"Развитие фонематического слуха у учащихся с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Политыко Мария Олеговна

Консультация "Развитие фонемтического слуха  учащихся с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_uchashchihsya_s_ovz.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Петушок»

 

«Развитие фонематического слуха у учащихся с ОВЗ»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие — это способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи (фонемы). Фонематический слух является основой для понимания смысла услышанного и сказанного. это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых учащихся определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Характерным для них является позднее развитие речи. Нарушения речи у умственно отсталых учащихся являются очень распространёнными и носят стойкий характер. Устранение нарушений речи умственно отсталых учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы. Нарушения речи у умственно отсталых учащихся носят системный характер.

Они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Наиболее частыми речевыми расстройствами у учащихся являются дефекты звукопроизношения и нарушение письменной речи.  

При работе с такими детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу.  Обязательно включатся элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитания чистой речи.

Игры – упражнения, способствующие развитию

фонематического слуха и восприятия

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическими нарушениями. Развивающие игры для детей с ОВЗ - необходимы для развития фонематического восприятия и слуха.

Подготовительный этап развития неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора формирует нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.  

Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.

В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка» и другие.

Игры, используемые в коррекционной работе на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков

Восприятие неречевых звуков, идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1–2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игры, способствующие развитию слухового восприятия, воображения.

«Угадай по голосу» Педагог просит учеников закрыть глаза. В записи звучат голоса животных (или воспитатель) имитирует голос какого-либо животного (кукарекает, мычит, лает, мяукает). Дети должны угадать, чей голос они слышали.  

«Громкие «прятки». Прячем игрушку в зале. Предлагаем детям найти игрушку. Обговариваем правила: если ребенок приближается к спрятанной игрушке, мы громко стучим в бубен. По мере отдаления от игрушки — гремим тише.

«Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог обращает внимание на музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, ритмические палочки, музыкальный молоток, резиновый мяч, стакан, будильник)

Игра «Шумовые баночки» (киндерсюрпризы)

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы) 

Развитый речевой слух позволяет:

·         правильно произносить звуки;

·         четко произносить слова;

·         владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

·         петь (подпевать) песенки-попевки;

·         овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

·         успешно освоить письмо и чтение.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация" Работа с родителями по предупреждению нарушений письменной речи учащихся, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"

Автор раскрывает взаимосвязь работы учителя - логопеда с родителями по предупреждению нарушений письменной речи, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха"...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....