Особенности конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Занятия с конструктором чрезвычайно эффективны в медицинской реабилитации и в психолого - педагогической работе с детьми с ОВЗ.Чем может помочь конструирование "осебенным" детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Радость» комбинированного типа СП д\с № 20
г. Нижний Тагил
Особенности конструктивно - модельной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Воспитатель: Матросова Ольга Алексеевна
Сегодня педагоги и другие специалисты, занимающиеся с детьми с ОВЗ, всё чаще обращаются к конструктивно – модельной деятельности. И это не просто дань моде. При профессиональном подходе такие занятия чрезвычайно эффективны в медицинской и психолого-педагогической реабилитации «особенных» детей.
Так чем же может помочь конструирование «особенным» детям?
Физиологическое развитие
При работе с любым конструктором одновременно задействованы несколько анализаторов, благодаря которым ребенок воспринимает окружающий мир (слуховые, зрительные, осязательные). Работа с мелкими деталями, сам тактильный контакт с предметами разной формы стимулирует зоны коры головного мозга, ответственные за развитие речи, тренирует точность движений, способствует формированию нейронных связей между зрительным и двигательным анализаторами. Детали конструктора помогают детям совершенствовать восприятие цвета, формы и размеров объекта, пространства. Это важно для всех без исключения детей, особенно с нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Развитие речи
Образовательный конструктор – это эффективное наглядное пособие, которое педагоги могут использовать в логопедической работе, начиная от развития слухового внимания и фонематического слуха и заканчивая связной речью.Занятия с конструктором помогают расширять активный словарь ребенка. К примеру, можно изучать слова, указывающие на положение предметов в пространстве и на их расположение по отношению друг к другу (вверху, внизу, слева, справа, посредине и т. д.).
Конструирование по инструкции педагога воспитывает у ребенка способность внимательного вслушивания, дослушивания инструкций до конца и точного их понимания. В процессе игры дети учатся вести диалог, рассказывать о своем строении.
Социально-коммуникативное развитие
Почти все дети с ОВЗ испытывают какие-либо сложности в общении. Посредством конструирования можно развить навыки вербальной и невербальной коммуникации, взаимодействия с другими людьми и самоконтроля. Педагог может создать учебную ситуацию, когда совершенствуются именно те качества ребенка, с которыми есть трудности.
Учимся учиться
На занятиях по конструированию можно совместить непроизвольное и произвольное обучение. В игровой форме дети лучше усваивают новую информацию, новые умения, а потом самостоятельно переносят их в другой контекст. Создавая устройства, можно проходить любую тему: животные, профессии, транспорт и т. п. Можно также давать начальные знания по математике, окружающему миру и др.
Занятия развивают восприятие, внимание, память, понятийное мышление, зрительно-моторную координацию. Дети учатся целенаправленно обследовать предметы, соблюдать последовательность операций. Занятия учат ребенка самостоятельности и ответственности, доводить дело до конца, преодолевать трудности.
Создавая конструкции/устройства, ребенок видит результат своего труда, радуется своим достижениям, что мотивирует его к дальнейшему развитию. Всё это непременно потом поможет легче войти в школьный учебный процесс.
Задаем направление
Существует множество примеров, когда люди с ограниченными способностями достигали вершин в разных областях человеческой деятельности (искусстве, науке и технике, спорте). Дети с ОВЗ должны жить нормальной жизнью, заниматься тем, что им нравится и к чему есть способности. К примеру, многие дети с РАС сильны в программировании, а ребенок с нарушением зрения может собирать крутых роботов. Конструирование может стать первой ступенькой в выборе профессии (инженера, программиста, механика и др.).
Методика обучения конструированию детей с ОВЗ
Первый этап - «конструирование по образцу». Знакомим детей со строительным материалом, учим простым конструктивным действиям, пользуясь деталями одинаковой величины и формы, обучаем планомерному обследованию образцов и деталей постройки, словесному обозначению пространственных отношений предметов («рядом», «на», «над», «под», «около», «сзади», «спереди» и т.д.). Воспитатель строит образец и сопровождает свои действия словами, обращая внимание ребенка на расположение деталей, а затем предлагает ему воспроизвести постройку.
Второй этап — «конструирование по нерасчлененному образцу». Детей обучают планомерному рассматриванию образцов, конструировать с использованием развернутых действий с деталями (прикладывание их к образцам); учат пользоваться пространственными и метрическими признаками предметов в процессе конструирования; составлять геометрические фигуры, учитывая форму и величину деталей; обогащают словарный запас ребенка специальной пространственной терминологией («квадрат», «прямоугольник», «ромб» и т.д.). На этом этапе можно рекомендовать следующие задания:
-конструирование объемных построек с опорой на образец из деталей одинаковой величины и формы (колодец, двух-, трехэтажные дома и т.д.);
-конструирование объемных построек из деталей разной формы | и величины;
-конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на несколько одинаковых частей);
-конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины (геометрические фигуры, разрезанные на части, различные по форме и величине).
Программа второго этапа рассчитана на длительный срок, определяемый индивидуальными возможностями ребенка. После того как дети научились мысленно анализировать образец, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов, следует переходить к следующему этапу — конструированию с образцов-рисунков. Здесь необходимо обучать детей анализировать рисунки, выделять в них существенные элементы постройки, учить детей правильно называть пространственные отношения: «справа», «слева», «наверху», «внутри», а также воспроизводить в постройках нужные пропорции взаимоотношения деталей.
На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, когда он может самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и исполнения. При этом могут выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города, конструирование по замыслу. (Разработана И.И.Мамайчук)
Модельно – конструктивную деятельность включаем, как и в режимные моменты, так и в групповые и индивидуальные занятия. Постройки дифференцируются:
- по уровню сложности мыслительных процессов - манипулятивные и предметно - практические и наглядно – образные)
- по степени сложности (по образцу, по модели – образцу с нерасчленёнными частями, по условиям, по замыслу, по теме)
- по объёму содержания (из 2-3 деталей, 4-6 деталей, больше 10 деталей)
- по степени самостоятельности (с помощью, по схеме – алгоритму, самостоятельно)
ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- воспитатель «забывает»
- воспитатель «ошибается»
- воспитатель «сомневается»
- воспитатель размышляет вслух о том, как лучше поступить
- постановка проблемных ситуаций
- использование соревновательного мотива с поощрением победителей
- использование мотива взаимопомощи
- прием новизны и разнообразия заданий
- создание условий для самостоятельного свободного выбора дидактически однозначных, но субъективно (для ребенка) разных материалов и задач
- верная педагогическая оценка результатов детской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-389385-1486551930.jpg)
Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.
При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-795577-1508586407.jpg)
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вари...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305978-1380559113.jpg)
«Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/16/picture-741444-1737013219.jpg)
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/14/picture-1228529-1600073068.jpg)
Использование схем в конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185096-1573090423.jpg)
«Особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»
В статье описаны особенности организации конструктивно-модельной деятельности в ДОО....