Рекомендации для воспитателей по теме: "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Шалимова Валерия Анатольевна

Рекомендации содержат в себе: методику формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов, методику формирования умения двигаться в заданном направлении, методику формирования умения ориентироваться на листе бумаги, а также игры, направленные на развитие всех указанных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы воспитателя по рекомендации учителя-дефектолога на тему: «Ориентировка в пространстве»

Тема: «Ориентировка в окружающем пространстве и на плоскости»

Цель: формирование умения определять взаимное расположение и направление движения объектов в окружающем пространстве и на плоскости.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. формировать умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к другим предметам;
  2. закреплять понятия: «право-лево» относительно других предметов;
  3. способствовать закреплению умения ориентироваться в направлениях движения.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать представления о плоскости листа;
  2. развивать концентрацию зрительного внимания;
  3. развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать умение контролировать свои действия, ориентируясь на инструкцию педагога;

Срок реализации: месяц.

Методические рекомендации:

Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ЗПР строится по тем же направлениям, что и с нормативно развивающимися детьми. Однако, учитывая особенности развития детей с ЗПР, требуется значительно больше времени на усвоение пространственных представлений и использование в экспрессивной речи. Недоразвитие речи дошкольников оказывает влияние на понимание и употребление ими словесных обозначений пространственных отношений. Для многих детей с задержкой психического развития характерно недостаточное понимание пространственной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи.

Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов

В подготовительной группе продолжается работа с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий.

Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:

  • Карандаш лежит на столе.
  • Кубик упал под стол.
  • Ручку достала из стола.
  • Мяч выкатился из-под стола.
  • Игрушка показалась из-за спины.
  • Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.
  • Поставь предметы друг за другом.
  • Поставь игрушки напротив друг друга.

Замечание: проводится большая словарная работа.

Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под).

Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

—- Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

  • Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.
  • Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.

Игры и упражнения

  1. Упражнение «Теремок»

Цель: формирование умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; закрепление понятий «выше/ниже», «над/под», «между».

Оборудование: сюжетная картинка «Теремок» (Рисунок 3).

Ход: ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию и вспомнить герои какой сказки, изображены на ней. Далее взрослый просит назвать всех героев. После ребенок должен ответить на серию вопросов, касающихся пространственного расположения героев в теремке.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Герои из какой сказки на ней изображены? Назови всех животных. А теперь скажи, кто живет в домике выше, чем мышка и лягушка? Ниже, чем медведь? Над зайцем? Под лисичкой? Между лисичкой и волком? Кто живет выше всех? И т.д.»

  1. Игра «Я задумал фигуру»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

Оборудование: 7 любых игрушек.

Ход: взрослый ставит на стол основную игрушку, например, мишку. Остальные игрушки выставляются рядом с основной игрушкой, за ней, под ней, над ней и перед ней. Далее взрослый загадывает любую игрушку, называя еще расположение относительно основой игрушки. Например: «Я загадала игрушку, она стоит за мишкой. Что это?» Ребенок должен отгадать.

Инструкция: «Мы сейчас будем играть с тобой в игру, но сначала назови все игрушки, которые ты здесь видишь. Я сейчас загадаю игрушку и скажу, где она находится, а ты должен будешь отгадать. Например, эта игрушка стоит под мишкой. Правильно, машинка. Эта игрушка стоит справа от мишки. Правильно, зайчик. Эта игрушка стоит между зайчиком и собачкой. Правильно, мишка. И т.д.»

  1. Игра «Холодно – горячо»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

Ход: взрослый загадывает предмет, находящийся в кабинете, и называет его пространственные координаты. Ребенок должен найти этот предмет. По мере приближения к предмету взрослый говорит «горячо», по мере отдаления ребенка от предмета взрослый говорит «холодно».

Инструкция: «Мы сейчас поиграем с тобой в игру, которая называется «Холодно – горячо». Я загадаю предмет, который есть в этой комнате и скажу примерно, где он находится. Если ты будешь отдаляться от него, я буду говорить – холодно. Если будешь приближаться к нему, то буду говорить – горячо. Итак, я загадал предмет, он находится на подоконнике слева от цветка. Правильно, это ваза. И т.д.»

  1. Игра «Магазин»

Цель: формирование умения оперировать предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Оборудование: мягкие игрушки, машинки, кубики, детская посуда и т.д.

