Сенсорно - интегративное пособие « Природа на ладони»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)
Универсальное многофункциональное пособие "Природа на ладони" является авторской разработкой и направлено на содействие гармоничному познавательно-речевому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию ребёнка с проблемами развития, через сенсорную интеграцию.
Игра представлена в виде бизиборда с набором предметов для развития тактильной системы по правилам и простых сенсорных манипуляций с предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_integrativnoy_igry_-_kopiya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорно - интегративное пособие « Природа на ладони»
Универсальное многофункциональное пособие "Природа на ладони" является авторской разработкой и направлено на содействие гармоничному познавательно-речевому, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию ребёнка с проблемами развития, через сенсорную интеграцию.
Игра представлена в виде бизиборда с набором предметов для развития тактильной системы по правилам и простых сенсорных манипуляций с предметами.
Цель:
Цель сенсорной игровой технологии - это усилить, сбалансировать, развить обработку сенсорных стимулов нервной системой.
Задачи:
развитие тактильного, зрительного, слухового, восприятия;
совершенствование моторики;
стимуляция познавательной активности;
формирование и развитие всех компонентов речи;
коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
В пособии использованы различные материалы, обеспечивающие стимуляцию органов чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: тактильного, зрительного, слухового.
Пособие может использоваться для занятий с использованием элементов сенсорно-интегративных методик.
Формы работы:
- Образовательная деятельность;
- Совместная деятельность
- Индивидуальная деятельность
«Морская идиллия» (блок «Море»)
Цель игры: развитие тактильного восприятия терпимости, образного мышления.
Материалы: пластиковый гладкий пакет с вязкой окрашенной жидкостью и погруженными в нее различные предметы в виде морских обитателей.
Ход игры: ребёнку предоставляются тактильные манипуляции с мягким пластиком, наполненным жидким содержимым. В процессе осязания ребенок знакомится, с помощью педагога, с подводным миром.
Помочь опрдеделить с вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д
«Чудесные рыбки» (блок «Море)
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.
Материалы: мешочки в виде рыбок с различным наполнением. Рыбки можно использовать для передвижению по гладкой «морской» поверхности. Для усложнения задачи можно предложить ребенку взять двух рыбок пальцами обеих рук и провести по водной глади в разные стороны, тем самым стимулируя межполушарное взаимодействие.
Ход игры
Рыбки представлены в виде мешочков с различным наполнением из мягких, твердых, шелестящих предметов и материалов.
Ребенку представляется возможность на ощупь познакомиться и , по возможности назвать признаки.
«Собери орешки для белочки» (блок «Дерево»)
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, мышления.
Материал: бомбошки из мягкого материала, колбочки для формирования пирамидки, пинцет.
Ход игры: ребенку предлагают с помощью пинцета собрать орешки для белочки в определенной последовательности, заданной на карточке. А также для более упрощенного варианта – предложить сложить бомбошки в дупло белочке одного цвета.
«Тактильное лото» (блок «Дерево»)
Цель: формирование интереса к игре с цветом, навыка дифференциации цветов, развитие тактильной чувствительности, осязания, зрительного восприятия.
Материалы: съемные, на липучках, листья из фетра.
Ход игры:
Познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные листья .все листья парные. К одной из сторон каждого листочка прикреплен материал разных текстур. Попросить описать свои ощущения от каждого листочка.
Работа с "тактильными листочками" строится следующим образом: сначала дети знакомятся с шапочками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию. Даются разные приемы исследования: рассматривание, надавливание ладонью, поглаживание пальцами, круговые движенья кистью руки с сопровождением употребления качественных прилагательных. (вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т.д.)
1. Рассмотреть листочки вместе с ребенком и предложите заглянуть под каждый. Провести пальцем ребенка по разыми фактурам на обороте листочков и проговорить, какая поверхность: гладкая, шершавая, пушистая и т.д.
2. Разложить на столе все листья и предложить подобрать пару к каждому листочку. Возможно предложить более сложный вариант игры:
перевернуть все листочки фактурной поверхностью вниз, попросить ребенка закрыть глаза и выбрать один из листочков. Задача игрока – определить на ощупь фактурную поверхность листочка и закрыть соответствующий «парный» лист.
3. Сложить все листочки в непрозрачный мешочек. Предложить ребенку опустить руку в мешочек, выбрать один из листочков и на ощупь определить, какой листок на дереве имеет такую же фактурную поверхность.
«Тучка разного настроения» (блок «Тучка»)
Цель: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания, образного и логического мышления, пространственных представлений.
Материалы: макет мучки . выполнен из фетра с двух сторон с разными текстурами: с одной стороны – мягкая, с обратной – шероховатая поверхность. По контуру тучки находятся бусины, имитирующие дождь.
Ход игры:
Детям представляется тактильно и зрительно ознакомиться с тучкой, подобрать, по возможности и развитию ребенка, соответствующие прилагательные, и представить, какую поверхность хотелось бы чувствовать рукой , если идет дождь и наоборот. Какие ощущения представляются на данное при исследовании материала.
Также, детям предлагается поиграть с «дождиком» в виде бусинок, которые могут как удлиняться , так и прятаться в тучке.
«Веселая полянка» («блок «Полянка»)
Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание фигур, название основных цветов.
Материалы: фетр зеленого цвета (2 шт.), цветы из твердого фетра, которые располагаются на зеленом поле, пчелки на декоративных пластиковых прищепках.
Варианты игры:
Ознакомиться с цветами и полянкой, потрогать, подобрать соответствующие прилагательные.
– на полянке расположи синие цветы,
– посмотри на мой образец, назови, где находятся цветы (с середине, в центре, справа, слева, вверху, внизу), и на своей полянке выложи точно также;
- найди цветок такой формы, цвета;
- какой цветок лишний;
Для усложнения задания можно предложить прикрепить определенное количество пчелок к цветам заданного цвета.
- посади две пчелки на красный цветок, а на белый - одну пчелку.
«Солнышко лучистое» (блок «Солнышко»)
Цель: воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка.
Материалы: солнышко из мягкого материала с прикладными косичками из ниток для плетения и манипуляций.
Ход игры:
Ребенку предложить различные манипуляции с солнышком. Прикладывая солнышко к поверхности пособия в определенном месте, ребенок создает сюжет, тем самым стимулируя речевую активность, логику, проговаривая, в зависимости от развития, свои действия.
Чтобы усложнить задание, можно предложить заплести косы (одну или две), спросить, с какой стороны коса заплетена, а с какой – нет. Одновременно тренируя правую и левую руку, ребенок задействует оба полушария мозга, что способствует развитию интеллекта и сенсорной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Россия на ладони"
Учебно-методическое пособие "Россия на ладони".Закрепление знаний о России по серии фотографий....
Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"
Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...
Буклет для родителей. "Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика."
Материал для ознакомления родителей с методом сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики по методу М.И Лынской. Особенно актуален для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей раннего возр...
Презентация проекта мини – музея природы «Частичка природы на ладони»
Музей – научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культу...
ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ "Частичка природы на ладони"
Работы музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско &nda...
Методическое нейро- пособие «Кулак, ребро, ладонь»
Пользоваться пособием могут как педагоги, так и родители дошкольников, учащихся. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария го...