Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Третьякова Светлана Геннадьевна

В материале представлены этапы работы по ориентровке в пространстве. Предлагаются варианты игр и упражнений для развития пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие умения ориентироваться

 в пространстве и во времени

1 этап – Ориентировка в схеме своего тела

Упражнения на дифференциацию правых и левых частей тела:

  • покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
  • закрой глаза и скажи, что у вас под левой бровью, а что находится сбоку от носа;
  • где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей;
  • поднять “главную” руку поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
  • соотнесение части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека, правое ухо);
  • соотнесение с левой рукой, назвать части тела (левое колено, левая бровь);
  • показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т.д.;

     что находится выше кисть или локоть руки?

Дополнительные упражнения

1.

       Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя голова?

Ребенок. Сверху.

Взрослый. Где стопы?

Ребенок. Снизу.

Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла?

Ребенок. Правый.

Взрослый. Где у человека спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы.

На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 2

Ребёнок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 3

Ребёнок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

2 этап – Ориентировка в схеме тела человека, находящегося напротив

Взрослый молча выполняет движения, ребёнок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.

Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.

3 этап – Ориентировка на плоскости

  • скажи, где находится конфета - на столе, а где она будет находиться сейчас (переместить конфету под стол), переместить её на стол и накрыть коробкой; где теперь конфета;
  • переместить конфету за коробку, перед коробкой и определить её положение;
  • поместить конфету сбоку от коробки, определить место её положения;
  • определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Например: покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева от тебя; скажи, где находится шкаф, окна, дверь, стул. Ребенок при этом должен сидеть, или стоять так, чтобы все эти предметы находились слева или справа;
  • определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку. Например: покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева от тебя. При затруднениях, следует уточнить, что справа, это значит ближе к правой руке, По аналогии - с левой рукой. Ребёнок может вытянуть какую-либо руку в сторону и назвать находящиеся предметы, в этой стороне;
  • определение пространственных отношений между 2-3 предметами или изображениями. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее у правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки. Ответить на вопрос: “где находится книга, справа или слева от тетради?”. Стоя в строю назвать, кто стоит за ребёнком, после него, через два человека от него спереди или сзади. Определить части тела у ребёнка стоящего перед вызванным учеником;
  • посмотреть в зеркало и показать названную взрослым часть тела. Определить на рисунке, куда направлены руки у человечков, где правое ухо, левое, где правая нога, левая и т.д.

Разложи предметы

На что направлена игра: эта игра поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.

Взрослому:

Для этой игры вам понадобятся ластик, карандаш и тетрадь (вы можете использовать любые другие предметы). Задача ребенка правильно расположить эти предметы в соответствии с инструкцией.

Ребенку:

«Представь, что ты работаешь помощником продавца канцтоваров. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами которые тебе будет называть продавец:

  • положи карандаш  на тетрадь;
  • положи тетрадь на карандаш;
  • положи карандаш между ластиком и тетрадью;
  • положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался
    под тетрадью и ластиком;
  • положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради;
  • положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика;
  • положи карандаш справа от тетради и ластика;
  • положи карандаш над тетрадью и под ластиком;
  • положи ластик между тетрадью и карандашом.»

 

Крестики-нолики

Каждый игрок поочерёдно делает ход, ставя в клетке крестик или нолик. Необходимо расположить три крестика или нолика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Выигрывает игрок, который сумел сделать это первым. Игра начинается с любой клетки самой нижней строчки и идёт вверх. Нельзя ставить крестик или нолик, если под ними нет уже нарисованного знака.

Кто живёт по адресу

Ведущий сообщает, что в домике живут цифры, и у каждой из них есть свой точный адрес. Их квартиры находятся на разных этажах и в разных подъездах. Этажи – это строки или ряды, подъезды – это столбики. Например, цифра 1 живёт на 2 этаже, в 3 подъезде. Сейчас я буду называть адреса жильцов, а вы должны будете быстро найти эту цифру и назвать её.

Игра проводится в форме соревнования. Баллы получает игрок, быстро и правильно назвавший цифру, проживающую по данному адресу.

Адреса:

  • Кто живёт в 1 подъезде на 2 этаже?
  • Кто живёт во 2 подъезде на 1 этаже?
  • Жилец 2 подъезда с 3 этажа;
  • Жильцы 1 подъезда; и т.д.

Более сложный вариант игры: 

Цифра 3 живёт в 3 подъезде?

На 1 или 2 этажах живут цифры 6 и 2?

Во втором подъезде и на первом этаже живёт цифра 7?

В первом подъезде проживает цифра 1? и т.д.

Остров сокровищ

Не что направлена игра: на освоение пространства с опорой на собственного тела. Ребенок легко будет ориентироваться в пространстве листа только после того, как это пространство поймет.  Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля.

Ребенку.

«Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждую инструкцию. Если нигде не , то найдешь клад (спрятанная игрушка, конфетка или еще, что нравится вашему ребенку).

Итак, внимание! Три шага вперед, повернись направо, два влево, прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, повернись  спиной к окну и сделай вправо четыре шага, встань так, что-ближе к стулу, но дальше от стола, подними правую руку, повернись кругом, присядь. Загляни под книгу. Что ты нашел?!»

Взрослому:

Давая инструкцию, старайтесь использовать как можно слов, обозначающих пространственные характеристики : вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, , за, выше, ниже, на, под, справа от, слева от, между, внутри, и т. д.

Когда у ребенка станет все получаться, попробуйте усложнить игру инструкцией наоборот: «Давай представим, что ты сломанный  робот и все делаешь наоборот. Если я скажу вправо  иди  налево, скажу вперед  иди назад. Договорились?» Это усложнит задачу ребенка. Теперь, чтобы правильно выполнить инструкцию, ребенку необходимо мысленно перевернуть услышанное. А чтобы еще усложнить игру, можно придумать условный сигнал (например, хлопок в ладоши или звонок в колокольчик), по второму ребенок будет превращаться то в исправного робота, то в сломанного. Это условие дополнительно поможет ребенку развить контроль и внимание.

На зарядку становись!

На что направлена игра: это упражнение поможет ребенку научиться ориентироваться в пространстве своего тела (схеме тела) — первичной и базовой системе ориентации.

Взрослому:

В этой игре ваша задача называть ребенку последовательность движений, которые он должен совершать. Например: «Выстави правую ногу вперед. Теперь подними вверх левую руку» и т. д. В описании игры мы привели одну серию движений. Вы сможете затем по аналогии придумать другие сами.

Варианты упражнения:

  1. вы называете последовательность движений, которые ребенок должен выполнить;
  2. вы показываете серию движений  ребенок проговаривает словами, что вы делали.

Полезно в данной игре меняться ролями, чтобы у ребенка была возможность дать задание вам и проверить правильность его выполнения. Но не спешите отдавать ребенку руководящую роль, так как ребенок сначала должен научиться выполнять ваши задания, чтобы потом по аналогии придумывать свои.

Ребенку:

«Сейчас я буду говорить тебе, какие движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом все выполни точно так, как я тебе скажу.

Коснись правой рукой своего носа.

Прыгни на двух ногах вправо.

Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.

Вытяни прямо левую руку, а правую подними вверх.

Коснись правой рукой своего левого уха.

Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.

Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой брови.

Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а большим пальцем правой руки  до левой коленки.»

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации

Упражнение 1

Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; и т.д.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?

 Упражнение 2

Ребёнок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины (сначала…, потом… , а в конце… .).

Определение времени суток

  • разложи картинки соответственно времени суток;
  • в какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь;
  • расскажи о своём режиме дня, что ты делаешь раньше, что позже;
  • что ты делаешь сначала, просыпаешься или встаешь с постели;
  • что бывает между ночью и днём;
  • расскажи и запиши последовательность твоих действий утром до ухода в школу;
  • скажи, что было раньше, что позже – ТЫ ВСТАЛ, ПРОСНУЛСЯ, УМЫЛСЯ?

Определение дней недели

  • какой день недели после вторника?
  • какой день недели перед пятницей?
  • Какой день недели я пропустила, (когда перечисляла?);
  • что ты делала вчера, и будешь делать завтра?
  • назови соседей ЧЕТВЕРГА, ПОНЕДЕЛЬНИКА, СУББОТЫ;
  • Закончить предложения:

Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет … Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

  • Вставить в предложения пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала… дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали… дня.
Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в…
Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в…
Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

Определение времени года

Задания аналогичны работе с днями недели.

Формирование понятий о возрасте

  • рассказать о своей семье, семье друга по плану, используя слова и выражения: «мамин сын», «бабушкин внук»; «папина дочка», «дедушкина внучка»; «сестра», «брат», «дядя», «тетя», «родственники». В случае затруднения ребенку необходимо задать наводящие вопросы.
  • нарисуй “схему” своей семьи используя понятия старше-младше;
  • расскажи о себе - сколько тебе лет, сколько будет через три года, через десять лет;
  • скажи, кто старше ты или папа, бабушка или мама, ты или дедушка;
  • Ответить на вопросы.

          Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 года. Сколько лет Тиме?
         Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. А Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше?   Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем году Васе?
        Даше 12 лет, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство родителей с различными способами развития умения ориентироваться в пространстве у детей в средней группе"

Консультация для родителей "Знакомство родителей с различными сособами развития умения ориентировваться в пространстве у детей средней группы"...

Консультация "Игры с мячом для развития умения ориентироваться в пространстве"

Консультация "Игры с мячом для развития умения ориентироваться в пространстве"...

Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги

материал для формирования умения ориентироваться на листе бумаги...

Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.

Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владе...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...