Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей
методическая разработка по коррекционной педагогике
В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий. Представление опята работы совместно с учителем - логопедом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей
Комбас Юлия Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ №50
Кудашкина Любовь Алексеевна, учитель-логопед МБДОУ №50
В нашем детском саду существует две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Так же открыты четыре группы комбинированной направленности, где реализуется модель полной инклюзии - дети с ОВЗ обучаются по индивидуальному образовательному маршруту с нормотипичными сверстниками.
На каждого ребенка разработана адаптированная образовательная программа.
В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий.
Цель: оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Задачи:
#1059;становить партнёрские отношения с семьей.
#1055;овысить грамотность родителей в области развития, обучения и воспитания ребенка, пробудить интерес и желание заниматься со своим ребенком;
#1060;ормировать навыки наблюдения за ребёнком, умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ. Стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка трудностей, определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка, повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования ребенка, вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность.
В работе с родителями используем разные методы взаимодействия: беседа, электронные презентации, мини-тренинг, информирование, заочные консультации (метод письма), он-лайн консультация, рекомендации по использованию дидактических игр, тренажеров, подгрупповое тематическое консультирование по заданной проблеме.
В режиме дистанционной консультации специалист отправляет на электронную почту родителей задания, презентации, логопедические тренажеры. Родители отправляют видеоотчет, задают вопросы. Специалисты дают компетентный ответ.
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов с родителями в рамках реализации модели инклюзивного образования «РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ»: заведены тетради взаимодействия специалистов с родителями. Эта форма взаимодействия подразумевает контроль и обратную связь. Таким образом, закрепляем материал, родители видят динамику в развитии детей и повышается ответственность родителей за осуществление коррекционной деятельности.
Разработана общая диагностическая карта развития ребенка. Она создана с целью отслеживания актуального состояния ребенка, его динамики. Диагностическую карту заполняют все специалисты по своим направлениям работы. Она помогает сложить целостное представление специалистам и родителям об индивидуальности ребенка и определить дальнейшую траекторию его развития.
Мы считаем, что одной из перспективной форм работы с родителями является консультативный пункт, позволяющий учесть актуальные потребности семей. Нами создана нормативно-правовая база: приказ, положение, журналы, график работы. Информация размещена на сайте МБДОУ, детской поликлиники. Все специалисты прошли курсы повышения квалификации по теме: «Особенности организации предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей. Планируем развивать дистанционное консультативное с дальнейшим внесением дополнений в нормативно-правовые акты и модель инклюзивного образования «РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ».
В ДОУ функционирует детско-родительский клуб «Ладушки», где также проводятся консультации для родителей детей, не посещающих детский сад (имеется нормативно-правовая база: приказ, программа, режим работы, календарно-тематическое планирование). Все наши занятия – это небольшие мастер классы для родителей, где мы рассказываем и показываем, как лучше всего взаимодействовать с ребенком дома, в какие игры лучше играть в этом возрасте. Тем самым, у родителей формируется умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком (включение ребенка и родителя в совместную деятельность).
Итогом сотрудничества с родителями являются следующие результаты: родители стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами развития своего ребенка; возросло взаимоуважение и взаимопонимание педагогов и родителей; между нами сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач образовательного и коррекционного процесса.
Сравнительный анализ результатов показал, что количество родителей, испытывающих недостаток педагогических знаний снизился с 18% до 5%. Родители в устной и письменной форме выражали благодарность педагогам и отмечали высокую результативность деятельности детско-родительского клуба «Ладушки».
Практика показывает, что помощь в развитии ребенка оказывается более продуктивной в тесном взаимодействии с семьей. Поэтому необходимо включить родителей в образовательный процесс для полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
выпускная квалификационная работа ТЕМА: «Направления деятельности воспитателя ДОУ по оказанию консультативной помощи родителям в подготовке детей к школе»
Содержаниепедагогический ребенок готовность подготовкаВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..71.1. Особенности педагогического взаимодействия педагогов МБ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направления деятельности воспитателя ДОУ по оказанию консультативной помощи родителям в подготовке детей к школе
Презентация по выпускной квалификационной работе по теме: «Направления деятельности воспитателя ДОУ по оказанию консультативной помощи родителям в подготовке детей к школе»...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...
«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
Современные подходы к оказанию консультативной помощи родителям воспитанников в преодолении трудностей в обучении
В данном материале раскрываются практические приемы взаимодействия педагогов с родителями, направленные на построение эффективного взаимодействия родителей с детьми....