Программа коррекционно-развивающих занятий "Предшкольная подготовка"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В компетенцию и обязанности детского психолога входит проведение психологической диагностики, направленной на выявление особенностей психического развития ребенка и уровня сформированности у него определенных личностных новообразований.
Основная цель психодиагностики — создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных поможет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников.
Опираясь на результаты психодиагностики психолог разрабатывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy_predshkolnaya_podgotovka.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад «Олененок»
| ||
Программа коррекционно-развивающих занятий «Предшкольная подготовка» Срок реализации: 2 года Ответственный за исполнение: Педагог-психолог Ельпина Анна Григорьевна |
Саранпауль. 2020г.
Пояснительная записка
В компетенцию и обязанности детского психолога входит проведение психологической диагностики, направленной на выявление особенностей психического развития ребенка и уровня сформированности у него определенных личностных новообразований.
Основная цель психодиагностики — создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных поможет организовать целенаправленную коррекционно-развивающую работу, создать оптимальные условия для развития индивидуальных способностей дошкольников.
Опираясь на результаты психодиагностики психолог разрабатывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.
Принципы работы
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от дошкольного образования к начальному общему образованию. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы дошкольного образования.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи.
Условия реализации программы
Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МАДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей группы «риска», о современных формах и методах работы с различными категориями детей. коррекционная программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.
Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на:
- смягчение эмоционального дискомфорта;
- повышение активности и самостоятельности детей;
- устранение вторичных личностных реакций: агрессивности, повышенной возбудимости, тревожности;
- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции;
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук.
Цель программы: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенции у детей 5-7 лет.
Задачи:
- развивать способность понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- развивать познавательную сферу - восприятие цвета, формы величины; формировать свойства внимания; тренировать память; учить устанавливать причинно-следственные связи;
- стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев, развивать художественно-графические навыки.
В программе предлагается система игровых занятий, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы и коммуникациидетей в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, с сентября по май, время проведения старшая группа -25 минут, подготовительная – 30 мин.. Программа реализуется в соответствии с календарно- тематическим планом. Материал подобран с усложнением и может использоваться как в полном объеме, так и частично, в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
- сформированность умения различать, осознавать, выражать дошкольниками эмоций и понимать их проявление у других людей̆;
- сформированность адекватной̆ поведенческой̆ реакции в различных ситуациях общения;
- стабилизация психоэмоционального состояния;
- сформировано восприятие цвета, формы, величины;
- умеют концентрировать, переключать и распределять внимание;
- увеличение объема зрительной, слуховой памяти;
- устанавливают причинно-следственные связи между предметами;
- повышение речевой активности;
- успешная социализация ребенка, повышения его самостоятельности и автономии.
Структуразанятий включает:
- вводную часть (ритуал приветствия, цель которого настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность);
- основную часть (она включает игры, упражнения, этюды, беседы, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, мелкой моторики, формирование эмоциональной и коммуникативной компетенции);
- заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания).
Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет
Месяц № занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь | ||
1-2 неделя | Диагностика | |
3 неделя «Знакомство с ближайшим окружением» № 1, 2 | Установить с ребенком доброжелательные отношения, сформировать положительный эмоциональный настрой на игру и общение с взрослым. Учить запоминать знакомые предметы. Развивать восприятие цвета, внимание, мышление, речь, мелкую моторику; коммуникативные навыки. Снятие скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения. | Игра «Знакомство» Игра «Назови предметы одинакового цвета» Игра «Игрушки» Этюд «Зеркало» «Игровой массаж» Игра «Паровозик с именем» Игра «Колокольчик» Игра «Найди отличия» Игра «Подари улыбку» «Игровой массаж» |
4 неделя «Игрушки» № 3,4 | Развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи Развивать внимание, наблюдательность, восприятие веса, выразительность мимики и движений Формировать умения создавать в воображении образы на основе собственных представлений. Воспитывать доброжелательность. | Игра «Гномы с мешочками» Игра «Что сначала, а что потом ?» Этюд «Новая кукла» Игра «Какая игрушка ?» Упражнение «Выбери картинку?» Игра «Дотронься до…» Игра «Мишка и кукла» Игра «Живая рука» |
Октябрь | ||
1 неделя «Наше тело» № 5,6 | Продолжить учить устанавливать последовательность событий Развивать концентрацию и переключаемость внимания, восприятие, речь Совершенствовать графические умения Воспитывать чувство удовлетворенности от проделанной работы, доброжелательность Учить понимать свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества | Игра «Последовательные картинки» Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?» Этюд «Ухо-нос» Игра «Поможем художнику» Игра «Клубочек» Игра «Нарисуй на песке» Игра «Кто это ?» Игра «Чудесный мешочек» |
2 неделя «Осень» № 7,8 | Развивать наглядно-образное мышление, внимание, связную речь Совершенствовать восприятие и пространственные представления Способствовать самовыражению, учить с помощью мимики передавать настроение | Упражнение «Запомни стихотворение» Игра «Кто за каким деревом прячется» Этюд «Деревья в парке» Игра «Нарисуй картинку на песке» «Игровой массаж» Игра «Колобок» Игра-упражнение «Сказочные зайцы» Игра «Рисунок сказочному герою» |
3 неделя «Осень» № 9,10 | Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, связную речь Совершенствовать восприятие и пространственные представления Способствовать самовыражению, учить с помощью мимики передавать настроение | Упражнение «Запомни стихотворение» Игра «Подбери листок к дереву» Этюд «Осенью в парке» Игра «Заштрихуй листок» «Игровой массаж» Игра «Колобок» Игра-упражнение «Нарисуй осеннее настроение» Игра «Доскажи словечко» |
4 неделя «Овощи» № 11,12 | Учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, осязание и речь Развивать мелкую моторику, выразительность движений и эмоциональную отзывчивость Воспитывать интерес к совместной деятельности Способствовать выразительности движений, адекватной самооценки Воспитывать активность и аккуратность | Игра «Что изображено на картинке?» Игра «Чудесный мешочек» Игра «На что похоже» Этюд «Готовим салат» Игра «Обезьянки» Игра «Люблю-не люблю» Игра «Превращение» Игра «Волшебник» |
Ноябрь | ||
1 неделя «Овощи» № 13,14 | Продолжать учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, осязание и речь Развивать мелкую моторику, выразительность движений и эмоциональную отзывчивость Воспитывать интерес к совместной деятельности Учить различать индивидуальные особенности людей | Игра «Запомни овощи и назови» Игра «Чудесный мешочек» Игра «На что похоже» Этюд «Готовим салат» «Игровой массаж» Игра «Я люблю» Игра «Дотронься до…» Игра «Я умею» Игра «Кто это» |
2 неделя «Фрукты» №15,16 | Учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными Развивать зрительную память, концентрацию внимания, мимику Тренировать мелкую моторику Воспитывать активность и усидчивость Учить выражать свои мысли с помощью жестов и мимики | Упражнение «Раскрась картинку» Игра «Что лежало на столе» Этюд «Вкусный сок» Игра «Собери урожай» «Пальчиковая игра» Игра «Покажи руками» Игра «Походка» Игра «Расскажи стих руками» Этюд «Тише» |
3 неделя «Фрукты» № 17,18 | Продолжать учить соотносить речевую форму описания предметов с реальными Развивать зрительную память, концентрацию внимания, мимику Тренировать мелкую моторику Воспитывать активность и усидчивость Побуждать к сочувствию и переживанию, воспитывать внимание ко всему живому, учить преодолевать трудности в общении | Упражнение «Заштрихуй картинку» Игра «Определи на ощупь» Этюд «Вкусный сок» Игра «Собери из частей и назови фрукты» «Пальчиковая игра» Игра «Назови ласково» Игра «Цыпленок» Игра «Подбери эмоцию» Игра «Рукавички» |
