Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Чильдинова Анна Викторовна

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АОП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx45.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Утверждаю

       Заведующий  МАДОУ  ДСКН №4

г.Сосновоборска

В.В.Тиншан

Планирование  коррекционно-развивающей  деятельности  с  обучающимися  группы компенсирующей направленности  для  детей  с нарушением зрения  на  2023-2024 учебного года.

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

 СЕНТЯБРЬ  (1-2 недели)

Диагностика

    (3 неделя).Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

-Упражнять в группировке транспортных средств по понятийному признаку (Д/и «Земля, вода, воздух»).

-Развивать умения выделять, называть и показывать транспортные средства, представленные в реальном виде, моделях, предметно-фоновом изображении, замечать недостающие детали в предмете.

 (Д/и «Рассмотри и назови»).

-Развивать зрительное восприятие,  внимание, мыслительную активность, связную речь.( Д/и «Сравни по сходству и различию»).

-Развивать интерес  к рассматриванию и анализу сюжетных картинок: учить выделять фон, объекты их действия (Д/и «Детям о правилах дорожного движения»).

-учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать и сравнивать 2 картинки по признакам сходства и различия (Д/и «Что изменилось»).

-Развивать  прослеживание функции  взгляда: учить  удерживать зрительную координацию от начала до конца пути  (Д/и «Помоги Незнайке найти остановку»).

-Развивать  навыки  би- и полисенсорного  восприятия

Предметов окружающего мир: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильно-двигательные ощущения)

Д/и «Постарайся догадайся, а потом назови».

-Развивать координированные движения руки и глаза, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей  и пальцев рук: учить закрашивать сигналы светофора нужным цветом, не выходя за пределы заданного контура.

-Развивать силу, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры, координированные движения руки и глаз: учить обводить предмет по внутреннему контуру  трафаретной рамки,  вырезывать по контуру.

-Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, рисовать предметы транспортных средств на листе бумаги и в клетку

(Д/у «Паровоз»).

-Развивать представления о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей

(Д/и «Разрезные картинки»).

-Учить при рассматривании сюжетной картины выделять фон, объекты, их действия,  отдаленность  и направления движения с точкой  опоры  от себя и от предмета (Д/и «Спешат по дорогам машины»)

-Упражнять в передвижении мелких предметов в пределах ограниченной  плоскости: учить действовать правой рукой, передвигать предмет точно посредине заданной микроплоскости (Д/у «Вверх и вниз по склонам гор нас везет лихой шофер»).

-Формировать умения ориентироваться в пределах ограниченной микроплоскости (ковролин), определять местоположение и отдаленность одного предмета относительно другого, пользоваться соответствующей пространственной терминологией (Д/и «мчаться по дорогам  тысячи машин»).

-Учить в процессе  выполнения коллективной работы на ограниченной плоскости выбирать место для предмета, не нарушая целостного композиционного  решения ( аппликация «Внимание! Ребенок на дороге»).

-Формировать представления о понятиях «транспорт», «транпортное средство», умение называть виды транспорта и средства передвижения, к ним относящиеся.

-Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар,; учить технике безопасного поведения вблизи проезжей части и при переходе дороги.

-Формировать знания о том, что разными видами транспорта управляют люди разных профессий (шофер, водитель, машинист, летчик, капитан).

-Формировать компенсационные способы ориентировке на улице: развивать  умение определять на слух направленность и удаленность движущихся транспортных средств.

-учить узнавать  и называть транспортные по звуковым сигналам ( шум мотора подъезжающего  транспорта, звук открывающейся двери, предупредительный сигнал).

-Учить детей наблюдать за работой светофора, знать очередность включения цветов и понимать назначения цветовых сигналов.

-Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице.

-Учить наблюдать  за трудом водителя, подражать  его действиям в играх.

-Дать детям понятие о том, что разными видами транспортных средств управляют люди разных профессий.

сентябрь (4 неделя).Тема: «Пришла прекрасная осенняя пора!»

-Развивать зрительную реакцию  на сезонные изменения в природе: учить из группы предметных картинок выбирать те, которые отражают признаки осени (Д/и «Узнай и назови».

