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: пластилинография «Божья коровка»; - Формировать способность последовательно и целенаправленно обследовать насекомых (голова, лапки, крылья, туловище) (Д/и «Что сначала, что потом?»). | -формировать представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей :учить составлять из частей целое с опорой на образец (разрезные картинки). - Учить ориентироваться в пространстве сюжетной картины: находить и показывать насекомое, опираясь на словесное описание педагога.
| - Формировать представления о понятии «насекомые», учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия. - Формировать представления о том какую пользу приносят насекомые животному миру. | ||
(3 неделя) Тема: «Семья – это важно, семья-это сложно». | |||||
-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты. -Учить узнавать, называть и показывать представителей семьи, опираясь на словесную инструкцию педагога (д/и «Угадай, о ком я говорю»). | - Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах заданного контура (д/и «Вечер в окнах домов зажигает огни»). | -Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться: называть местоположение объектов, представленных в сюжетной, искусственно созданной картинке, их отдаленность друг от друга (д/и «Вот и вечер подошел, собралась семья за стол»). | -Формировать представления детей о понятии «семья»: учить называть полные имена членов семьи, их функциональные обязанности в кругу семьи, домашний адрес. | ||
(4 неделя) Тема: «Вот и лето на пороге!». | |||||
-Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, отображающую летнюю тематику, выделять фон, объекты, их действия; -Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память: учить соотносить текст художественного произведения с соответствующим природным явлением, представленным в иллюстрациях. -Развивать зрительное восприятие, внимание: учить замечать нелепицы в сюжетной картинке, исправлять их (д/и «Что перепутал художник»). -Учить сравнивать две картинки, находить и вербально отражать различия (д/и «Что изменилось?»). | -Развивать навыки би-и полисенсорного восприятия предметов и явлений окружающего мира: учить приемам рационального использования взаимодействия осязания, имеющегося зрения, обоняния (д/и «Смотрим, нюхаем, трогаем»). -Развивать интерес и потребность в углубленном обследовании предметов и явлений окружающей действительности, слуховое восприятие; учить, вслушиваясь в звуки летних явлений, узнавать и называть их (д/и «Что слышал?»). | -Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где вы видите на летней картинке?»).
| -Учить наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать названия природных явлений. -Учить бережно относиться к природе: понимать красоту природы, любоваться ею. -Развивать цветоразличительные способности зрительных функций: упражнять в выкладывании предметов цветового спектра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности во второй младшей группе
Комплексно-тематический план во второй младшей группе с учетом современных требований. Тема "Овощи". Продолжительность 1 неделя....
Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности в средней группе
Комплексно-тематический план в средней группе с учетом современных требований. Тема "Домашние животные". Продолжительность 2 недели....
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в младшей группе детского сада
В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в младшей группе детского сада....
Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в средней группе детского сада
В материале представлен комплексно - тематический план музыкально - образовательной деятельности с включением регионального компонента в средней группе детского сада...
Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....