4 неделя «Овощи-Фрукты» № 19,20 | Учить дифференцировать овощи и фрукты Развивать зрительную память, концентрацию внимания, мимику Тренировать мелкую моторику Воспитывать активность и усидчивость и дружелюбие | Упражнение «Закрась фрукт, но не овощ» Игра «Определи на ощупь» Этюд «Вкусный суп» Игра «Соотнеси к огороду и саду» «Пальчиковая игра капуста» Игра «Мальчик или девочка» Игра «Подбери настроение» Игра «Наши прически» Игра «Надень и попляши» |
Декабрь | ||
1 неделя «Ягоды» № 21, 22 | Учить концентрировать внимание, развивать зрительную память, эмоциональную отзывчивость Тренировать умение правильно держать карандаш, развивать графические навыки Познакомить с эмоцией радость, учить предавать эмоциональное состояние | Игра «Кто что собрал в лесу?» Игра «Какие ягоды любит Маша» Этюд «Вкусное варенье» Игра «Спелые ягоды» «Пальчиковая игра» Упражнение «Зеркало» Игра «Клоун Тяп-Ляп» Этюд «Золотые капельки» Игра «Оживи кружочки» |
2 неделя «Грибы» № 23,24 | Развивать восприятие формы и величины, концентрацию внимания, мелкую моторику Формировать связную речь, образное мышление Познакомить с эмоцией удивление, учить предавать состояние, развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим | Шнуровка «Грибочки на полянке» Игра «Разрезная картинка» Этюд «Гриб» Игра «Дорисуй на песке» «Игровой массаж» «Пальчиковая игра» Упражнение «Тренируем эмоции» Этюд «Удивление» Игра «Оживи кружочки» Игра «Выложи лицо» |
3 неделя «Деревья» № 25, 26 | Развивать наглядно-образное мышление, внимание, связную речь Совершенствовать восприятие и пространственные представления Познакомить с эмоцией страха, учить предавать состояние, помогать преодолевать страх | Упражнение «Запомни дерево и назови» Игра «Кто за каким деревом прячется» Этюд «Деревья в парке» Игра «Нарисуй картинку на песке» «Пальчиковая игра» Упражнение «Зеркало» Этюд «Медвежонок», «Лисенок боится» Игра «Оживи кружочки» |
4 неделя «Зима» № 27,28 | Продолжить учить устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность сюжета Развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, мимику, тренировать мелкую мускулатуру Познакомить с эмоцией гнев, учить предавать состояние, используя социально-приемлемые приемы, знакомить со способами снятия негативных настроений | Игра «Сосулька» Игра «Запомни стихотворение» Этюд «Маски» Игра «Рисуем новогоднюю елку» Игра «Что сначала, а что потом» «Пальчиковая игра» Упражнение «Дорисуй настроение» Игра «Выбиваем пыль» Игра «Тух-тиби-тух» |
Январь | ||
3 неделя «Зима. Новый год» № 29,30 | Продолжить развивать умение располагать предметы по величине, сравнивать, находить отличия Развивать внимание, речь, выразительность мимики и движений Познакомить с эмоцией горе, учить предавать состояние, знакомить со способами снятия негативных настроений | Игра «Снежинки» Игра «Снеговик» Этюд «Игра в снежки» Игра «Дорисуй» «Пальчиковая игра» Упражнение «Зеркало» Этюд «Стрекоза замерзла» Упражнение «Тренируем эмоции» Игра «Оживи кружочки» |
4 неделя «Зима-осень» № 31,32 | Учить искать различия во временах года Развивать внимание, память, речь, выразительность мимики и движений Познакомить с эмоцией интерес, учить предавать состояние, используя выразительные средства | Игра «Разрезные картинки» Игра «Какое время года и почему?» Этюд «Холодно зимой» Игра «Что лишнее» «Пальчиковая игра» Упражнение «Зеркало» Этюд «Кузнечик» Упражнение «Тренируем эмоции» Игра «Нарисуй на песке эмоцию» |
Февраль | ||
1 неделя «Одежда» № 33,34 | Продолжить учить создавать новые образы выразительными средствами Развивать целостность восприятия, концентрацию внимания Формировать умение сравнивать Тренировать мелкую мускулатуру и графические навыки Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «Разрезные картинки» Игра «Кто как одет?» Этюд «Волшебный платок» Игра «Рисуем на песке» «Пальчиковая игра» Игра «Кубик» Упражнение «Выбери такое настроение» Игра «Волны» Этюд «Разные настроения» Игра «Облако» Рисунок «Нарисуй облако» |
2 неделя «Обувь» № 35,36 | Развивать образную память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику Воспитывать интерес в совместной деятельности, аккуратность Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «Запомни картинки» Игра «Волшебные картинки» Этюд «Новая обувь» Игра «Сапоги» «Пальчиковая игра» Игра «Собери эмоцию по частям» Упражнение «Покажи настроение» Этюд «Когда я боюсь….» |
3 неделя «Посуда» № 37,38 | Учить операции классификации Развивать объем памяти, избирательность внимания, умения сравнивать предметы, графические навыки Воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «Расставь чашки» Игра «Что лежало на столе?» Игра «Найди одинаковые тарелки» Этюд «Федорино горе» Игра «Дорисуй» «Пальчиковая игра» Игра «Кубик» Упражнение «Выбери такое настроение» Игра «Волны» Этюд «Разные настроения» |