- Развивать слухозрительное восприятие, внимание,: учить соотносить художественное описание природных  явлений с соответствующей картинкой  (Д/и «Слушай, думай и показывай»).

-Развивать зрительное восприятие, внимание, цветоразличительные способности зрительных функций  (Д/и Что изменилось?»).

-Развивать зрительную реакцию на предметы  окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты, их действия, замечать, исправлять несоответствия (Д/и «Что перепутал художник?»).

-Обучать  приемам аппликационной  лепки:; развивать силу и  точность мелкой  мускулатуры  (Д/у

«Тучи по небу плывут, тучи дождик нам несут»).

-Развивать прослеживающую функцию взгляда: учить наблюдать за движущимся объектом. Называть его местоположение т отдаленность  с точки отсчета от ребенка (Д/у «Разноцветный листопад»).

-Развивать прослеживающие функции взгляда , умение удерживать зрительную координату от начала до конца пути ( Д/у « Красный, оранжевый, желтый, зеленый, листья цветные падают с деревьев-дорожки наложения»).

Развивать представления о сезонных изменениях в природе, их неизбежности, последовательности, необратимости.

-Упражнять в группировке листвы по заданным сенсорным эталонам.

-Формировать компенсаторные способности

 Ориентировки в окружающем мире с привлечением всех сохранных анализаторов: учит различать и называть природные явления, характерные  для определенного времени года

(театральные шумы).

ОКТЯБРЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1 неделя).Тема: «Приходите в огород, посмотреть, что там растет»

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать и показывать овощи, опираясь на сенсорные эталоны (Д/у «Угадай о чем я говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать овощи, представленные в зашумленном и наложенном изображении, группировать овощи по форме, величине и по способам произрастания (Д/у»Загадки с грядки»).

- Обучать способам полисенсорного обследования овощей с привлечением сохранных анализаторов (Д/и «Загадки огородника»,  «Узнай на вкус», «Узнай по запаху»)

-Обучать приемам однонаправленного закрашивания, не выходя за пределы заданного  контура

(Д/ и «Сеньор-помидор»).

-Учить  понимать пространственные  термины, самостоятельно ими пользоваться; называть местоположение овощных грядок, их отдаленность  друг от друга  и от ребенка

(Д/и  «Мы  пришли на огород. Сколько  здесь  всего растет»).

- Учить ориентироваться в окружающем пространстве, опираясь на зрение, слух, сигналы и сенсорные эталоны.

-Развивать познавательный интерес, потребность в познании предметов окружающего мира; формировать интерес представления о пользе овощей, способах и обработке перед употреблением.

(2 неделя).Тема: «Как румян осенний сад, всюду фрукты там висят»

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать фрукты, опираясь на сенсорные эталоны, представленные  педагогом

(Д/и «Угадай, о чем говорю?»).

-Учить узнавать, называть и показывать фрукты, представленные в зашумленном и наложенном изображении (Д/и «Угадай и назови»).

-Обучать способам полисенсорного обследования фруктов с привлечением сохранных анализаторов (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху»).

-Обучать приема м трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру, равномерно располагать оставшиеся   в получившемся ограниченном пространстве (Д/и «Мешочек яблок»).

 

-Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться, называть местоположение фруктовых деревьев (фланелеграф), их отдаленность друг от друга и от ребенка

 (Д/и «Фруктовый сад»).

-Формировать представление о труде садовода: поливает землю, подкармливает деревья удобрением, срезает засохшие ветки, собирает урожай, укладывает в тару.

-Формировать представления о пользе фруктов как продуктов питания, о способах обработки и переработки перед употреблением,  из них можно приготовить разнообразные кушанья и питье.

(3 неделя).Тема: «В лес по грибы и по ягоды»

- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, выделять фон, объекты, их действия.

-Учит внимательно рассматривать грибы, ягоды, представленные в графическом изображении, называть их соответствующим словом-определением, выделять признаки сходства и различия (Д/и «Дары русского леса»).

-Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами.

