«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_v.m._akimenko.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
г. Сальск
Коррекционная методика «Логопедическое обследование детей 4-8 лет». разработана Валентиной Михайловной Акименко кандидатом педагогических наук.
Методический набор включает в себя: программное обеспечение (ПО), методический практикум, микрофон, комплект карточек, мозаику, шнуровки и набор кубиков.
«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев, создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком.
По своему усмотрению, специалист может использовать для обследования материалы из методического набора, фиксируя при этом ответы в программе. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.
Структура обследования
Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей.
Разделы:
- Звукопроизношение
- Общая моторика
- Мелкая моторика
- Артикуляционная моторика
- Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи
- Мимическая мускулатура
- Строение артикуляционного аппарата
- Фонематическое восприятие
- Дыхательная и голосовая функции
- Просодические компоненты речи
- Слоговая структура слова
- Понимание речи
- Лексика
- Грамматический строй
- Связная речь
После выполнения ребёнком каждого задания специалист может отметить необходимые признаки, ввести собственные комментарии по каждому упражнению и оценить его выполнение.
Полученные результаты
Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I – IV уровни)) и составить схему индивидуальной коррекционной работы. Специально разработанные таблицы фиксации результатов и возможность их печати значительно упрощают отчетность, позволяют проследить динамику коррекционной работы.
Возможности
Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» предоставляет возможность:
- Ведения индивидуальных карточек, содержащих анамнестические данные, результаты обследований, а также динамику коррекционного процесса
- Автоматического формирования базы данных, сортировки и поиска карточек по заданным параметрам
- Проведения поэтапной логопедической диагностики
- Фиксации, сохранения и анализа полученных данных
- Формирования речевых карт
- Формирования графиков индивидуальной динамики речевого развития
- Создания групповых протоколов по результатам обследования
- Печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики речевого развития, протоколов с данными по группе.
Применение
Программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» рекомендовано логопедам, психологам, дефектологам, специалистам психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), воспитателям дошкольных общеобразовательных и специальных учреждений.
Специально разработанная компьютерная программа помогает осуществлять коррекционную работу с такими видами речевых нарушений как общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).
Содержание
Компьютерная методика состоит из следующих основных разделов:
- Мелкая моторика
- Артикуляционная моторика
- Фонематический слух
- Просодика
- Звукопроизношение
- Слоговая структура слова
- Лексика
- Грамматика
- Связная речь
Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр и заданий, представленных по степени усложнения с учетом развития речи в онтогенезе. Все задания программы выполнены в игровой динамичной форме для поддержания высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям. Кроме того, каждый раздел программы имеет свой активный фон, который можно использовать не только в качестве организационного момента, но и как самостоятельный материал для работы с безречевыми детьми.
Модели артикуляции, разработанные Акименко В.М. и представленные в разделе «Звукопроизношение» помогают уточнить положение органов артикуляции при произнесении звука и наглядно представить разницу между двумя смешиваемыми фонемами, что делает их использование удобным на этапе постановки звука.
Программное обеспечение позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия по коррекции и развитию всех сторон устной речи. Для проведения подгрупповых занятий в программе предусмотрен специальный режим и возможность подключения мультимедийного проектора или монитора большого размера.
Программа позволяет прослеживать динамику коррекционного процесса в индивидуальной карточке ребенка, а так же хранить историю занятий, звуковые файлы, распечатывать протоколы занятий и рекомендации для родителей и воспитателей.
В методическом практикуме даны рекомендации к использованию программного обеспечения в коррекционной работе, детальное описание заданий из разделов компьютерной программы, пути коррекционной работы с каждым видом речевого нарушения (ОНР, ФФНР, НПОЗ).
Комплект карточек из методического набора включает в себя:
- Картинки для автоматизации звуков (в начале, середине, конце слова и в словах со стечением согласных)
- Картинки-символы для артикуляционной гимнастики (тренировка губных мышц, мышц языка, мышц нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба)
- Картинки-символы для развития просодических компонентов речи
- Карточки с цветом для развития грамматических категорий
Использование методики позволит упростить ежедневную работу логопеда/дефектолога, сократить временные затраты на фиксацию результатов и составление отчетов.
Методика «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет» является логическим продолжением авторской методики В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей 4-8 лет». Каждая из них может использоваться самостоятельно, вместе же, они представляют собой диагностико-коррекционный комплекс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей"
Буклет в помощь педагогу "Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей" (сборник материалов для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей)...
Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет с ОНР
сообщение для педагогов коррекционных групп...
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за¬нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. (Серия «Программа развития».)
Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в...
Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год
Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....
Методика "Логопедическое обследование детей" В.М.Акименко
Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР, ОНР III и IV уровней в условиях логопедического пункта ДОУ
Цели программы· Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и ...
Коррекционная методика «Логопедическое обследование детей 4-8 лет».
Коррекционная методика «Логопедическое обследование детей 4-8 лет». разработана Валентиной Михайловной Акименко кандидатом педагогических наук. ...