4 неделя «Мебель» № 39,40 | Продолжить учить подбирать предметы по величине, устанавливать соответствие Развивать наблюдательность, образную память, пространственное мышление Развивать связную речь Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «В гости к медвежатам» Игра «Что сначала, что потом ?» Этюд «Три медведя» Игра «Мебель для куклы» «Пальчиковая игра» Игра «Собери эмоцию по частям» Упражнение «Покажи настроение» Этюд «Когда я удивляюсь….» |
Март | ||
1 неделя «Домашние животные» № 41,42 | Продолжить развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сочувствию и состраданию Формировать умение классифицировать, развивать познавательные процессы Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «Кто где живет?» Игра «Мамы и их детеныши» Этюд «Ласка» Игра «Неоконченный рисунок» «Пальчиковая игра» Игра «Найди эмоцию» Упражнение «Выбери такое настроение» Этюд «Изобрази эмоцию…» |
2 неделя «Домашние животные» № 43,44 | Формировать умение классифицировать, развивать познавательные процессы Продолжать знакомить с эмоциями радость, удивления, страха, гнева, интереса, закрепить полученные знания и умения, расширить представления об эмоциях | Игра «Чей детеныш?» Игра «Мама, папа и детеныш» Этюд «Ласка» Игра «Неоконченный рисунок» «Пальчиковая игра» Игра «Выбери эмоцию» Упражнение «Покажи настроение» Этюд «Когда я злюсь….» |
3 неделя «Дикие животные» №45,46 | Учить определять предметы на ощупь, тренировать осязательную память, формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное Развивать речь, внимание, творческое воображение Дать знания о том, чем человек отличается от животных, учить изображать животных, используя выразительные средства | Игра «Кто спрятался в мешочке?» Игра «Загадки и отгадки» Этюд «Ты-лев» Игра «На что похожи кляксы» «Пальчиковая игра» Игра «Хоровод» Игра «Повстречались» Игра «Мама и детеныш» |
4 неделя «Дикие животные» № 47,48 | Продолжать учить определять предметы на ощупь, формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное Развивать речь, внимание Воспитывать любовь и внимание к родным Способствовать адекватному ролевому развитию – учить принимать и обыгрывать роли, способствовать снижение страха пред животными | Игра «Волшебный мешочек» Игра «Отгадай животное по описанию» Этюд «Ты-пантера» Игра «На что похожи кляксы» «Пальчиковая игра» Беседа «Злой медведь» Упражнение «Разминка» Беседа «Добрый медведь» Упражнение «Доброе слово медведю» Игра «Шел медведь по лесу» |
Апрель | ||
1 неделя «Весна» № 49,50 | Продолжить развивать умение запоминать предметы, расширять объем памяти, формировать образное мышление, внимание Тренировать мелкую моторику Воспитывать аккуратность, бережливость, любовь к растениям Воспитывать аккуратность, расширить представления об эмоциях | Игра «Найди подснежник» Игра «Посади цветочек» Этюд «Цветок» Игра «Цветы на клумбе» «Пальчиковая игра» Упражнение «Зеркало» Упражнение «Тренируем эмоции» Игра «Оживи кружочки» |
2 неделя «Весна» № 51,52 | Учить устанавливать поэлементное соответствие между предметами, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями Развивать концентрацию и переключаемость внимания, мелкую моторику Дать представление о различных родственных отношениях, показать отличия членов семья – по полу, возрасту, росту, имени | Игра «Собери бусы для мамы» Стихотворение для мамы Игра «Что сначала, что потом ?» Этюд «Любящая дочь» Игра «Подарок маме» «Пальчиковая игра» Беседа «С кем ты живешь» Игра-беседа «Кто мы» Игра «Карусели» |
3 неделя «Птицы» № 53,54 | Учить находить знакомые образы из множества, развивать связную речь, эмоциональную выразительность Тренировать умение правильно держать карандаш, развивать графические навыки Учить оценивать хорошие отношения и получать радость от общения сблизкими, создавать положительное эмоциональное настроение | Игра «Найди и сосчитай птичек» Игра «С кем обедал воробей» Этюд «Спаси птенца» Игра «Что лишнее» «Пальчиковая игра Семья» Игра «Резиночки» Этюд «Любящая семья» Игра «Запомни и повтори» |
4 неделя «Транспорт» № 55,56 | Продолжать развивать умение запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию, речь, наглядно-образное мышление Тренировать мелкую моторику Учить оценивать хорошие отношения и получать радость от общения сблизкими, создавать положительное эмоциональное настроение | Игра «Запомни транспорт» Игра «Загадки и отгадки» Этюд «Светофор» Игра «Волшебная мозаика» «Пальчиковая игра» Игра «Найди свою маму» Этюд «Любящая бабушка» Рисунок «Это я » |
Май | ||
1 неделя «Продукты питания» № 57, 58 | Продолжить тренировать зрительную память, развивать умения концентрировать и переключать внимание; воображение, графические навыки Закрепить навыки счета Повторение пройденного по работе с эмоциями, закрепление знаний и умений Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми | Игра «Съедобное-несъедобное» Игра «Запомни продукты» Этюд «Готовим суп» Игра «Поможем маме …» «Пальчиковая игра» Игра «Кенгуру» Игра «Волшебные превращения верёвочки» |
