Рекомендации для воспитателей по теме: "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Рекомендации содержат в себе: методику формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов, методику формирования умения двигаться в заданном направлении, методику формирования умения ориентироваться на листе бумаги, а также игры, направленные на развитие всех указанных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_orientirovke_v_prostranstve.docx | 828.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы воспитателя по рекомендации учителя-дефектолога на тему: «Ориентировка в пространстве»
Тема: «Ориентировка в окружающем пространстве и на плоскости»
Цель: формирование умения определять взаимное расположение и направление движения объектов в окружающем пространстве и на плоскости.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к другим предметам;
- закреплять понятия: «право-лево» относительно других предметов;
- способствовать закреплению умения ориентироваться в направлениях движения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать представления о плоскости листа;
- развивать концентрацию зрительного внимания;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение контролировать свои действия, ориентируясь на инструкцию педагога;
Срок реализации: месяц.
Методические рекомендации:
Работа по формированию пространственно - временных представлений у дошкольников с ЗПР строится по тем же направлениям, что и с нормативно развивающимися детьми. Однако, учитывая особенности развития детей с ЗПР, требуется значительно больше времени на усвоение пространственных представлений и использование в экспрессивной речи. Недоразвитие речи дошкольников оказывает влияние на понимание и употребление ими словесных обозначений пространственных отношений. Для многих детей с задержкой психического развития характерно недостаточное понимание пространственной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственных связей и отношений в экспрессивной речи.
Методика формирования умения определять место положения предметов относительно других предметов
В подготовительной группе продолжается работа с детьми по правильному использованию пространственных предлогов и наречий.
Дети учатся рассказывать о расположении предметов относительно друг друга и располагать предметы в соответствии с инструкцией воспитателя:
- Карандаш лежит на столе.
- Кубик упал под стол.
- Ручку достала из стола.
- Мяч выкатился из-под стола.
- Игрушка показалась из-за спины.
- Поставь кубик перед пирамидкой, а матрешку за пирамидкой.
- Поставь предметы друг за другом.
- Поставь игрушки напротив друг друга.
Замечание: проводится большая словарная работа.
Дети часто путают или вообще не применяют сложные предлоги (из-за, из-под).
Необходимо тренировать их в правильном использовании нужного слова.
После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:
—- Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)
- Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.
- Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.
Игры и упражнения
- Упражнение «Теремок»
Цель: формирование умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; закрепление понятий «выше/ниже», «над/под», «между».
Оборудование: сюжетная картинка «Теремок» (Рисунок 3).
Ход: ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию и вспомнить герои какой сказки, изображены на ней. Далее взрослый просит назвать всех героев. После ребенок должен ответить на серию вопросов, касающихся пространственного расположения героев в теремке.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Герои из какой сказки на ней изображены? Назови всех животных. А теперь скажи, кто живет в домике выше, чем мышка и лягушка? Ниже, чем медведь? Над зайцем? Под лисичкой? Между лисичкой и волком? Кто живет выше всех? И т.д.»
- Игра «Я задумал фигуру»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.
Оборудование: 7 любых игрушек.
Ход: взрослый ставит на стол основную игрушку, например, мишку. Остальные игрушки выставляются рядом с основной игрушкой, за ней, под ней, над ней и перед ней. Далее взрослый загадывает любую игрушку, называя еще расположение относительно основой игрушки. Например: «Я загадала игрушку, она стоит за мишкой. Что это?» Ребенок должен отгадать.
Инструкция: «Мы сейчас будем играть с тобой в игру, но сначала назови все игрушки, которые ты здесь видишь. Я сейчас загадаю игрушку и скажу, где она находится, а ты должен будешь отгадать. Например, эта игрушка стоит под мишкой. Правильно, машинка. Эта игрушка стоит справа от мишки. Правильно, зайчик. Эта игрушка стоит между зайчиком и собачкой. Правильно, мишка. И т.д.»
- Игра «Холодно – горячо»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.
Ход: взрослый загадывает предмет, находящийся в кабинете, и называет его пространственные координаты. Ребенок должен найти этот предмет. По мере приближения к предмету взрослый говорит «горячо», по мере отдаления ребенка от предмета взрослый говорит «холодно».
Инструкция: «Мы сейчас поиграем с тобой в игру, которая называется «Холодно – горячо». Я загадаю предмет, который есть в этой комнате и скажу примерно, где он находится. Если ты будешь отдаляться от него, я буду говорить – холодно. Если будешь приближаться к нему, то буду говорить – горячо. Итак, я загадал предмет, он находится на подоконнике слева от цветка. Правильно, это ваза. И т.д.»
- Игра «Магазин»
Цель: формирование умения оперировать предлогами, обозначающими пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Оборудование: мягкие игрушки, машинки, кубики, детская посуда и т.д.
Ход: для игры необходимо заранее поставить шкаф, в роли витрины, стол, за которым будет сидеть продавец, подобрать коробку в роле кассы. Ребенок находится в роли продавца, взрослый – покупатель. Взрослый приходит в магазин и просит продать ему игрушку, находящуюся на витрине. При этом он описывает ее пространственное расположение среди других игрушек. Задача ребенка понять, где стоит игрушка, найти её и продать. Игру можно разнообразить: взрослый и ребенок могу поменяться ролями.
Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в «Магазин». Я покупатель, а ты продавец. Посмотри на витрине находятся игрушки, которые я буду у тебя покупать. «Дайте мне, пожалуйста, игрушку, которая стоит под кубиком».
Методика формирования умения двигаться в заданном направлении
Предварительная работа
Во время игр, на прогулке, на музыкальных и физкультурных занятиях дети учатся ориентироваться в движении:
— Повернись направо, налево.
— Сделай два шага назад, вперед.
Методика обучения
В подготовительной группе у детей конкретизируются, углубляются и систематизируются знания пространственных ориентировок, отрабатываются умения ориентироваться в движении:
- Дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни
направо. Там ты найдешь секрет.
- Чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три шага направо, один назад и повернуться налево.
Усложнения:
• сначала задания даются по частям, по мере выполнения;
• затем можно дать всю инструкцию целиком;
• постепенно увеличивается площадь для игры;
• увеличивается темп;
• можно предложить выполнять задания с закрытыми глазами;
«Забей мяч в ворота» (в подготовительной группе можно предложить одному ребенку завязать глаза, а другому давать инструкцию) и др.
Дидактические игры:
- Игра «Клад»
Цель: развитие умения ориентироваться в направлениях движения.
Оборудование: записка с указанием маршрута до необходимого предмета (новая игрушка, конфеты, книжка или другое).
Ход: ребенку предлагается найти клад по записке – маршруту.
Инструкция: «Ты любишь приключения? Знаешь, в нашей комнате пираты спрятали клад. В этой записке написано, в каком направлении мы должны двигаться, чтобы найти этот клад. Взрослый читает содержимое записки: сделайте вперед 3 шага, повернитесь влево, подойдите к цветку, сделайте пять шагов вправо, подойдите к шкафу, на верхней полке найдите клад».
- Упражнение «Как пройти?»
Цель: развитие умения вербализировать пространственные представления.
Оборудование: картинка с изображением дорожек, ведущих к домикам.
Ход: перед ребенком кладется картинка – маршрут. Задача ребенка провести мальчика и девочку (кукол) до домиков, при этом проговаривая направления движения.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежит картинка. Что ты на ней видишь? Внизу нарисованы мальчик и девочка, а рядом указатели, по которым можно добраться к их домикам. Опиши путь к их домикам и проведи их туда».
- Игра «Путешествие по группе»
Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении
Оборудование: игрушка-клоун, чистый лист бумаги, цветные карандаши,
Ход игры: детям предлагается карта передвижения (маршрут, путь движения обозначен стрелочками. На каждой остановке дети выполняют различные задания. Во время движения дети называют, в какую сторону показывает стрелочка. На пути движения дети отгадывают загадки, рисуют рисунок. В конце путешествия дети находят спрятанную игрушку-клоуна.
Методика формирования умения ориентироваться на листе бумаги
Предварительная работа
Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, например в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.
На занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:
—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, раскладывай слева направо (или сверху вниз).
—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.
Методика обучения
Основная работа проводится с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
1. Знание плоскости листа.
Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).
—Что это? (Лист бумаги.)
—Какой он формы? (Формы прямоугольника.)
—Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)
—Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)
—У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.
—Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона.
—Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя
сторона.)
—Почему? (Она находится внизу.)
— Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.
— Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)
— А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)
— Почему? (Она находится слева.)
— Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой
стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.
- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)
- Почему? (Он находится внизу слева.)
- Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей (рис.) и обсуждение расположения на ней картинок
Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
Замечание: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и они не были бы «вверх ногами».
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Работа с раздаточным материалом:
— Положи треугольник в левый верхний угол.
— Справа от треугольника положи круг.
— Справа от круга положи квадрат.
— Где находится круг относительно квадрата?
— В каком углу находится круг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Путешествие по городу" с использованием ИКТ. тема: «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Расширять и совершенствовать знания и умения детей ориентироваться в пространстве и на плоскости....
Выступление на педсовете по теме "Ориентировка дошкольников в пространстве"
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и собственном теле. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева,...
Конспект образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, когда закладываются основы личности, развивается волевая сфера, воображение, творческие способности. Поэтому задача педагогов и родителей - ...
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему: Ориентировка в окружающем пространстве
Конспект ООД по ФЭМП в старшей группе на тему: Ориентировка в окружающем пространстве...
Перспективный план работы по математике с детьми дошкольного возраста по теме "Ориентировка в пространстве и на плоскости"
Предлагаемый план поможет педагогу спланировать свою работу через игры, игровые упражнениния, другой занимательный материал по развитию умений у дошкольников ориентироваться в пространстве и на плоско...
Консультация для воспитателей "Ориентировка детей дошкольного возраста в пространстве и на плоскости"
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков оринтировки в пространстве. К моменту поступления в школу дети на ряду с другими знаниями, умениями и навыками должны хорошо оринти...