познавательно-исследовательский «Мы – исследователи»
проект по коррекционной педагогике
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Мы – исследователи» |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский
|
Основные разработчики проекта | Воспитатель: Антонцева Е.Н., Шаманова Е.В.
|
Тип проекта | познавательно-исследовательский |
Цель проекта | Способствовать успешной социализации воспитанников с различной степенью умственной отсталости, через экспериментально – исследовательскую деятельность |
Задачи проекта | -Учить применять полученные знания в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности -Расширять представления детей о физических свойствах предметов окружающего мира с целью их практического применения -Развивать логическое мышление; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи Формировать наблюдательность, умение запоминать, сравнивать, экспериментировать Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру |
Адресат проекта: | Дети от 5 до 15 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью |
Срок реализации проекта | 1 год |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Социализация детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) |
Основные принципы реализации проекта | -принцип государственной политики РФ в области образования; -принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса; -принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков в различные жизненные ситуации; - -принцип направленности на формирование деятельности |
Средства реализации | Компьютер, телевизор, мини-лаборатория, иллюстрации, книги |
Доступность реализации проекта | Доступно для детей с ментальными нарушениями Возможность многократного запуска повторных циклов занятий |
Организация контроля за выполнением проекта | Виды основного контроля: - Предварительный; - Текущий; - Заключительный. Вспомогательные виды контроля: - Общий контроль за изменениями - координация изменений по проекту в целом; - Ведение отчетности по проекту - сбор и предоставление отчетной информации о ходе реализации проекта, учитывая прогноз последствий отклонений; - Контроль расписания - контроль изменений в календарном плане проекта. |
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(китайская пословица)
Актуальность
Дети с интеллектуальными проблемами нуждаются в специальной коррекционной работе по ознакомлению с окружающим миром для приобретения жизненного опыта. У таких детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными и хрупкими.
Восприятие окружающего мира у них происходит медленно, неравномерно. Усвоение материала зачастую оказывается нестойким, расплывчатым. Поэтому, дети плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В ходе опытной деятельности ребенок с помощью взрослого учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Опытно - исследовательская деятельность данного проекта представлена в виде тематических блоков: вода, воздух, песок, глина, металл и т. В ходе наблюдений, игр, опытов, экспериментов ребенок знакомиться с их свойствами, что способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности. Во время купания дети могут узнать много интересного и познавательного о свойствах воды, мыла, растворимости веществ. Жизненно важный опыт пригодится ребенку, если он знает, что вода может быть горячей; тающие сосульки весной представляют опасность; сухой песок (сыпучий) может попасть в глаза; осенний лед на лужах (водоемах) непрочный.
Результаты работы в рамках опытно-исследовательской направленности показывают личностные изменения воспитанников. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития ребенка, помогают раскрыть его возможности, подготовить к обучению в школе и дальнейшей социализации.
Работа построена с учетом следующих принципов:
- принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности воспитанника и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях опытно-исследовательской ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- принцип дифференцированного подхода позволяет решать задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную,
поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Организация контроля за выполнением проекта.
Виды основного контроля:
- Предварительный;
- Текущий;
- Заключительный.
Вспомогательные виды контроля:
- Общий контроль за изменениями - координация изменений по проекту в целом;
- Ведение отчетности по проекту - сбор и предоставление отчетной информации о ходе реализации проекта, учитывая прогноз последствий отклонений;
- Контроль расписания - контроль изменений в календарном плане проекта.
Цель проекта: способствовать успешной социализации воспитанников с различной степенью умственной отсталости, через экспериментально – исследовательскую деятельность
Задачи проекта:
- Учить применять полученные знания в повседневной жизни, соблюдать правила безопасности
- Расширять представления детей о физических свойствах предметов окружающего мира с целью их практического применения
- Развивать логическое мышление; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи
- Формировать наблюдательность, умение запоминать, сравнивать, экспериментировать
- Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Адресат проекта:
Дети от 5 до 15 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Формы проведения мероприятий: наблюдения, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание картинок, эксперименты, опыты
Форма организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная
1 раз в неделю (40 часов в год)
Реализация проекта включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный этап (информационно-накопительный):
Цели и задачи:
- подобрать и изучить литературу по экспериментально- исследовательской деятельности с детьми, имеющие умственное отклонения в развитии;
-определить уровень знаний об окружающем мире (предметах, явлениях) через дидактические игры, наблюдения, беседы;
-разработать календарно-тематический план проекта;
-подготовить необходимое оборудование для проведения экспериментов
СРОК: сентябрь - октябрь
II. Основной этап (организационно-практический):
Цель: реализация проекта исследовательской деятельности с детьми
Ожидаемые результаты:
-формирование представлений об окружающем мире у детей с интеллектуальной недостаточностью для успешной социализации;
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.
III этап. Обмен опытом:
Презентация проекта на Методическом объединение воспитателей ИДДИ № 2 «Мы – исследователи»;
Оформление фотостенда «Юные исследователи»;
IV этап. Выпуск практических рекомендаций:
Изготовление буклета «Формирование исследовательской деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью как средство дальнейшей социализации»
V этап. Заключительный
Проведение праздничного мероприятия «Волшебные стихии природы»
Ожидаемые результаты:
- Овладение детьми с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) исследовательской деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- Обогащение представлений детей о физических свойствах предметов, явлений окружающего мира; умение применять полученные знания в повседневной жизни: в быту и для собственной безопасности;
-расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-умение устанавливать простейшие причинно – следственные связи самостоятельно или при помощи взрослого.
VI Список литературы
-«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников"2014г
-"Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия с дошкольниками"2013г Дыбина О.В.
- "Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"2014г
-Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ,
-Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-«Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015
-Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
-Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008.
- Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. Из опыта работы по программе «Детство»).
-Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. (Библиотека программы «Детство»).
-Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. (Библиотека программы «Детство»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
Познавательно-исследовательская деятельность «Мы исследователи воздуха»
Опыты с воздухом...
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».
«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....
Познавательно - исследовательский проект "Мы - исследователи"
Актуальность разрабатываемого проекта:В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину м...
Познавательно-исследовательская деятельность "Юные исследователи воздуха" Средняя группа
Опыты и игры с воздухом для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....