2 неделя «Цветы. Лето» № 59, 60 | Продолжить развивать целостное восприятие, образную память, концентрацию и распределение внимания Закрепить знания о насекомых Воспитывать любовь к природе Повторение пройденного по работе с эмоциями, закрепление знаний и умений Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми Формировать адекватную самооценку | Игра «Найди всех кузнечиков » Игра «Где спрятался жучок?» Этюд «Цветок» Игра «Запомни насекомых» Игра «Цветы на клумбе» Игра «Заяц и лиса» Игра «Ласковое слово» Этюд «Мои эмоции» Игра «Скучно, скучно так сидеть» Игра «Зайчик и одуванчик» |
3-4 недели | Диагностика |
Календарно-тематическое планирование для детей 6-7 лет
№ занятия | виды упражнений | Название |
№1 | Упр1. Слуховая память | «Запомни и повтори» |
Упр2. Зрительная память | «Какой фигуры не стало?» | |
Упр3. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр#1052;елкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр#1056;азвитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр8. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№2 | Упр1. Зрительная память | «Запомни и повтори» |
Упр2. Слуховая память | «Запомни и повтори» | |
Упр3. Зрительная память | «Запомни и повтори» | |
Упр4. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр9. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№3 | Упр1. Зрительная память | «Запомни и повтори» |
Упр2. Слуховая память, обобщение | «Запомни, повтори и назови одним словом» | |
Упр#1040;нализ, синтез, обобщение | «Четвёртый лишний» | |
Упр4. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр6. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр8. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№4 | Упр1. Слуховая память | «Запомни и повтори стихотворение» |
Упр2. Зрительная память | «Ассоциации» | |
Упр3. Зрительная память | «Ассоциации» | |
Упр4. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр9. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№5 | Упр1. Кинестетическая память, мышление | «Фигуры» |
Упр2. Кинестетическая память, мышление | «Угадай» | |
Упр3. Зрительная память | «Запомни и найди» | |
Упр4. Слуховая память | «Запомни и повтори стихотворение» | |
Упр5. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр6. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр8. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр10. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№6 | Упр1. Слуховая память, речь, мышление | «Запомни и повтори, что общего, придумай слово» |
Упр#1042;нимание | Переключение | |
Упр#1051;огическое мышление | Обобщение | |
Упр#1047;рительная память | «Запомни и повтори» | |
Упр5. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр6. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. . Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр10. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№7 | Упр1. Слуховая память, речь, мышление | «Запомни и повтори, что общего, придумай слово» |
Упр2. Зрительная память | «Запомни и найди» | |
Упр3. Логическое мышление, речь | Анализ, синтез, обобщениие | |
Упр4. Кинестетическая память | Ощупай и нарисуй | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр8. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
№8 | Упр1. Слуховая память, речь, мышление | «Запомни и повтори, что общего, придумай слово» |
Упр2. Логическая память | С опорой на наглядность, ассоциации | |
Упр#1052;оторика | Активное внимание | |
Упр4. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр6. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр#1042;нимание | Найди 5 отличий | |
Упр#1052;ышление | Математические действия | |
Упр#1052;елкая моторика | Рисование по точкам | |
№9 | Упр.#1056;азвитие пространственной ориентировки и умение действовать самостоятельно | Состав узор по правилу |
Упр2. Развитие пространственной ориентировки и умение действовать самостоятельно | Состав узор самостоятельно | |
Упр#1040;ссоциативная память | Без опоры на наглядность | |
Упр4. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр6. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр8. Мышление | Математические действия | |
Упр#1051;огическое мышление | Анализ, синтез, обобщение | |
Упр10. Мелкая моторика | Дорожки | |
№10 | Упр#1055;амять, внимание, мышление | Классификация, символы. |
Упр2. Механическая зрительная память | Запомни и зарисуй по памяти | |
Упр3. Ассоциативная память | С опорой на наглядность | |