Учить создавать несложные поделки в технике «Оригами», «Пластилинография».

 

- Учить продолжать выкладывать сериационный ряд, начатый педагогом: соблюдать последовательность в расположении кружков, учитывать их цветовую гамму, выдерживать одинаковое расстояние между кружками (Д/у «Ягодные бусы»).

-Формировать представления о лесных дарах: учить узнавать, называть и показывать некоторые грибы.

-Способствовать приобретению знаний о том, что грибы относятся к продуктам питания, о правилах обработки грибов и ягод перед употреблением в пищу.

(4 неделя).Тема: «Наши зеленые друзья-деревья и кустарники»

- Учить различать и называть деревья по цвету коры, величине ствола, размеру веток, по форме листьев.

- Учить создавать художественные композиции, используя технику, развивать силу и точность мелкой мускулатуры. «Пластилинография».

(Д/у «Осеннее деревце».

 

- Учить составлять узор из листьев, опираясь на словесные указания педагога (Д/у «Осенний узор»).

-Учить ориентироваться в пространстве ограниченной плоскости: называть и показывать местоположение предметов, наполняющих искусственно созданный «лес» (фланелеграф), понимать и словесно употреблять соответствующие пространственные термины, определяя местоположение о отдаленность предметов друг от друга (Д/и «Мы вчера в лесу гуляли»).

- Упражнять  в выделении качественных характеристик осенних листьев с помощью зрения, осязания. Учить анализировать и сравнивать деревья

(с помощью зрения, осязания) разные по цвету, форме, строению и величине).

НОЯБРЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1 неделя).Тема: «Звенели птичьи голоса»

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать диких птиц, представленных в графическом изображении (Д/и «Узнай, назови, покажи»).

-Учить сравнивать птиц по признакам сходства и различия Д/и «Чем отличаются и чем похожи?»).

-Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, узнавать и называть обследуемые предметы (Д/и «Что за чудесные мешочки приготовили для птиц?»).

-Упражнять в сортировке бобовых культур (Д/у «Приготовим птицам угощение»).

-Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещение объектов на поверхности фланеллеграфа  (Д/у» Кто с кем поменялся местами?»).

-Формировать представления о понятии «дикие птицы»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Развивать интерес к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых с помощью зрения.

-Активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

   (2 неделя).Тема: «Жизнь диких животных»

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить описание дикого животного с его графическим изображением (Д/у «Угадай , о ком говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»).

-Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность( голова, туловище, хвост).

-формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое.

(Д/и «Составь из геометрических фигур дикого животного»).

-Учить понимать предложные конструкции ( на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?).

-Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Осенним днем лесной тропой звери шли на водопой»).

-Формировать представления о понятии «дикие животные»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть и показывать диких животных, опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Кто бы это мог быть?»).

.

   (3 неделя).Тема: «Береги свою планету, ведь другой похожей нету!»

 -Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать « экологические знаки», представленные  педагогом

(Д/и «Угадай, о чем говорю?»).

-Учить узнавать, называть и показывать  фигуры животного мира, представленные в зашумленном и наложенном изображении (Д/и «Угадай и назови»).

-Обучать приемам аппликационной лепки (Д/и «Выложи пластилином по контуру фигуру животного»).

-Учить ориентироваться в пространстве фланеллеграфа»: находить и  показывать изображаемый объект, опираясь на словесное описание педагога;

-Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Лесная сказка»).

-Формировать представления о понятии «беречь природу»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть и показывать «экологические знаки», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Что означает этот знак»).

.

   (4 неделя).Тема: «Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережем» (наш город).

 -Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать  объекты родного города.

-Учить  внимательно, целенаправленно и  последовательно рассматривать сюжетную картину (Д/и «На улицах нашего города»).

-Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах  заданного  контура.

-Развивать координированные движения руки и глаза: учить обводить округлые линии по контуру.

-Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться: называть местоположение объектов, представленных в сюжетной картине , их отдаленность друг от друга (Д/и «Мой город»).

-Формировать представления о понятии «родной город»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Обучать правилам поведения на улице, в общественных местах, способах компенсаторной ориентировки на улице, проезжей части.

.

   (5 неделя).Тема: «Части тела.Уход за ними».

 -Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать модель человека (куклу), называть части тела и видимые органы, сравнивать с человеком по сходству и различию (Д/и «Мы похожи или нет?»)

-Учить выбирать из набора предметов те, которые необходимы для ухода за телом человека, аргументировать выбор (Д/и «Это что и для чего?»).

-Формировать представления о возможностях частей своего тела, назывании пальцев на руке («Что я могу?»);

-Развивать гибкость и подвижность костей и пальцев рук: учить имитировать руками действия, предложенные взрослым, по уходу за собственным телом.

 

-Формировать представления о схеме своего тела, пространственном расположении частей своего тела и видимых органов (Д/и «Все расскажем и покажем»);

-Развивать мыслительную активность, ориентировку на звуковые сигналы: учить показывать  части собственного тела и видымые органы опираясь на  словесную инструкцию педагога (Д/и «Слушай, думай, выполняй»).

-Формировать представления о правилах и необходимости ухода за собственным телом.

ДЕКАБРЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1 неделя).Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

-Развивать зрительную реакцию на сезонные изменения в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину о зиме, выделять фон, объекты их действия.

-Учить внимательно рассматривать предметы, представленные в зашумленном изображении, узнавать и показывать их, обводя по контуру (Д/и «Загадки тетушки Зимы»).

-Обучать зрительно-осязательным  способам обследовательских действий: с помощью одной и двух  рук,  отдельными пальцами обследовать свойства снега и песка, сравнивать по признакам сходства и различия.

-Обучать способам трафаретной аппликации: учить выкладывать горошины на одинаковом расстоянии друг от друга по заданному контуру.

-Развивать прослеживающую функцию взгляда: учить наблюдать за перемещением объектов в пространстве, называть их местоположение и отдаленность друг от друга,  (Д/и «Сколько на горке сегодня ребят?»).

-Формировать представления детей о композиционном построении  целостного  предмета из частей (Д/и «Разрезные картинки»).                      

- Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе, их неизбежности, последовательности, необратимости.

   (2 неделя) Тема: «Если хочешь быть здоров!(Зимние развлечения)»

- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать предметы зимнего спортинвентаря, представленные в описательной речи педагога, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Формирование умения, способствующее правильному восприятию предметов и явлений окружающей действительности (Д/и Что неправильно нарисовал художник?»).

-Обучать  приемам аппликационной лепки (Он не мал и  не велик получился снеговик).

-Учить внимательно, целенаправленно  и последовательно  рассматривать простейшие лабиринты, согласовывая движения руки и глаза, показывать и вербально обозначать пути следования лыжника (Д/у «Мы горы летим на лыжах»).

-Формировать представления детей о композиционном  построении целостного предмета из частей («Разрезные картинки»).

-Формировать представления о пользе игр и активного отдыха  на свежем воздухе, правилах безопасности во время игр.

   (3 неделя) Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!».

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать диких птиц, представленных в графическом изображении (Д/и «Узнай, назови, покажи»).

-Учить сравнивать птиц по признакам сходства и различия Д/и «Чем отличаются и чем похожи?»).

 -Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Снегирь».

-Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещение объектов на поверхности фланеллеграфа  (Д/у» Кто с кем поменялся местами?»).

-Формировать представления о понятии «зимующие птицы»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Развивать интерес к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых с помощью зрения.

-Активизировать, стимулировать и упражнять работу зрительных функций.

   (4 неделя) Тема: «Каникулы».

ЯНВАРЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (2 неделя).Тема: «Попасть бы мне однажды вдруг за северный полярный круг!»

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить  описание животного Севера  с его графическим изображением (Д/у «Угадай , о ком говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»).

-Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность( голова, туловище, хвост).

-формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое.

(Д/и «Составь из геометрических фигур животного Севера »).

-Учить понимать предложные конструкции ( на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?).

-Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами (Д/и «Зимним днем  идем к снежной горе»).