Ход: для игры необходимо заранее поставить шкаф, в роли витрины, стол, за которым будет сидеть продавец, подобрать коробку в роле кассы. Ребенок находится в роли продавца, взрослый – покупатель. Взрослый приходит в магазин и просит продать ему игрушку, находящуюся на витрине. При этом он описывает ее пространственное расположение среди других игрушек. Задача ребенка понять, где стоит игрушка, найти её и продать. Игру можно разнообразить: взрослый и ребенок могу поменяться ролями.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в «Магазин». Я покупатель, а ты продавец. Посмотри на витрине находятся игрушки, которые я буду у тебя покупать. «Дайте мне, пожалуйста, игрушку, которая стоит под кубиком».

Методика формирования умения двигаться в заданном направлении

Предварительная работа

Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении:

— Повернись направо, налево.

— Сделай два шага назад, вперед.

Методика обучения

В подготовительной группе у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении:

- Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни
направо. Там ты найдешь секрет.

- Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шага направо, один назад и повернуться налево.

Усложнения:

• сначала задания даются по частям, по мере выполнения;

• затем можно дать всю инструкцию целиком;

• постепенно увеличивается площадь для игры;

• увеличивается темп;

• можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами;

«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др.

Дидактические игры:

  1. Игра «Клад»

Цель: развитие умения ориентироваться в направлениях движения.

Оборудование: записка с указанием маршрута до необходимого предмета (новая игрушка, конфеты, книжка или другое).

Ход: ребенку предлагается найти клад по записке – маршруту.

Инструкция: «Ты любишь приключения? Знаешь, в нашей комнате пираты спрятали клад. В этой записке написано, в каком направлении мы должны двигаться, чтобы найти этот клад. Взрослый читает содержимое записки: сделайте вперед 3 шага, повернитесь влево, подойдите к цветку, сделайте пять шагов вправо, подойдите к шкафу, на верхней полке найдите клад».

  1.  Упражнение «Как пройти?»

Цель: развитие умения вербализировать пространственные представления.

Оборудование: картинка с изображением дорожек, ведущих к домикам.

Ход: перед ребенком кладется картинка – маршрут. Задача ребенка провести мальчика и девочку (кукол) до домиков, при этом проговаривая направления движения.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежит картинка. Что ты на ней видишь? Внизу нарисованы мальчик и девочка, а рядом указатели, по которым можно добраться к их домикам. Опиши путь к их домикам и проведи их туда».

  1. Игра «Путешествие по группе»

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении

Оборудование: игрушка-клоун, чистый лист бумаги, цветные карандаши,

Ход игры: детям предлагается карта передвижения (маршрут, путь движения обозначен стрелочками. На каждой остановке дети выполняют различные задания. Во время движения дети называют, в какую сторону показывает стрелочка. На пути движения дети отгадывают загадки, рисуют рисунок. В конце путешествия дети находят спрятанную игрушку-клоуна.

Методика формирования умения ориентироваться на листе бумаги

Предварительная работа

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.

На занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:

—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).

—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).

—Что это? (Лист бумаги.)

—Какой он формы? (Формы прямоугольника.)

—Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)

—Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)

—У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

—Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона.

—Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя
сторона.)

—Почему? (Она находится внизу.)

— Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.

— Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)

— А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)

— Почему? (Она находится слева.)

— Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой

стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)

- Почему? (Он находится внизу слева.)

- Покажите и назовите все стороны и углы листа.


2. 
Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей (рис.) и обсуждение расположения на ней картинок

https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929168534589.files/image062.jpg    https://konspekta.net/infopediasu/baza13/4929168534589.files/image064.jpg

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

Замечание: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Работа с раздаточным материалом:

— Положи треугольник в левый верхний угол.

— Справа от треугольника положи круг.

— Справа от круга положи квадрат.

— Где находится круг относительно квадрата?

— В каком углу находится круг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Выступление на педсовете по теме "Ориентировка дошкольников в пространстве"

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и собственном теле. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева,...

Конспект образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, когда закладываются основы личности, развивается волевая сфера, воображение, творческие способности. Поэтому задача педагогов и родителей - ...

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему: Ориентировка в окружающем пространстве

Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему: Ориентировка в окружающем пространстве...

Перспективный план работы по математике с детьми дошкольного возраста по теме "Ориентировка в пространстве и на плоскости"

Предлагаемый план поможет педагогу спланировать свою работу через игры, игровые упражнениния, другой занимательный материал по развитию умений у дошкольников ориентироваться в пространстве и на плоско...

Консультация для воспитателей "Ориентировка детей дошкольного возраста в пространстве и на плоскости"

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков оринтировки в пространстве. К моменту поступления в школу дети на ряду с другими знаниями, умениями и навыками должны хорошо оринти...