Упр4. Речь, мышление, память | Множественное число | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр9. Мышление | Логика | |
Упр#1052;елкая моторика | Дорожки | |
№11 | Упр#1057;мысловая память, логическое мышление | Придумай слово по смыслу |
Упр#1055;амять | Знаково – символическая память | |
Упр#1052;ышление | Закономерности | |
Упр#1052;ышление | Классификация, обобщение | |
Упр#1052;оторика | Дорисуй | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр#1052;оторика | Дорисуй | |
Упр#1052;ышление | Математические действия | |
№12 | Упр1. Развитие речи, мышления | Слова противоположные по значению |
Упр#1047;рительно – логическая память | Пиктограммы | |
Упр3. Мышление | Закономерности | |
Упр4. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр5. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр#1052;ышление | Часть и целое | |
Упр7. Развитие речи | Рассказ по серии картинок | |
Упр8. Мышление | Математические действия | |
№13 | Упр#1051;огическое мышление, смысловая память | Подбери слова по смыслу |
Упр2. Память | Зрительно-ассоциативная память | |
Упр3. Мышление и речь | Слова противоположные по значению | |
Упр#1042;нимание и наблюдательность | «Назови отличие» | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№14 | Упр#1047;рительно-логическая память | Картинки связанные по смыслу |
Упр#1040;ссоциативная память | Пиктограммы | |
Упр#1056;азвитие речи, мышления. | Слова противоположные по значению | |
Упр#1056;асслабление | Дыхательные упражнения | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр#1052;атематические представления | Вычитание | |
№15 | Упр#1056;азвитие речи, мышления, воображения | Отгадай, придумай, расскажи |
Упр#1050;рупная моторика | «Игра в снежки» | |
Упр#1042;нимание, наблюдательность | «Игра в магазин» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр4. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр5. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр#1052;атематические представления | Сравнение | |
№16 | Упр#1047;рительно опосредованная память | Пары предмет-знак |
Упр#1047;рительо-слуховая опосредованная память | Запомни слова к рисункам | |
Упр#1052;ышление, речь, воображение | «Зайка» | |
Упр#1040;ссоциативная память | «Пиктограммы» | |
Упр5Внимание и наблюдательность | «Снеговики» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№17 | Упр1Зрительно опосредованная память | «Пиктограммы» |
Упр#1040;ссоциативная память | «Пиктограммы» | |
Упр#1042;ербальное мышление | Описание | |
Упр4Мышление | .Классификация | |
Упр5. Мелкая моторика | Срисовывание | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. . Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№18 | Упр#1047;рительно опосредованная память | Сочетание слов - рисунок |
Упр#1052;ышление | Закончи фразу | |
Упр#1040;ссоциативная память | «Пиктограммы» | |
Упр#1052;ышление | Классификация | |
Упр#1052;ышление и воображение | «Изобрази жестами» | |
Упр6. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр8. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№19 | Упр#1056;азвитие логического мышления и смысловой памяти | Называем слова-признаки предмета |
Упр#1056;азвитие зрительной памяти | Опосредованное запоминание | |
Упр#1056;азвитие мышления | Игра «Колумбово яйцо» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр#1056;азвитие функции мышления | Классификация | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр#1052;елкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№20 | Упр#1056;азвитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти. | «Пиктограммы» |
Упр2Развитие внимания | Запомни и нарисуй | |
Упр#1052;ышление, речь | Словосочетание | |
Упр#1056;азвитие мышления. | Собери квадраты | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№21 | Упр#1047;рительно опосредованная память | Пары предмет-знак |
Упр#1047;рительо-слуховая опосредованная память | Запомни слова к рисункам | |
Упр#1052;ышление, речь, воображение | «Зайка» | |
Упр#1040;ссоциативная память | «Пиктограммы» | |
Упр5Внимание и наблюдательность | «Снеговики» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
№22 | Упр#1051;огическое мышление, смысловая память | Подбери слова по смыслу |
Упр2. Память | Зрительно-ассоциативная память | |
Упр3. Мышление и речь | Слова противоположные по значению | |
Упр#1042;нимание и наблюдательность | «Назови отличие» | |
Упр5. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
№23 | Упр1. Слуховая память, речь, мышление | «Запомни и повтори, что общего, придумай слово» |
Упр#1042;нимание | Переключение | |
Упр#1051;огическое мышление | Обобщение | |
Упр#1047;рительная память | «Запомни и повтори» | |