-Формировать представления о понятии «животные Севера»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть и показывать «животных Севера», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете (Д/и «Кто бы это мог быть?»).

.

   (3 неделя).Тема: «Африканские дороги очень любят носороги!»

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить  описание животного Севера  с его графическим изображением (Д/у «Угадай, о ком говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать зверей, представленных в предметно-фоновом изображении, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия (Д/и «Похожи-непохожи»).

- Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Жираф».

-формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое.

(Д/и «Составь из геометрических фигур «Слон»).

-Учить понимать предложные конструкции (на, под, за в), использовать в самостоятельной речи (Д/и «Кто, где прячется?).

-Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами

(Д/и «Зоопарк»).

-Формировать представления о понятии «животные жарких стран»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть и показывать животных жарких стран, опираясь на символическое изображение, представленное в цвете

(Д/и «Подбери признак, подбери действие»).

   (4 неделя).Тема: «Подводный мир….Он так прекрасен!»

-Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира: учить соотносить  описание обитателей подводного мира с его графическим изображением (Д/у «Угадай, о ком говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать  обитателей подводного мира, представленных в предметно-фоновом изображении.

- Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография

«Жители океана».

 -Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами

(Д/и «Аквариум»).

-Формировать представления о понятии «обитатели подводного мира»;

-Учить узнавать, называть и показывать  «обитателей подводного мира», опираясь на символическое изображение, представленное в цвете

(Д/и «Подбери признак»)

ФЕВРАЛЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1 неделя) Тема: «Модники и модницы..»

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать предметы одежды, обуви и головных уборов,  представленных  в описательной речи педагога, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать  предметы одежды, представленные  в предметно-фоновом изображении

-Обучать способам обследовательских действий предметов с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами (Д/и «Узнай на ощупь  предмет одежды»).

-Учить составлять узор из геометрических фигурок на платке, следуя словесным указаниям педагога» (Д/у «Платок для мамы»).

 

-Формировать представления о понятии «Одежда, обувь, головные уборы», учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть и показывать предметы  «Одежды, обуви, головных уборов»,  опираясь на символическое изображение, представленное в цвете.

   (2 неделя).Тема: «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!»

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить узнавать, называть и показывать предметы посуды, соотносить с изображениями, представленными в предметных картинках (Д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Учить узнавать, называть и показывать  предметы посуды, представленные  в предметно-фоновом изображении

- Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Тарелочка».

-формировать представления о композиционном построении предмета: учить составлять из частей целое.

(Д/и «Разрезные картинки»).

-Учить понимать и вербально отражать пространственное расположение одного предмета относительно другого, пользоваться пространственными терминами

(Д/и «Сервируем стол»).

-Формировать представления о понятии «Посуда»; учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

-Учить узнавать, называть  предметы посуды, ее назначение.

   (3  неделя).Тема: «Путешествие по городу профессий!».

- Учить внимательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий представителей разных профессий, узнавать, показывать и называть профессии людей, представленных в иллюстрационном материале.

-Учить узнавать,  называть и соотносить рабочие инструменты по соответствию с представителем определенной профессии (Д/и «Кому что нужно для работы»).

- Развивать силу, точность мелкой мускулатуры, учить иммитировать руками действия представителей некоторых профессий.

-Учить приемам аккуратного закрашивания карандашом в одностороннем направлении, не выходя за пределы заданного контура

(Д/у «Маленькие художники»).

 -Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку: учить передвигать мелкие предметы в пределах ограниченной микроплоскости  (Д/и « Вверх и вниз по склонам гор нас везет шофер»).

-Формировать представления о понятии «Профессия»;, функциональных обязанностях представителей той или иной профессии.

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память, речь («Угадай о ком я говорю»).

   (4 неделя).Тема: «Защитникам Отечества-хвала!».

- Учить внимательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий представителей  военных профессий, узнавать, показывать и называть  военные  профессии людей, представленных в иллюстрационном материале.

- Развивать силу, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук: учить создавать поделки в технике пластилинография «Танк».

