"Знакомство родителей с различными способами развития умения ориентироваться в пространстве у детей в средней группе"
консультация по математике (средняя группа)
Консультация для родителей "Знакомство родителей с различными сособами развития умения ориентировваться в пространстве у детей средней группы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство родителей с различными способами развития умения ориентироваться в пространстве у детей в средней группе.
Уважаемы родители, каждый из вас хочет, чтобы его ребенок был успешным в школе. А это во многом зависит от того, на сколько хорошо ваш ребенок умеет ориентироваться в пространстве.
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление.
В три-четыре года ребенка учат различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
Как же помочь дошкольнику в четыре – пять лет продолжить развивать умение ориентироваться в пространстве?
В этом возрасте ребёнок учиться определять расположение одной – двух игрушек. Помните, что основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.
Эти навыки можно закрепить с помощью простейших игр с детьми.
«Далеко - близко».Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?
«Весёлая зарядка». Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!». Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!». А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д.
Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку. Если у вас есть гимнастический мяч, то, качая на нем малыша, приговаривайте все время: «Вперед, назад, влево, вправо».
«Весёлый стих». Есть немало замечательных стихотворений и песен, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Предложите, например, вашему ребенку спеть и станцевать с вами следующий танец:
Физминутка “Буги-вуги”
Ручку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ручку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ножку правую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
Ножку левую вперед, а потом ее назад,
А потом опять вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге и в ладоши хлопаем вот так (хлопки).
«Упражнения на прогулке». На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.
Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.
«Умные игрушки». Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево. Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!»
Можно нарисовать на большом листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее.
Все дети любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»
А еще можно поиграть так. Сядьте с ребёнком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади - куклу, справа - зайку, слева - мишку. Теперь расскажите ему такую присказку:
Вперед пойдешь – машину найдешь.
Направо пойдешь – зайку найдешь.
Налево пойдешь – мишку найдешь.
Назад пойдешь – куклу найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.
«Где игрушки?». Расставьте пять стульев таким образом, чтобы один был в центре, а четыре других стояли по кругу (спереди от стула, сзади, справа и слева). На стул, стоящий в центре посадите малыша, а на остальные четыре посадите игрушки. Далее вы называете игрушку, а малыш должен ответить, где она находится (спереди, сзади, справа и слева). Потом Вы меняете расположение игрушек и продолжаете игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Игры с мячом для развития умения ориентироваться в пространстве"
Консультация "Игры с мячом для развития умения ориентироваться в пространстве"...
Картотека игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста.
Картотека игр на ориентировку в пространстве....
Проект "Учимся ориентироваться в пространстве" для детей старшей-подготовительной группы
Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребенка – дошкольник.Формирование пространственных представлений , ...
Игры на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста
Игры на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста...
Упражнения на развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени
В материале представлены этапы работы по ориентровке в пространстве. Предлагаются варианты игр и упражнений для развития пространственных представлений для детей старшего дошкольного возраста....
Мастер - класс для родителей " Друдлы - как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Воображение - это самое главное, оно является отображением того, что мы притягиваем в свою жизнь....