Использование массажных мячей для коррекции моторной недостаточности у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал знакомит с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazhnye_myachidokument_microsoft_word.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование массажных мячей для коррекции моторной недостаточности у детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Поэтому чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев.
Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т.е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Существуют приятные и увлекательные способы развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами.
С чего же начать?
С пальчиковой гимнастики. Во-первых, она требует минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
Малышам она очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова.
Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.
Упражнения с массажным мячом:
воздействуют на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней, пальчиков;
улучшают кровообращение, тонизируют мелкие мышцы на руках;
способствуют развитию ручной умелости и мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, закаливанию организма ребенка.
Играя с массажным мячом, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев.
Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук, необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.
Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым.
Эти комплексы упражнений рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х летнего возраста.
Какие действия - упражнения можно выполнять с массажным мячом:
- Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
- Поглаживание мяча (жалеть мяч);
- Вращение мяча на полу, как юлу;
- Подбрасывание мяча и ловля;
- Вращение мяча пальцами рук на весу;
- Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
- «Лепить мячик» - как из пластилина;
- Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе), ладони одна на другой;
- Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
- (все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)
- Катать мяч по руке;
- Катать мяч по ноге;
- Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
- Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади), развести руки в стороны держать «уголок»;
- Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд.
Упражнения из книги Ермаковой И. А.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
1. Упражнение «Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
Выполнять можно движения с мячом в сопровождении сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
Можно использовать музыкальное сопровождение. Пример: музыкальная композиция «Ходит ёжик без дорожек» с показом выполнения соответствующих движений.
2. Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
3. Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
4. Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит «щепоткой»; надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь (дети катают Су-Джок между ладоней).
5. Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су-Джок между ладонями)
6. Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
7. Пальчиковая игра «Медведи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
8. Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно).
Вывод.
Действия - упражнения с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фитбол - гимнастики для коррекции нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Опыт работы...
Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."
Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...
Физкультурное занятие с использованием массажных мячей и шариков (су-джок) для детей старшего дошкольного возраста.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий. Эффективным и универсальным сред...
Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Использование массажного шарика Су-Джок для развития речи детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...
Использование нейрологоритмических упражнений при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Моя педагогическая находка - это нейрологоритмические упражнения в развитии речи дошкольников. На сегодняшний день число детей с проблемами нервной системы заметно растет. Уже в младенчестве у мно...