 -Развивать зрительно-моторную координацию и пространственную ориентировку: учить передвигать мелкие предметы в пределах ограниченной микроплоскости  (Д/и « Вверх и вниз по склонам гор нас везет шофер»).

-Формировать представления о понятии «Военные профессии»;

-Расширять знания детей о труде защитников отечества.

МАРТ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1-2-3 неделя). Тема: «Полна чудес весенняя природа».

-Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, отображающую весеннюю тематику, выделять фон, объекты, их действия;

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память: учить соотносить  текст художественного произведения с соответствующим природным явлением, представленным в иллюстрациях.

 -Учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать иллюстрационный материал, отображающий явления весенней природы в растительном мире, называть действия природных явлений (набухают и распускаются почки на ветвях деревьев и кустарников, зацветают деревья, появляются проталины, первые весенние цветы, возвращаются перелетные птицы и др.).

- Развивать зрительную реакцию на предметы и явления окружающего мира: учить узнавать их в реальном виде, предметно-фоновом изображении ( Д/и «Загадочные картинки»);

-Учить соотносить текст художественного произведения с соответствующим изображением животного (Д/и «Слушай, думай, называй»).

-Развивать зрительное восприятие, внимание: учить замечать нелепицы в сюжетной картинке, исправлять их (д/и «Что перепутал художник»).

-Учить сравнивать две картинки, находить и вербально отражать различия (д/и «Что изменилось?»).

-Развивать навыки би-и полисенсорного восприятия предметов и явлений окружающего мира: учить приемам рационального использования взаимодействия осязания, имеющегося зрения, обоняния (д/и «Смотрим, нюхаем, трогаем»).

-Развивать интерес и потребность в углубленном обследовании предметов и явлений окружающей действительности, слуховое восприятие; учить, вслушиваясь в звуки весенних явлений, узнавать и называть их (д/и «Что слышал?»).

-Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить, полседовательно нанизывать предмет на шнурок, закрепляя последний на плоскости основания (д/и «Первые проталины, первые цветы»).

-Формировать способность последовательно и целенаправленно обследовать животных (голова, лапы, хвост, туловище) (Д/и «Что сначала, что потом?»).

Развивать силу и точность мелкой мускулатуры, координированные  движения руки и глаза: учить обводить предметы по точкам, закрашивать, не выходя за контур (Д/и «Волшебные картинки»).

-Развивать слуховое восприятие: учить, слушать звуки весенних явлений, представленных в записи, узнавать и называть их.

- Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить, полседовательно нанизывать предмет на шнурок, закрепляя последний на плоскости основания (д/и «Первые кораблики в первых ручейках»).

-Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где вы видите на картинке?»).

 -Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, воспроизводить сюжет представленной картинки на собственном листе бумаги (д/и «Слушай, думай, выполняй»).

-Учить понимать соответствующие пространственные термины при определении местоположения предмета с точки отсчета от ребенка и самостоятельно пользоваться ими (Д/и «Распускаются цветы, небывалой красоты»).

-Формировать умения ориентироваться в пределах ограниченной микроплоскости (фланеллеграф), определять местоположение и отдаленность одного предмета относительно другого, пользоваться соответствующей пространственной терминологией (Д/и «Встречи на лесной полянке»).

- Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где нарисовал художник на листе бумаги?»).

-Учить, опираясь на словесную инструкцию педагога, воспроизводить сюжет представленной картинки на собственном листе бумаги (д/и «Слушай, думай, выполняй).

                             

- Формировать представления о правилах поведения весной на улице, вблизи водоемов.

-Учить наблюдать погоду, явления природы по сезонам, знать названия природных явлений.

-Учить бережно относиться к природе: понимать красоту природы, любоваться ею.

-Развивать цветоразличительные способности зрительных функций: упражнять в выкладывании предметов цветового спектра.

-Учить сравнивать предметы по величине путем наложения одного предмета на другой, выкладывать предметный ряд от меньшего к большему (д/и «Сравни и подбери»).

-Расширять детские представления о предметном мире; упражнять в обследовании основных свойств с использованием зрения и других анализаторов.

