Речевое развитие детей средней группы посредством технологий игрового обучения.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Елена Ивановна Лоренцева

Речевое развитие детей средней группы посредством технологий игрового обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лоренцева Елена Ивановна

воспитатель

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

                                                          «Игры  детей – вовсе не игры, а правильнее                                  смотреть на них как на самое значительное

и глубокомысленное занятие этого возраста».

                                                                М. Монтель

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.  Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Кроме всем нам известных различных методов и приёмов развития речевой активности, в своей работе мы используем инновационные технологии и методики. Самыми распространенными являются:

  • Пальчиковые игры;
  • Су-джок терапия. 
  • Кинезиология;
  • Орто-пазлы;
  • Сказкотерапия;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • ТРИЗ — технология (теория решения изобретательных задач)

Пальчиковые игры

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них,   можно регулировать функционирование внутренних органов: мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Развитию речи и мелкой моторики способствует и Су-джок терапия. 

В переводе с корейского языка Су - означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. Для детей по методу Су-Джок терапии используются специальные шарики, кольца, игры и упражнения.

Например: Упражнение «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.

Подобные массажные упражнения можно выполнять и со стопой. Детям нравятся такого рода игры, которые они легко запоминают и проговаривают.

Кинезиология

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже множество лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

 Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения желательно проводить ежедневно, учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научатся выполнять пальчиковые игры, даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз, научи скорее нас (
массажируем точку на переносице)
Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами (
массажируем точки на висках) Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

«Магазин одежды» 
Открываем магазин,    
соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны
Протираем пыль с витрин.    
ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот
В магазин заходят люди, 
подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой
Продавать одежду будем.    костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки    дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем,    
фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони
Каждый пальчик мы помоем.    
массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки
Потрудились мы на «пять» —    потираем ладони
Пальцы могут отдыхать.    поглаживаем каждый палец

«Наши пальчики»


Понемножку по ладошке наши пальчики идут, 
пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке наши пальчики найдут    
то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать, нужно точку нажимать.  
нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу,  круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку.    легко пошевелить пальцами.

Тянем,    напряженно вытянуть пальцы. Отдыхаем.    расслабить кисть. 

Мы внимательными станем!    скрестить руки на груди.

Такие упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозгачто позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

Игры с использованием Орто Пазлов. Обычно мы привыкли их использовать для массажа стоп. Но можно применять Орто Пазлы и во время речевых игр. Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов, так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, и представляют сложные системные образования и сенсорные представления. 

Примеры упражнений с использованием Орто Пазлов.

«Прошагай, протопай слово» (Воспитатель  называет слово, ребенок делает столько шагов, сколько в слове частей).

Сделай столько шагов, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уао)

 «Преодоление болота» (Придумывание слов на заданный слог/звук, движение по коврикам.)

«Автоматизация звука в слогах» Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе).Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу и проговариваем следующие 3 слога.) 

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

Словесная режиссерская игра;

Пересказ от лица литературного героя;

Психогимнастика;

Метод «А что потом»;

Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;

Метод «Придумывание кратких историй»;

Метод «Моделирование»;

Метод «Сказка про самого себя».

В итоге применения сказкотерапии, как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность,  самостоятельность.

Артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры.  Не рекомендуется принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнения нужно проводить  медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавлять по одному новому упражнению.

Артикуляционная сказка о Веселом Язычке Знакомство

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.

В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.

Язычку очень понравилось его новое жилище. (Т.В. Мецлер)

В одном домике, дружок, живет Веселый Язычок, 

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе и опять ушел к себе.

Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий...

И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им.

А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак!

По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и нисколько не устали!

А слоник показал, как он играет с хоботком:

Подражаю я слону -

Губы хоботком тяну.

Потянули, перестали,

Потянули, перестали

И нисколько не устали!

ТРИЗ — технология (теория решения изобретательных задач)

Цель ТРИЗ - научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Можно применить следующие игры: Игра “Да-Нет” или “Угадай, что я загадала”.

Очень интересный метод – мозговой штурм, который может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

Работу по ТРИЗу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках. На прогулках с дошкольниками используются различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему-развитие речи детей.

Интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны (на втором этапе игры с противоречиями)

Например: явление: идет дождь.

Это хорошо, потому что (польет растения; урожай лучше будет; помоет дорогуи дома; после дождя легче дышит)

И это плохо, потому что (мама гулять не пускает; будут лужи; где нет асфальта, будет грязь, машины застревать буду)

Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом)

Воспитатель говорить, что бывает летом, а ребята, что бывает зимой

Летом — жарко, а зимой…  холодно.

Летом на деревьях листья, а зимой… листьев нет (или лежит снег)

В подвижных играх педагог используются речовки, считалки, которые, в свою очередь, способствуют развитию ритмичности произношения;

Сюжетно-ролевые игры;

Настольно-печатные игры: лото, домино, парные картинки, игры-ходилки, ребусы.

Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.

Физминутки, цель которых, прежде всего, снять усталость у детей, также сопровождаются речью, способствуя развитию ритмичности речи, правильному звукопроизношению.

Дыхательная гимнастика в игровой форме радостно и с удовольствием приветствуется детьми любого возраста.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Синквейн – это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Все эти игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа педагога «Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»

Индивидуальная образовательная программа педагога«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором»...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

Технология ТРИЗ способствует решению  речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»

План по самообразованию по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения»Индивидуальный план работы по самообразованию с 2022-2027г.воспитател...

План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

ООД "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения". "Волшебная книга сказок"

Тема: «Волшебная книга сказок» ЗадачиОбучающие:- формировать грамматический строй речи: правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, согласовывать ...

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "На помощь Зимушке-зиме"

Методическая разработка по развитию речи детей посредством применения различных современных игровых технологий...