Упр5. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр6. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. . Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№24 №230 | Упр1. Слуховая память | «Запомни и повтори» |
Упр2. Зрительная память | «Какой фигуры не стало?» | |
Упр3. Расслабление | Дыхательное упражнение | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр#1052;елкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр#1056;азвитие речи | «Расширение кругозора» | |
№25 | Упр#1047;рительно опосредованная память | Сочетание слов - рисунок |
Упр#1052;ышление | Закончи фразу | |
Упр#1040;ссоциативная память | «Пиктограммы» | |
Упр#1052;ышление | Классификация | |
Упр#1052;ышление и воображение | «Изобрази жестами» | |
Упр6. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр7. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр8. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр9. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№26 | Упр#1056;азвитие логического мышления и смысловой памяти | Называем слова-признаки предмета |
Упр#1056;азвитие зрительной памяти | Опосредованное запоминание | |
Упр#1056;азвитие мышления | Игра «Колумбово яйцо» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр#1056;азвитие функции мышления | Классификация | |
Упр6. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр#1052;елкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр8. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№27 | Упр#1056;азвитие речи, мышления, воображения | Отгадай, придумай, расскажи |
Упр#1050;рупная моторика | «Игра в снежки» | |
Упр#1042;нимание, наблюдательность | «Игра в магазин» | |
Упр#1057;енсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр4. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр5. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр#1052;атематические представления | Сравнение | |
№28 | Упр.#1056;азвитие пространственной ориентировки и умение действовать самостоятельно | Состав узор по правилу |
Упр2. Развитие пространственной ориентировки и умение действовать самостоятельно | Состав узор самостоятельно | |
Упр#1040;ссоциативная память | Без опоры на наглядность | |
Упр4. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр6. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
№29 | Упр1. Развитие речи, мышления | Слова противоположные по значению |
Упр#1047;рительно – логическая память | Пиктограммы | |
Упр3. Мышление | Закономерности | |
Упр4. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр5. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр#1052;ышление | Часть и целое | |
Упр7. Развитие речи | Рассказ по серии картинок | |
Упр8. Мышление | Математические действия | |
№230 | Упр1. Зрительная память | «Запомни и повтори» |
Упр2. Слуховая память, обобщение | «Запомни, повтори и назови одним словом» | |
Упр#1040;нализ, синтез, обобщение | «Четвёртый лишний» | |
Упр4. Сенсомоторика | Координация движений и графические навыки | |
Упр5. Умение выполнять указания взрослого | «Графический диктант» | |
Упр6. Мелкая моторика | «Пальчиковая гимнастика» | |
Упр7. Развитие речи | «Расширение кругозора» | |
Упр8. Логическое мышление | «Комбинаторика» | |
диагностика |
Методы и приемы работы:
- наглядные методы: наблюдение за предметами и их обследование, рассматривание рисунков, иллюстраций, видеоматериалов;
- словесные методы: инструкция, беседы, направленные на развитие самосознания ребенка; рассказ, объяснение;
- практические методы: этюды, упражнения (подражательно-исполнительного характера); психогимнастические, коммуникативные игры; игры и задания на развитие воображения и произвольности; подгрупповое обсуждение различных эмоций и чувств; тематическое рисование;
- методы воспитания: поощрение, положительный опыт поведения, самоконтроль, самооценка.
Материально-техническая база:
- кабинет для проведения занятий;
- сенсорная комната;
- наличие специализированных методических материалов, пособий.
Программно-методическое обеспечение:
- Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М.: ТЦ. Сфера, 2008.
- Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003.
- Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира дошкольников. - Ярославль, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна
Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....
Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет
Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка» по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школьному обучению
Начало школьного обучения – новый этап в жизни каждого ребенка, закономерный для каждого дошкольника. Школа с первых дней ставит перед учеником сложные задачи, не связанные с предыдущим оп...