-Развивать положительное отношение к наблюдению, поиску и анализу предметов, воспринимаемых зрением и осязанием.

   (4-5 неделя) Тема: «Дом, в котором я живу».

- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты и их действия.

-Учить узнавать, называть и показывать предметы, наполняющие пространство жилых помещений.

-Учить узнавать по словесному описанию педагога предметы быта, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах  заданного контура (д/и «Вечер в окнах домов зажигает  огни).

-Развивать способы осязательного восприятия: учить с помощью пальцев рук и отдельных пальцев узнавать и называть поверхности предметов, наполняющих пространство.

-Формировать представления детей о композиционном построении узора из геометрических фигур в пределах квадрата по собственному  замыслу  (д/и «поможем бабушке выбрать узор для нового коврика»).

 -Формировать представления детей о композиционном  построении целостного предмета из частей («Разрезные картинки-электроприборы»).

-Формировать представления о понятии «электрические приборы», правилах обращения с ними.

АПРЕЛЬ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1 неделя). Тема: «Мы едем, едем, едем».

- Развивать зрительную реакцию на предметы  окружающей  действительности, представленные в графическом и предметно-фоновом  изображении (Д/и «Посмотри, узнай, назови»);

-Учить группировать предметы транспортных средств по понятийному признаку (Д/и «Земля, вода, воздух»).

-Развивать навыки би-и полисенсорного восприятия предметов и явлений окружающего мира: упражнять детей в различении распространенных транспортных средств с опорой на зрение и сохранные анализаторы (д/и «ТРАНСПОРТ ЗВУЧИТ»).

-Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: учить закрашивать сигналы светофора нужным цветом, не выходя за контур.

-формировать представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей:учить составлять из геометрических фигур целостный предмет с опорой на образец (блоки Дьенеша).

 

- Формировать представления о понятии «транспорт»: называть виды транспорта и средства передвижения к ним относящиеся.

-Дать детям понятие о том, что разными видами транспорта  управляют люди разных профессий.

-Формировать компенсаторные способы ориентировки на улице.

( 2 неделя) Тема: «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты..

-Учить узнавать, называть и показывать предметы, наполняющие космическое  пространство.

-Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: пластилинография «Ракета»

-Формировать  представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей: учить составлять из геометрических фигур целостный предмет с опорой на образец (Космическая ракета).

-Формировать представления детей о космосе, профессии космонавта.

   (3 неделя) Тема: «Домашние животные такие беззаботные».

- Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить  соотносить описание домашнего животного с его графическим  изображением.

-Учить узнавать, называть и показывать домашних животных, представленных в моделях, по части, сравнивать два предмета однородной группы по признакам сходства и различия.

-Учить узнавать по словесному описанию педагога домашнее животное, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Обучать способам обследовательских действий предметов зрительно-осязательным способом, с помощью одной и двух рук, отдельными пальцами, соблюдая определенную последовательность (голова, туловище, лапы, хвост).

-Формировать представление о композиционном построении предмета: учить составлять целую картинку из частей (д/и «Кто бы это мог быть?»).

-Учить ориентироваться в пространстве сюжетной картины: находить и показывать домашних животных, опираясь на словесное описание педагога.

-Формировать представления о «домашних животных»; учить с помощью взрослого, а в дальнейшем самостоятельно давать определения понятия.

-Формировать представления о том какую пользу приносят домашние  животные людям.

   (4 неделя) Тема: «На птичьем дворе».

-  Развивать зрительную реакцию на предметы  окружающей  действительности, целенаправленно и последовательно  рассматривать сюжетную картину, узнавать, называть и показывать домашних птиц, представленных  в графическом изображении (Д/и «Узнай,  назови, покажи»);

-Учить сравнивать двух птиц по признакам сходства и различия («Чем похожи и чем различаются?).

-Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах  заданного контура (д/и «Утята»).

-Развивать зрительно-пространственную ориентировку: учить наблюдать и вербально отражать перемещения объектов на поверхности фланеллеграфа  (д/и «Кто с кем поменялся местами).

-Формировать представления о понятии «домашние птицы», учить с помощью взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

МАЙ

Направления деятельности. Задачи

Развитие зрительного восприятия

Осязание и мелкая моторика

Пространственная ориентировка

Социально-бытовая ориентировка

   (1-2 неделя). Тема: «Такие разные насекомые».

- Развивать зрительную реакцию на предметы  окружающей  действительности, представленные в графическом и  предметно-фоновом  изображении

(Д/и «Посмотри, узнай, назови»);

- Учить узнавать по словесному описанию педагога  насекомое, соотносить их силуэтное изображение с контурным путем наложения (д/и «Угадай, о чем я говорю»).

-Развивать зрительно-моторную координацию, гибкость и подвижность мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук: пластилинография

«Божья коровка»;

- Формировать способность последовательно и целенаправленно обследовать  насекомых (голова, лапки, крылья, туловище) (Д/и «Что сначала, что потом?»).

-формировать представление о композиционном построении предмета: упражнять в составлении целого из частей :учить составлять из частей целое с опорой на образец (разрезные картинки).

- Учить ориентироваться в пространстве сюжетной картины: находить и показывать  насекомое, опираясь на словесное описание педагога.

 

- Формировать представления о понятии «насекомые», учить с помощью  взрослого и самостоятельно давать определение понятия.

- Формировать представления о том какую пользу приносят насекомые животному миру.

(3 неделя) Тема: «Семья – это важно, семья-это сложно».

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картинку, выделять фон, объекты.

-Учить узнавать, называть и показывать представителей семьи, опираясь на словесную инструкцию педагога (д/и «Угадай, о ком я говорю»).

- Обучать приемам аккуратного закрашивания в пределах  заданного контура (д/и «Вечер в окнах домов зажигает огни»).

-Учить понимать пространственные термины, самостоятельно ими пользоваться: называть местоположение объектов, представленных в сюжетной, искусственно созданной картинке, их отдаленность друг от друга (д/и «Вот и вечер подошел, собралась семья за стол»).

-Формировать представления детей о понятии «семья»: учить называть полные имена членов семьи, их функциональные обязанности в кругу семьи, домашний адрес.

   (4 неделя) Тема: «Вот и лето на пороге!».

-Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе: учить внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать сюжетную картину, отображающую летнюю тематику, выделять фон, объекты, их действия;

-Развивать слухозрительное восприятие, внимание, память: учить соотносить  текст художественного произведения с соответствующим природным явлением, представленным в иллюстрациях.

-Развивать зрительное восприятие, внимание: учить замечать нелепицы в сюжетной картинке, исправлять их (д/и «Что перепутал художник»).

-Учить сравнивать две картинки, находить и вербально отражать различия (д/и «Что изменилось?»).

-Развивать навыки би-и полисенсорного  восприятия предметов и явлений окружающего мира: учить приемам рационального использования взаимодействия осязания, имеющегося зрения, обоняния (д/и «Смотрим, нюхаем, трогаем»).

-Развивать интерес и потребность в углубленном обследовании предметов и явлений окружающей действительности, слуховое восприятие; учить, вслушиваясь в звуки летних явлений, узнавать и называть их (д/и «Что слышал?»).

-Учить ориентироваться на листе бумаги: находить середину листа, левую и правую стороны от середины стороны листа, верхнюю и нижнюю стороны листа (д/и «Что и где вы видите на летней картинке?»).

                             

-Учить наблюдать погоду, явления природы  по сезонам, знать названия природных явлений.

-Учить бережно относиться к природе: понимать красоту природы, любоваться ею.

-Развивать цветоразличительные способности зрительных функций: упражнять в выкладывании предметов цветового спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности во второй младшей группе

Комплексно-тематический план во второй младшей группе с учетом современных требований. Тема "Овощи". Продолжительность 1 неделя....

Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности в средней группе

Комплексно-тематический план в средней группе с учетом современных требований. Тема "Домашние животные". Продолжительность 2 недели....

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента  в младшей группе детского сада....

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в средней группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкально - образовательной деятельности с включением регионального компонента в средней группе детского сада...

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....