Сенсорная интеграция и упражнения на ее развитие
статья по коррекционной педагогике
Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Происходит упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению различных физических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_i_uprazhneniya_na_ee_razvitie.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности.
Теория сенсорной интеграции основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, реакциями этого же организма на окружающую среду. То есть мы получаем информацию от среды, перерабатываем её и даём ответ. Происходит упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании).
Сенсорная интеграция организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).
Сенсорная интеграция наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать педагога и не обращать внимание на уличный шум).
Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (давать адаптивный ответ).
Сенсорная интеграция формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной интеграции – и не только от глаз и ушей, но от всего тела. Когда ощущения текут организованно (интегрированно), мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, то начнутся трудности в различении и понимании ощущений, будет неправильная обработка сенсорной информации.
В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению различных физических задач.
Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.
Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция.
Проявления нарушений сенсорной интеграции:
Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.
Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.
Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.
Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.
Распространённые признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:
- Гиперактивность или повышенная отвлекаемость
- Проблемы с поведением. Это гиперчувствительные дети, чьи чувства очень легко задеть. Они нередко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.
- Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
- Мышечный тонус и нарушение координации.
- У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, поэтому они быстро устают.
- Неспособность играть – это очень распространённый симптом нарушений сенсорной интеграции. Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно, имеет проблемы с сенсорной интеграцией.
- Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.
Примеры упражнений и игр, направленные на улучшение сенсорной интеграции:
1. Массаж рук
- ласковое поглаживание каждой руки по направлению «от периферии к центру». 5 – 6 раз.
- точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от кончиков к основанию. Нажатие нужно выполнять в тыльно-ладонной плоскости. Каждый палец массируйте 1 – 2 раза.
2. Игры с карандашом (шестигранным)
- прокатывание карандаша между ладошками
- «Лесенка» - перемещение пальцами обеих рук по карандашу (по всей длине) вверх-вниз: первый раз проходим карандаш вверх-вниз, обхватив карандаш большими и указательными пальцами, второй раз - большими и средними и т.д.
- «Качалочка» - удержание карандаша между двумя пальцами руки и качание его из стороны в сторону (между большим и указательным пальцами, между указательным и средним, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем). Сначала одной рукой, затем другой рукой и двумя руками.
- «Эстафета» - передача карандаша от правой руки левой руке, обхватив карандаш сначала большими и указательными пальцами, затем - большими и средними и т.д.
3. Рисование
- «Дорисуй» - дорисовывание недостающей части рисунка. Сначала легкие рисунки по клеточкам, затем с усложнением до ухода от ориентировки по клеточкам.
- «Симметричный рисунок» - рисование двумя руками одновременно. Сначала легкие рисунки по обе стороны от центральной вертикальной линии (ёлочка, шарики, квадратики), затем с усложнением до рисования без вертикального ориентира и одновременного рисования двух предметов
- «Инструкция» - рисование по инструкции для ориентировки на плоскости (листе бумаги): на, под, справа, слева, между, в верхнем правом углу и т.д.
- «Рисование в воздухе» - рисование простых предметов (можно писать буквы) в воздухе. Правой рукой, левой рукой, двумя руками.
- «Рисование на спине» - по аналогии с «рисованием в воздухе».
4. Графический диктант
- по инструкции (1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз и т.д.)
- составление инструкции по готовому рисунку (от определенной точки) – «Составь инструкцию».
5. Игры со счетными палочками
- выкладывание рисунка по образцу
- выкладывание рисунка по инструкции
- выкладывание рисунка обеими руками
6. «Волшебный мешочек»
- нащупывание в мешочке предмета (цифру, букву, крупу, кусочек ткани и т.д.) с последующим: угадыванием и называнием; угадыванием и называнием с нахождением соответствующей картинки или самого предмета.
7. «Перекрестные движения и действия»
- перекрестные шаги
- одновременные перекрестные движения руками и ногами
- касание ладонью правой руки левой щеки (уха, коленки, пятки)
- касание локтем правой руки левого колена
- касание левой рукой правого уха – хлопок – касание правой рукой левого уха.
Конечно, существует и множество других игровых упражнений на развитие сенсорной интеграции у детей.
Все эти упражнения благотворно влияют на правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции для детей с проблемами в развитии
комплекс упражнений для улучшения сенсорной интеграции...
Сенсорная интеграция как игровой метод познавательного развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, ...
Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащ...
Использование сенсорных игр и упражнений для психоэмоционалтного развития детей дошкольного возраста
Появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояние окружающих, то есть страдают из-за неправильного эмоционального развития. Сенсорные игры и у...
Круглый стол для родителей "Сенсорная интеграция и коррекция трудностей в развитии детей"
Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс ра...
Презентация на тему "Сенсорная интеграция, как эффективный метод в развитии детей с ОВЗ."
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.Сенс...
Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...