Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.
методическая разработка
Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. ...
Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_8_bilet.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Система дидактических игр и упражнений ,способствующих формированию умений ориентироваться в пространстве.
Умения ориентироваться на своем теле. | |
Младшая группа | 1.Задания на подражание 1. Части тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклы и другого человека): 2. Пространственные направления на себе (обговариваем на ребенке и на игрушке во время игр, физкультуры, прогулки и др.) 3. Правая и левая руки (во время еды, рисования и др. обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. 4. Правосторонние и левосторонние части тела (на физкультуре, во время игр и занятий обговариваем названия частей тела, связывая их с названием рук) 2.«Кукла моется», «Оденем куклу» Цель: развивать умения ориентироваться в расположении частей своего тела, используя в качестве образца куклу. 3 . «Кто правильно скажет и покажет» Цель: развивать умение ориентироваться в расположении своего тела, развивать внимание. |
Умения различать пространственные направления относительно себя «от себя» | |
Младшая группа | 1.Обучение умению различать правую и левую руки. Детей знакомят с названиями обеих рук одновременно и постоянно связывают называние руки: 1. с выполняемыми ею характерными действиями: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». 2. с выполнением и других действий: Взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую – короткую. Просит сказать, в какой руке у них тот или иной предмет. 2.Игры с показом: Правая и левая – строят города. Правая и левая – водят поезда. Правая и левая – могут шить и штопать. Правая и левая – любят громко хлопать. У меня есть две руки – и правая, и левая! 3. Дидактические упражнения: 1. Показать правую руку, затем левую. (Если ребенок не может назвать левую руку, педагог называет ее сам, а ребенок повторяет). 2.Поднять то правую, то левую руку. 3.Взять предмет то правой, то левой рукой. 4.Взять в правую руку флажок, а в левую – цветы 4. Игровые упражнения «Команды»: Покажите правый глаз (левое ухо, правую ногу, левую щечку и т.д.) Закройте левый глаз Поднимите правую ногу Угадайте, какая щека (ухо и пр.) у вас правая, какая левая?» Более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу |
Работа по формированию умения различать пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади). | |
1.Дидактические упражнения: - «Посмотрите вверх, посмотрите вниз, посмотрите назад, посмотрите вперед» - «Покажите (флажком, палочкой) вперед, назад, вверх, вниз» - «Подними игрушку вверх, опусти игрушку вниз» - «Поставь машинку впереди, а кубик – сзади» - Поднимите руки вверх, опустите руки вниз 2 Дидактические игры: 1. На усвоение понятий вверху и внизу. «Игра с подвесным шариком» «Назови, кто находится внизу, а кто - вверху?» «Где звенит колокольчик?» «Куда бросили мяч?» 2 На усвоение понятий впереди — сзади (позади). Игра с показом «Самолет» «Угадай, кто где стоит (сидит)!» «Угадай, что где находится!» «Куда бросили мяч» «Прокати шарик» | |
Умения определять пространственные направления «от себя». | |
Средняя группа | Цель: закрепления умения различать и называть пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади) 1. Дидактическое упражнение «Команды» - «Посмотрите вверх (вниз), посмотрите назад, (вперед)» - «Покажите (флажком, палочкой) вверх, вниз, вперед, назад» - «Подними игрушку вверх, опусти игрушку вниз» - Поднимите руки вверх, опустите руки вниз; - «Поставь машинку впереди, а кубик – сзади» 2. Дидактические игры: 1.Дидактические игры с показом картинок 1. На усвоение понятий вверху и внизу. Те же 2. На усвоение понятий впереди — сзади (позади). - «Что изменилось?» - «Кто ушел и где он стоял?» - «Встань так, как я скажу!» 3.Умения различать пространственные направления «от себя»: слева – справа 1. Дидактическое упражнение «Команды» - «Повернитесь налево, повернитесь направо» - «Покажите (флажком, палочкой) налево, направо» - «Поставь машинку слева, а кубик – справа» 2.Дидактические игры: - «Где звенит колокольчик?» - «Угадай, что где находится! «Угадай, что загадали» «Угадай, кто где стоит!» «Что изменилось?» «Кто ушел и где он стоял?» «Куда бросили мяч» «Назови соседа справа (слева)» |
Совершенствование умения определять пространственные направления «от себя». | |
Старшая группа | Цель: совершенствования умения различать и называть пространственные направления «от себя»: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), слева – справа 1. Дидактические игры: - «Команды» («Поручения») - «Игра с подвесным шариком» - «Где звенит колокольчик?» - «Назови, кто (что) где находится?» - «Угадай, кто где стоит (сидит)!» - «Назови соседа справа (слева)» После того как ребенок определит расположение предметов полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90 градусов) или кругом (на 180 градусов). В дальнейшем это позволит детям понять относительность в определении местоположения предметов от самого себя. Повернулся ребенок налево, и Чебурашка теперь сидит перед ним (впереди), а не слева от него. - «Кто ушел и где он стоял?» - «Встань так, как я скажу!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень упражнений, способствующих формированию стопы
Проблема плоскостопия всё чаще встречается у детей. Этот перечень можно использовать и как консультацию родителей....
«Игры и упражнения, способствующие формированию правильных дыхательных кинестезий, темпо – ритмических и интонационных конструкций речи».
В этой игротеке собраны игры по формированию темпо – ритмической стороны речи, игры для формирования правильных дыхательных кинестезий, игры, направленные на совершенствование невербальных, упражнения...
ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ СТОПЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ СТОПЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ...
Презентация "Упражнения, способствующие формированию навыков чтения".
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями. Особенно распространенными являются нарушения письма и чтения.Нарушения чтения у детей изучаются давн...
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....
Варианты игровых упражнений для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста
Игровые упражнения для формирования умений ориентировки в пространстве у дошкольного возраста...