ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ "Частичка природы на ладони"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Работы музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_priroda_na_ladone.docx | 723.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
МИНИ – МУЗЕЯ "Частичка природы на ладони"
Составила воспитатель: Александрова С.В.
Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее
комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду «мини – музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день , самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нашей группе мы решили создать « мини – музей Природы».
Для чего и зачем создан этот мини – музей:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
М. Пришвин.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё: муравьишку на лесной полянке, подвижного жука крохотного паука в густой траве. Искренний интерес ребёнка к окружающей среде необходимо поддерживать и воспитывать.
Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь. Величайшие писатели, поэты, композиторы, художники, учёные создали свои бессмертные произведения под влиянием родной природы.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Работы музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских отношениях.
Целями и задачами создания мини – музея являлось:
- Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.
- Обогащение воспитательно–образовательного пространства новыми формами.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
Принципы, которые использовали при создании мини-музея.
- Принцип учёта возрастных особенностей детей.
- Принцип опоры на интересы ребёнка.
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
- Принцип наглядности.
- Принцип последовательности.
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Расположение. Наш музей занимает небольшую площадь в групповой комнате. Экспонаты размещены на полках настенного шкафа, который разделён на секции.
В создании нашего музея активное участие принимали дети подготовительной группы, их мамы, папы, бабушки и дедушки, а так же др. члены коллектива детского сада.
Руководитель мини – музея: воспитатель Александрова С.В.
План работы по созданию мини – музея
- Подготовительный этап:
Содержание работы:
- Родительское собрание
Ожидаемый результат:
- определение темы и название музея
- Выбор места для размещения
- Выбор инициативной группы
- Практический этап:
Содержание работы:
- сбор экспонатов (в течении года)
- оформление выставки
- индивидуальная работа с детьми
- проведение экскурсий
Ожидаемый результат:
- Создание мини – музея «Природы»
- Подведение итогов:
Содержание работы:
- Заседание инициативной группы
Ожидаемый результат:
- Альбом мини-музея «Природа на ладони»
- Выставка экспонатов мини – музея
Характеристика мини – музея
Разделы мини – музея:
«Библиотека»; «Природа леса»; «Морское дно»; «Игротека»; «Лаборатория»; «Галерея».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о природе, животных, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Документальные фильмы о животных, которые также могут быть использованы в образовательных областях: Познание, Коммуникация, Художественное творчество. Рекомендации для родителей: «В какие дидактические игры можно играть с детьми на прогулке в разное время года»; «Какие поделки можно сделать с детьми из природного материала». Фотоальбом: «Дети и природа».
«Природа леса»
В мини - музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы. Крупные шишки, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, ракушки. В лаборатории собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. Всё это может быть использовано детьми как в образовательной деятельности например в образовательной области «Художественное творчество» для изготовления поделок, так и для свободного изучения и рассматривания.
При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» - здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных цветов. Всё это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребёнка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветы и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов.
Экспонаты собирались детьми с родителями, коллективом детского сада, руководителем. В начале и в конце учебного года руководитель мини – музея обращается к детям, к мамам и папам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что –нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран. Экспонаты размещены в коробках и снабжены табличками на которых указывается название экспоната, где и кем он собран.
Описание экспонатов мини – музея:
№. Фото. Название экспоната. Где собран (указывается место сбора, его особенности: Урал – горы; страна( если это не Россия)). Дата поступления постоянное/временное хранение. Ф.И. О. представившего экспонат.
«Игротека»
Дидактические игры расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности. Подбор картинок деревьев, кустарников, цветов с их описанием, которые тоже можно использовать в процессе непосредственно образовательной деятельности и для самостоятельного изучения. Художественная литература о природе. Фотоальбом: «Дети и природа».
«Лаборатория»
Экспонаты размещены в коробках и снабжены табличками, на которых указывается название экспоната. Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей для самостоятельного изучения и так же могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретней по изо деятельности (изготовление поделок из природного материала), для ознакомления с окружающим миром.
«Галерея»
В этом разделе расположены детские работы из природного материала и работы на тему «природа». Экспонаты периодически обновляются новыми поделками и рисунками детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация проекта мини – музея природы «Частичка природы на ладони»
Музей – научное и научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культу...