Выступление на педсовете по теме "Ориентировка дошкольников в пространстве"
статья (старшая группа)

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и собственном теле. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_doshkolnikov_v_prostranstae_vystuplenie.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка в пространстве дошкольников

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и собственном теле. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Такие пространственные понятия, как «направление» и «расстояние», сами по себе достаточно расплывчаты, и ребенок первых лет жизни просто не может их воспринять. Его мышление заполняют вполне конкретные вещи, предметы и люди, которых можно увидеть или потрогать. Если что-то существует только на словах, то его для ребенка попросту нет, а значит, и изучению не поддается. Потому все обучение ориентированию должно быть построено на конкретных и наглядных предметах.

С самыми маленькими (2-3 года) мы уже начинаем эту работу. В ООП ДО стоят следующие цели и задачи:

 -продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

-расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

-учить двигаться за воспитателем в определенном направлении

Все ориентирование проводится в игровой форме. Зарядка с детьми 2-3 лет проводится в виде физминуток, где дети уже знакомятся с понятиями верх, низ, далеко, близко. Например:

Вот такая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

 

На поляне два жука

Танцевали гопака.

Ножкой правой топ, топ.

Ножкой левой, топ, топ.

Кто поднимет ручки в верх

Выше всех?!

-что находится в групповой комнате (на улице) в верху? внизу?

-дети обследуют своё тело, рассматривают себя в зеркале; находят и называют части своего тела; соотносят части своего тела с телом другого ребёнка; «Покажи, где у тебя глазки, ручки, щечки, голова, грудь…»

- игры с куклой - обследование её, выделение и называние частей её тела, словесное обозначение их расположения – «Где у куклы…», «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы».

Для детей 3-4 лет определены следующие цели и задачи:

-развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева.

-различать правую и левую руки.

Игра «У жирафов» музыкальная

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 2раза

 (Хлопаем по всему телу ладонями)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до

У слонов есть складки, Складки, складки, складочки везде. 2 раза (Щипаем, как бы собирая складки)

Припев

     У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)

Припев

А у зебры есть полоски,

есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Игра «Миланья» (стихотворные)

У Миланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Миланью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

Игра «Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.

– У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет.

– У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и…(левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги)

Игра «Вверху-внизу» «Впереди-позади»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Аналогично проводится игра на определение понятий впереди, позади

  Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Игра «Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

С детьми 4-5 лет мы работаем над следующими задачами:

-развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз);

-обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

-познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Игры проводимые на прогулке

Очень здорово тренировать пространственные навыки, поочередно рассказывая друг другу о том, что вы видите вокруг, сопровождая это комментариями «справа»«слева»«впереди» и «сзади». Можно при этом еще и показывать направление рукой. Можно считать машины и людей, которые прошли и проехали в правую и левую стороны. Когда идем по дорожке, просим ребенка вести нас, а сами говорим, в какую сторону мы сейчас поворачиваем. Затем несколько раз ошибаемся — пусть ребенок исправит нашу ошибку.

Короткая зарядка

1. Поднять левую руку, отвести ее в сторону, опустить. Затем повторить все с правой рукой.

2. Попрыгать не левой ноге, затем на правой. Если все получается хорошо, то попросите ребенка прыгнуть на двух ногах вперед, затем назад, вправо, влево. Все действия повторяются 7—10 раз.

3. Игра с небольшим мячиком — бросайте его друг другу поочередно то правой, то левой рукой.

4. Завершите тренировку расслабляющими упражнениями: лечь на спину и поочередно поднять руки (правую и левую, а затем ноги. Смысл этой зарядки не только в обучении основам ориентирования, но и в тренировке внимания ребенка, умения точно выполнять простые команды. Очень важно во время занятия комментировать все движения ребенка, отмечая их направление и называя, какая именно рука или нога их выполняет.

Игра «Зеркало»

Водящий выполняет какие-то действия, комментируя их, а остальные игроки точно повторяют все за ним. Если детям эта игра понравится, со временем ее можно усложнить: водящий выполняет одно действие, а называет при этом совершенно противоположное (например, опускает руки и одновременно командует их поднять). Игроки не должны сбиваться

Игра «Запрещенное движение»

Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение (например, касание рукой левого уха) и говорит, что оно запрещенное — его нельзя выполнять. Потом делает любые движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте

В 5-6 лет мы совершенствуем умение ориентироваться в окружающем пространстве. Мы учим его:

- понимать смысл пространственных отношений (вверху—внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева—справа, между, рядом с, около);

- двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

 -определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»;

-обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

-учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игра «Определи Кто? Где?»

Воспитатель строит детей в колонну по 3 человека. Называет имя ребенка, который должен определить кто у него стоит справа, слева, позади, впереди.

Игра «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра: несколько детей прячутся, воспитатель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения.

Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игрушка-помощница

Объясняем ребенку, что путаница происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга, а правая и левая стороны на самом деле остаются там же. Поможет в этом мягкая игрушка или кукла. Берем игрушку, садим её спиной к ребенку, определяем вместе с ребенком правую лапу и привязываем на нее ленту. Такую же ленточку привязываем на правую руку ребенку. После этого разворачиваем игрушку лицом к ребенку. Тут и выясняется, что ленты поменяли свое положение относительно друг друга. Опять разворачиваем игрушку спиной к ребенку — ленты снова оказываются с одной стороны. То же самое проделываем, надев ленту или браслет себе или второму ребенку. Теперь пусть детки сами поэкспериментируют и разберутся в происходящем

Процесс освоения расстояний и направлений идет по-разному — у одних быстрее, у других медленнее. Но есть проблема, с которой сталкиваются практически все дети, — зеркальное отражение. Рассматривая себя в зеркале, ребенок не может правильно показать правую и левую стороны, даже если до этого он прекрасно их различал и показывал на себе и окружающих предметах. Попытки объяснить на словах, почему в зеркале все наоборот, скорее всего, ничего не дадут, кроме раздражения родителей и огорчения ребенка. Проще всего объяснить ребенку происходящее на наглядных примерах.

Браслет и лента

Привяжите ребенку ленту на правую руку (или наденьте браслет). Уточните у ребенка — какая это рука. А затем поверните его к зеркалу. У отражения лента окажется на «левой» руке. Пусть ребенок, стоя перед зеркалом, поднимет левую руку и посмотрит на своего зазеркального двойника — какая рука у него поднята?

Игры с одеждой и её моделями

- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

         Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

 В 6-7 лет цели и задачи, следующие:

-учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.);

-располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

-познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

-развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

-учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

 Определение правой и левой сторон предметов, лежащих на столе

Попросите ребенка показать, где у тетради верх и низ, правая и левая стороны, а затем предложите взять карандаш в ту руку, которой он будет писать. Последнюю просьбу очень важно произнести в неопределенной форме, чтобы ребенок сам выбрал, так как пытаться обучить левшу писать правой рукой — не самая лучшая идея.

Раскраски

Под диктовку взрослого ребенок поочередно закрашивает карандашом правые и левые, а также верхние и нижние детали рисунков. Такие упражнения помогут ребенку привыкнуть к правильному положению руки при письме, использовать силу нажима карандаша, улучшат координацию мышц руки и разовьют мелкую моторику.

Игра Найди нужную картинку

Предложите ребенку рассмотреть несколько карточек с изображенными на них геометрическими фигурами. Затем попросите выбрать карточку с заданными параметрами.  Например: найди карточку, на которой круг нарисован справа от квадрата.

Письменные задания

Готовим карточки с разными фигурами (крест, круг, квадрат, точка, линия). Попросите ребенка:

• взять лист с кругом, нарисовать слева от него крестик, справа от крестика поставить галочку;

• положить перед собой лист с линией и нарисовать слева от нее какую-нибудь фигурку, а справа — другую;

• взять лист с квадратом, поставить внутри точку, справа (снаружи) еще одну, нарисовать над квадратом крестик, под ним — треугольник;

• на листе с точкой выше нее нарисовать кружок, слева от точки — поставить крестик.

Игры с использование схем

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

Проще всего запоминание происходит во время игр и привычных для ребенка событий повседневной жизни. Любые действия мы сопровождаем напоминаниями: берем не просто книжку, а ту, что стоит слева, спрашиваем, кто на картинке нарисован справа, надеваем левый ботинок, берем ложку в правую руку и т. д. Мы используем любую ситуацию для закрепления новых знаний. Хорошими помощниками в этом,  детские стихи и песни. Конечно же нас огорчает, если, несмотря на все напоминания, ребенок периодически путает левое и правое, не может правильно ответить, где что расположено, — это не страшно, процесс запоминания все равно идет, и со временем количество перейдет в качество, просто это происходит не так быстро, как нам хотелось бы.

Каждый педагог знает, насколько непросто научить ребенка правильно держать ручку и карандаш, рисовать прямые, волнистые линии, выводить геометрические фигуры. На начальном этапе основные трудности заключаются даже не в самом процессе письма, а в неподготовленности ребенка к такому виду деятельности. Ему тяжело неподвижно сидеть в непривычной позе, очень трудно правильно держать карандаш, и все это одновременно с выполнением основного задания. И конечно, если ко всему этому добавляется путаница с определением левой и правой сторон, задача становится непосильной. Поэтому в процесс подготовки ребенка к школе мы обязательно включаем упражнения, которые помогут ему с тренировкой навыков ориентирования.

В период от двух до шести лет ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше, чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет нам, как воспитателям очень важно помогать ребенку! Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Мы понимаем, если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается детям еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться. Поэтому мы уделяем особое внимание развитию у дошкольника пространственной ориентации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете : "Патриотическое воспитание дошкольников"

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения....

Выступление на педсовете «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстра...

Выступление для педсовета "Критическое мышление дошкольников"

Педсовет на тему "Развитие критического мышления дошкольников."....

Выступление на Педсовете "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ".

Выступление на Педсовете "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ"....

Выступление на педсовете «Интеллектуальное развитие дошкольников путем формирования элементарных математических представлений» в средней группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы...