Методика визуального расписания для детей с РАС.
материал по коррекционной педагогике

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Что такое визуальное расписание?

Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, что и в какой последовательности ему следует делать.

«Детям с РАС зачастую трудно приспособиться к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Им важна предсказуемость. Визуальное расписание, или методика „сначала-потом“ — отличный способ донесения сложной информации детям с проблемами в понимании речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_vizualnogo_raspisaniya_dlya_detey_s_ras.docx654.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методика визуального расписания

для детей с РАС

https://xn--30-6kcipkia1eya.xn--p1ai/images/news/news_01_19/n_30_2.jpg

Что такое визуальное расписание

Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, что и в какой последовательности ему следует делать.

«Детям с РАС зачастую трудно приспособиться к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Им важна предсказуемость. Визуальное расписание, или методика „сначала-потом“ — отличный способ донесения сложной информации детям с проблемами в понимании речи. Его часто используют в коррекции нежелательного поведения. Кроме того, ребенок видит причинно-следственные связи, понимает, что вначале идет одна деятельность, затем другая. На занятиях дети учатся переключать внимание, работать с таймером, сопоставлять карточки и соответствующие действия».

Кому поможет

В первую очередь визуальное расписание рассчитано на детей с РАС. Также оно будет полезно ребятам, имеющим сложности с переключением внимания, а также людям со сложностями в восприятии речи.

https://vishiradugi.ru/wp-content/uploads/2017/07/MG_3641-1.jpg

Как провести занятие по методике визуального расписания самостоятельно

  1. Положите перед ребенком планшетку, приготовьте карточки с изображением действий и предметы, необходимые для их совершения. Лучше начинать обучение с коротких мотивационных видов деятельности.
    Дайте первую карточку в руки ребенку, помогите прикрепить ее к планшетке и скажите: «Сейчас — пузыри». Затем дайте вторую: «Потом — поезд».

  1. Покажите пальцем ребенка на первое изображение и еще раз повторите: «Сейчас — пузыри». Поставьте таймер на короткий промежуток времени, например, на 30 секунд, затем начните дуть пузыри. Как только таймер прозвенел, помогите ребенку убрать первую карточку с планшетки, комментируя: «Пузыри — все».
    Лучше заранее приготовить страницу с липучками, куда ребенок будет класть карточки с завершенным действием. Это поможет ему быстрее понять причинно-следственные связи. Пример такой страницы можно увидеть на фото ниже.

В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) используют визуальное расписание.-3

  1. Показываем пальцем ребенка на второе изображение, также комментируем и начинаем действие — например, игру в поезд. Убираем вторую карточку, когда время истекло. Работаем интенсивно с разными видами деятельности, постепенно убирая все подсказки.

  1. После того, как ребенок научился работать с планшеткой, можно переходить к менее мотивационным действиям, добавлять задания, инструкции, при хорошем сотрудничестве — просто показывать ребенку, что мы будем делать сначала, а что потом. Или же давать ему выбор между несколькими заданиями.

  1. Если между двумя запланированными действиями предполагается большой интервал, учитывайте это. Например, если между действиями «мы идем к врачу» и «идем в Макдоналдс» у вас должно пройти 30 минут, не стоит надеяться, что ребенок все запомнит и будет у врача вести себя хорошо. Лучше добавить в этот промежуток еще одно действие, например, «играть в снежки» или «гулять». А чтобы малыш не забыл последовательность, визуальное расписание всегда должно быть у вас под рукой, например, в телефоне.

  1. Кроме того, последствия должны зависеть от поведения ребенка, и он должен понимать эту закономерность. Иногда достаточно указать в визуальном расписании варианты развития дня при хорошем и плохом поведении. Не забывайте периодически показывать ребенку планшетку с этими вариантами. Так вам будет легче предотвратить нежелательное поведение.

Заниматься по методике визуального расписания можно дома, особенно для закрепления результата, но на начальном этапе лучше обратиться за помощью к специалисту.

https://st03.kakprosto.ru/images/article/2019/2/28/343922_5c77bded01c735c77bded01caa.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

Визуальная поддержка детей ОВЗ

Одной из приоритетных задач в работе с особыми детьми есть формирование социально - коммуникативных навыков:Это:-моторная и вербальная имитация-играть с игрушками в соответствие с их предназначением-п...

А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г. Предмет методики развития речи детей

А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г.Предмет методики развития речи детейСущность методики и ее методологическая основаМетодика обучения русскому языку является отраслью...