Сенсорная интеграция – современный метод развития детей
презентация по коррекционной педагогике

Кузченко Нина Юрьевна

Роль сенсорной интеграции в психофизическом развитии ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.pptx800.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорная интеграция – современный метод развития детей. Материал подготовлен воспитателем МБДОУ №16 «Детский сад» г. Кингисеппа Кузченко Н.Ю.

Слайд 2

Термин сенсорная интеграция описывает, как мы ощущаем окружающий нас мир, как мы ощущаем себя в этом мире, как представляем схему нашего тела, положение нашего тела в пространстве и концепцию нашего «я» во времени. Сенсорная интеграция описывает, как наша нервная система, весь мозг и тело работают вместе, отвечая за информацию от внутреннего и внешнего мира. Как мы создаем план действий или движения.

Слайд 3

Интегрировать — значит собрать и организовать разные части в единое целое. Центральная нервная система, и особенно головной мозг, устроены так, что они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсорной информации в единую систему. Нервные клетки действительно общаются друг с другом, поэтому во фразах типа «ощущения говорят телу, что оно делает» и «мозг говорит телу, что делать» мы употребляем слово “говорить”.

Слайд 4

Для того, чтобы ребенок развивался успешно, ему необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Данный процесс чаще проходит естественным образом в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс нарушается на одном из этапов (на этапе входа информации, организации или ответной реакции), то естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.

Слайд 5

Признаки нарушения сенсорной интеграции : Гиперактивность или повышенная отвлекаемость; Проблемы с поведением; Трудности с языком и речью; Мышечный тонус и нарушение координации; Проблемы с обучением в школе; Трудности удержания равновесия; Защитная реакция на сенсорные стимулы.

Слайд 6

Сенсорная интеграция играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка. Главная задача – насыщение окружающей обстановки предметами, которые предоставляли бы ребенку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения.

Слайд 7

Использование сенсорных упражнений способствует тому, что : Ребенок учится распознавать ощущения, которые поступают из внешнего мира, и правильно реагировать на них. Родители и ребенок учатся новым методам и приемам саморегуляции и сенсорной интеграции. Повышается внимание и любознательность ребенка. Уменьшается стресс и тревожность у ребенка. У детей улучшается активность в двигательной сфере. Ребенок принимает перемены в окружающем мире более спокойно.

Слайд 8

Игры и упражнения. Общие рекомендации : Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка. Перед началом упражнений необходимо повести предварительную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр . Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции . Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически. Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке) Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов. Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в комплексе.

Слайд 9

« Чудесный мешочек» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений. Ход игры 1. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. 2 . «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д. 3. «Узнай фигуру» – на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Слайд 10

« Коврик» Цель : учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических фигур, цифр, название основных цветов, и дополнительных. Материалы: коврик, разделенный на 9 квадратов с липкой лентой в каждом, фишки по вашему усмотрению, которые располагаются над квадратиками (бабочки разного цвета, цветы трех цветов по три штуки, геометрические фигуры, цифры). Варианты игры « Продолжи ряд»: – на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней – зеленые; – продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот. «Кто где живет»: – посмотри на мой образец, назови, где находятся цветы (с середине, в центре, справа, слева, вверху, внизу), и на своем коврике выложи точно также; – воспитатель дает указание, где расположить предметы, а затем показывает образец. «Назови по цвету» дети называют, какого цвета бабочка, где она сидит, используя слова «в центре», «над», «под», «справа», «слева». В старшем возрасте добавляются бабочки другого цвета и в речь добавляются слова «правый верхний угол», «левый нижний угол» и другое.

Слайд 11

« Шумящие коробочки ». Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого ). Ход игры: ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант : ребенок находит одинаковые коробочки.

Слайд 12

Игровое упражнение «Коробочки с запахами». Цель : дифференциация запахов с помощью обоняния. Материал: два набора по 8 контейнеров из под Киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок и т.д .). Ход игры: 1 этап – предложить детям понюхать все контейнеры одного набора, затем педагог вынимает контейнеры из второго набора – предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждого контейнера. 2 этап – предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия – возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Слайд 13

Рекомендации родителям детей с нарушениями сенсорной интеграции 1 Развитие вестибулярной системы Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения; Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно; Занятия , требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют ; Занятия с медленными ритмическими движениями – раскачиваниями, колебаниями – успокаивают; Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает; Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго; Попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти.

Слайд 14

2.Развитие зрительного восприятия Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом); Специальные книжки для развития зрительного восприятия с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать ее страницах конкретные объекты; Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т. д .; Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать ; Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов;

Слайд 15

Сенсорное развитие ребенка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. Систематическое выполнение заданий и упражнений способствуют улучшению психоэмоционального состояния ребенка, повышают его готовность к обучению и восприятию информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

Сенсорная интеграция - современная методика развития ребенка.

Сенсорная интеграция: что за методика? Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нерв...

"Говорящая стена", как современный метод развития детей дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по теме "Говорящая стена" , как современный метод развития детей дошкольного возраста" знакомит с использованием технологии "Говорящая стена"....

"Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей"

Если мозг, по каким-либо причинам, неправильно интерпретирует повседневную сенсорную информацию: тактильную, слуховую,обонятельную,вкусовую и двигательную, то в результате возникают проблемы с обучени...

Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.

На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...

Сенсорная интеграция как метод коррекции детей с ОВЗ

Сенсорная интеграция как метод коррекции детей с ОВЗ...