Доклад для воспитателей "Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) с помощью дидактических игр".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В данном материале описаны основны аспекты формирования игровой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями посредством дидактических игр, сделанных своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_igrovoy_deyatelnosti_u_detey_s_narusheniem_intellekta.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) с помощью дидактических игр»
«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, их самостоятельность» Александра Платоновна Усова
Одним из диагностических признаков умственной отсталости у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности.
Проведенное Столиным Владимиром Викторовичем, Наминач Анатолием Павловичем изучение игрового поведения детей с нарушением интеллекта показало, что в рамках традиционно применяемых в образовательных учреждениях форм и приемов его организации осуществить формирование игровой деятельности весьма затруднительно [45].
Как правило, дети с нарушением интеллекта инертны, неэмоциональны, наивны. Взрослым необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное отношение к деятельности. Этой цели служит дидактическая игра. Она имеет две цели: одна из них обучающая, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как учителем-дефектологом, так и воспитателем.
Все дидактические игры, применяемые нами, можно условно разделить на три основных группы
- игры с предметами,
- настольно-печатные,
- словесные игры.
При отборе дидактических игр, как правило, преследуются коррекционные цели.
Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия.
У умственно отсталых детей оно без специального коррекционного воздействия фактически не происходит. Это в свою очередь влияет на возникновение действий по самообслуживанию, предметно-игровых действий, которые развиваются поздно и дефектно [41].
Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать их на основе представлений.
Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, свойство. У таких детей зачастую зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово вне связи со зрительным образом. Такое слово не вызывает у ребенка никакого представления. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление речи.
У детей с нарушением интеллекта наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, проблемные задачи вообще не в состоянии решить.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует и умелое педагогическое руководство ими.
Взрослый своим поведением должен вызвать положительное отношение к игре.
Роль взрослого двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, а с другой - выполняет роль участника игры. Участвуя в игре, взрослый следит за выполнением правил.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр.
Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе.
Исходя из вышесказанной теоретический информации, мы бы хотели представить свой практический опыт работы с детьми с нарушением интеллекта. Вся работа выстраивается в игровой форме в индивидуальном и подгрупповом формате. Своими руками мы изготавливаем дидактические игры, которые используем как на занятиях, так и во время свободной деятельности детей. При помощи дидактических игр мы развиваем у детей элементарные математические представления, сенсорные эталоны, активизируем и развиваем речь, обогащаем знания детей об окружающем, развиваем мелкую моторику и понимание элементарных словесных инструкций.
Игры по формированию элементарных математических представлений (на слайде + сами игры)
Через дидактическую игру дети лучше усваивают знания по ФЭМП. С помощью различных игр мы изучаем геометрические фигуры, цифры, различные понятия величин, так же соотносим число с количеством предметов.
Игры по фэмп
Так же в работе с детьми я использую различный конструктор, чтоб помимо ФЭМП, ребята еще и учились конструировать по схеме. Дети охотно занимаются и усваивают новые знания с яркими и интересными дидактическими играми, учась при этом еще и конструировать.
Игры на развитие сенсорных эталонов
В занятиях на развитие сенсорных эталонов мы используем различные дидактические игры, которые помогают детям закрепить умения сличать цвета. Помимо дидактических игр в работе мы можем использовать не традиционные способы изучения цветов, такие как игры с цветным тестом, пластилином, красками, песком, все это делается для лучшего усвоения вновь изученного цвета.
Игры на развитие сенсорных эталонов
Вместе с изучением и закрепление цветов наша работа ведется и над мелкой моторикой, разноцветные прищепки позволяют не только изучать цвета, но прекрасно тренируют щипковый захват, что в свою очередь позволяет ребенку в дальнейшем правильно брать в руки карандаш. Пособие «Шароежки» помогает натренировать мускулатуру кистей рук, чтоб в дальнейшем у ребенка был правильный и сильный нажим карандашом.
Все эти игры очень нравятся детям, и они с удовольствием в них играют в различных видах своей деятельности.
Игры по развитию речи, подготовке к обучению грамоте
На занятиях по речевому развитию дидактические игры помогают расширят активный и пассивный словарный запас, способствуют правильному произношению словарных слов. На занятиях по подготовке к обучению грамоте используются игры на составление изученных букв, составление слов из двух – трех слогов. При помощи этих игр дети овладевают навыком слогового чтения.
Игры на развитие внимания
У детей с нарушением интеллекта внимание не устойчивое, поэтому игры на его развитие важны для дальнейшего обучения, ведь они развивают усидчивость и концентрацию. Яркие, красочные игры очень нравятся детям, а забавные животные не могут оставить без внимания детей. Игры с фонариком способствуют не только развитию внимания, но еще и прекрасно подходят для занятия по речевому развитию. Дети по наводящим вопросам составляют предложения, а потом составляют их по аналогии самостоятельно.
Игры по познавательному развитию (по темам недели)
В соответствии с календарным тематическим планированием нами разрабатываются дидактические игры по познавательному развитию. Эти игры способствуют формирование у детей обобщающих понятий, а также пополнению активного и пассивного словарного запаса.
ВЫВОД:
Проанализировав теоретические выкладки ученых, раскрывающих сущность интеллектуального развития детей, можно сказать, что этот процесс сложный и требует от родителей и педагогов кропотливой работы.
На сегодняшний день существует много методик, которые способствуют развитию и повышению уровня интеллектуального развития, но самым востребованным на сегодняшний день является использование дидактических игр и игровых приемов в процесс учебной деятельности.
Игра и игровые приемы способствуют активному и плодотворному развитию детей, что в дальнейшем эффективно сказывается на все учебном процессе в старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возмож...
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю...
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Планирование интегрированной совместной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости на 1 неделю. Цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8,9, изменены имена воспитанников....
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта...
Значение игровой деятельности для детей с нарушением интеллекта.
Игра – один из тех видов деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников с умственной отсталостью, обучая их различным действиям с предметами, способам и средст...
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО по «Художественно-эстетическому» направлению (Музыкальная деятельность) в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью 3 – 7 лет).
Диагностические карты для мониторинга освоения АООП ДО (Музыкальная деятельность) детей с нарушением интеллекта....
Конспект по рисованию в средней группе для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Тема «Морозные узоры»
Конспект по рисованию в средней группе для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Тема «Морозные узоры» Цель: - познакомить детей с новым способом рисования – р...