Словообразование (игровые упражнения)
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ионова Ольга Юрьевна

Игровые упражнения, способствующие развитию навыка словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie._uprazhneniya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование (игровые упражнения)

Игровые упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжение статьи «Словообразование (игры)», в которой были рассмотрены более простые способы образования слов, доступные детям четвёртого и пятого года жизни.

Образование названий профессий

«Подскажи словечко» (спорт)

Спортом занимается… - спортсмен, спортсменка

Гимнастикой… - гимнаст, гимнастка

Словарный материал: фигурист, фигуристка; теннисист, теннисистка; акробат, акробатка; лыжник, лыжница; футболист, футболистка; хоккеист, хоккеистка; шахматист, шахматистка; велосипедист, велосипедистка; пловец, пловчиха…

«Кто есть кто?» (профессии)

Кто вставляет стекло? - Стекольщик. Кто носит багаж? - Носильщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто ремонтируете часы? - Часовщик. Кто сваривает железо? - Сварщик. Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик.

«Профессии мужчин и женщин» (Можно играть с мячом)

Мужчина – художник, а женщина …– художница

Мужчина – артист, женщина …– артистка и т.д.

«Подскажи словечко» (спорт)

Спортом занимается… - спортсмен, спортсменка

Гимнастикой… - гимнаст, гимнастка

Словарный материал: фигурист, фигуристка; теннисист, теннисистка; акробат, акробатка; лыжник, лыжница; футболист, футболистка; хоккеист, хоккеистка; шахматист, шахматистка; велосипедист, велосипедистка; пловец, пловчиха…

Образование слов названий жителей, народов, национальностей

«Гости» (Можно с мячом, машинкой)

Взрослый: « к нам приехало много гостей из разных городов и стран. Назовём их»

Вариант 1 (страны, республики, регионы)

Гость из Японии …– японец

Вариант 2 (населённые пункты)

Гость из Москвы… - москвич и т.д.

Образование имен существительных, обозначающих вместилище чего-либо

«Великан»

У человека рот, а великана… - ротище, глаз… - глазище и т.д.

«Магазин»

Взрослый в роли покупателя.

Вариант № 1 «Мне нужна конфетница, чтобы положить туда конфеты»

Вариант № 2 «Мне нужна хлебница… Что я туда могу положить?»

Вариант № 3 «Мне нужно посуда для соли… Как она называется?»

Можно поменяться ролями, чтобы побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Что там?» (Можно с мячом) Формируем навык образования слов.

В песочнице… - песок

Словарный материал: сахарница, салатница, хлебница, сухарница, конфетница, перечница, молочник, маслёнка, солонка.

«Куда положим» (Можно с мячом) Закрепляем навык образования слов.

Мыло кладут в … - мыльницу.

Словарный материал: сахарница, салатница, хлебница, сухарница, конфетница, перечница, молочник, маслёнка, солонка.

Образование слов со значением единицы целого

«Много – одна» (Можно с мячом)

Дождь … – дождинка

Примерный речевой материал: горошина, фасолина, чаинка, икринка, изюминка, бусина, слезинка, пушинка, пылинка, росинка....

Образование сложных слов

«Слова спрятались» (Можно с мячом)

Примерный речевой материал: соковыжималка, самовар, кофемолка, кофеварка, овощерезка, овощечистка, мясорубка, пылесос, самолёт, вездеход, самосвал, водолаз, водопад, камнепад…

Вопросы к ребёнку: «Что происходит? Что делает?»

Снегопад… - снег падает

Овощерезка …- овощи режет и т.д.

«Новое слово» (Можно с мячом)

Когда листья падают это… - листопад

Образование притяжательных имён прилагательных

«Кто там?» (Можно с мячом)

Мы видим за кустом лисий хвост. Кто там прячется?.. – Лиса и т.д.

«Чей? (и т.п.)» (Можно с мячом)

Вариант 1 (люди)

У мамы сумка чья?.. - Мамина

Вариант 2 (животные)

Хвост медведя чей?.. - Медвежий.

Образование сравнительной степени имени прилагательного

В игре «Хвастунишки» ребёнок знакомится с образованием сравнительной степени имени прилагательного, а в игре «Сравнение» - закрепляет навык.

«Хвастунишки» (Можно с мячом)

Ребёнок: «У меня яблоко сладкое»

Взрослый: «А у меня яблоко слаще» и т.д.

«Сравнение» (Можно с мячом)

Вишня маленькая, а брусника... – ещё меньше и т.д.

В играх и упражнениях используем имена прилагательные обозначающие качества предметов (цвет, форма, величина). Кроме формирования навыка образования сравнительной степени имени прилагательного игра позволяет расширить словарный запас за счёт качественных прилагательных.

На улице можно совместить речевые игры, например, с игрой в бадминтон, игрой в мяч…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Игры и игровые упражнения

Список используемой литературы Марина Михайловна Борисовая...

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в...