Статья" Значение сюжетно-ролевой игры в воспитательской работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"
статья по коррекционной педагогике

Кашевская Любовь Николаевна

Психолого-педагогческие основы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. особенности  организации и прохождения игр у детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2-_23.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение сюжетно - ролевой игры в воспитательской работе

с детьми с интеллектуальными нарушениями» 

                                                                                 

Оглавление

Введение        3

1.        Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста        4

2.        Особенности организации и прохождения игр у детей с интеллектуальными нарушениями        5

Заключение        7

Список литературы        9

Введение

В конце раннего детства малыши включаются в разные виды игр – подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности ребёнка, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. В игре ребенок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми. Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, предметы, правила, ролевые взаимоотношения. Основная единица игры – роль взрослого, которую выполняет ребенок. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. Дети с ОВЗ на сегодняшний день являются объектом пристального внимания специальных психологов, педагогов, логопедов, клиницистов.

Характерное влияние сюжетно – ролевой игры на формирование детей состоит в том, что, во-первых, игра проходит у ребенка во внутреннем, фантазийном направлении, следовательно, развивается план представлений, а во-вторых, во внешнем направлении происходят замена реального на вымышленное  играют роль основной материальной конфигурации при создании действий фантазийного направления.

Л.С. Выготский писал: «Игра – это основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний.»

  1. Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра – это такая разновидность занятия дошкольников, в следствие какой они в определенных ситуациях повторяют ту или иную область жизни взрослых для постижения основных социальных ролей и формирования навыка общения.

Основные положения концепции игры, сформулированные Л.С. Выготским, Д.Б.Эльконин [33,5] представил следующим образом:

  1. Игра возникает, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний
  2. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке
  3. Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре, это правила ребенка для самого себя
  4. В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но опираясь на реальные действия. Главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии
  5. Игра создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий по непосредственному импульсу, а не по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовлетворение в игре связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли
  6. Игра является хоть и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Она содержит в себе все тенденции развития; является источником развития и создает зоны ближайшего развития; обеспечивает изменения потребностей и изменение сознания общего характера.

А.В. Запорожец писал: «Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального 11 интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению»

Игра – средство психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. Игра является одним из видов  деятельности в дошкольном возрасте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будут зависеть и дальнейшая адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения и отклонения в нормативном развитии.

  1. Особенности организации и прохождения игр у детей с интеллектуальными нарушениями

У детей с особенностями в развитии мы наблюдаем недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 5–7 годам, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам. В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.

Особенность психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраст заключается в том, что, 14 взаимодействуя с дошкольниками, педагог меняет свою позицию в игре в зависимости от степени самостоятельности детей, продолжая при этом активно участвовать в игре.  Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры у нас порой шаблонны, стереотипны.

Н.Б. Шматко указывал: «Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры является более сложным и трудным делом, чем, например, обучение на образовательной деятельности, и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства. Здесь особое значение приобретают не прямое поучение, а косвенные методы педагогического воздействия, способы организации жизни и деятельности детского сообщества, для чего воспитателю необходимо проникнуться его настроениями и замыслами, обогащая содержание детской деятельности и совершенствуя формы коллективных взаимоотношений между детьми в соответствии с задачами воспитания».

В процессе обучения детей с ОВЗ формированию сюжета в игре применяются основные правила [6] :

1. Правило последовательности: игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями; объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием; игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала: подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Детей с ОВЗ следует заранее готовить к ролевой игре; путем предварительного обыгрывания игрушек и других принадлежностей будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует их.

Заключение

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросу развития сюжетно-ролевой игры у детей с интеллектуальными нарушениями к выводу, что такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью, рассеянностью.

Для поддержания активного интереса к сюжетно-ролевой игре, они отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна, невыразительна, монотонна по звучанию, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста. Игровые умения– это преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).

Игровая деятельность детей с различными отклонениями в развитии сохраняет свою значимость в воспитательно-образовательной работе с такими детьми. При этом сюжетно-ролевая игра детей с интеллектуальными нарушениями спонтанно не формируется и не развивается. Для вовлечения детей с интеллектуальными нарушениями в сюжетно-ролевую коллективную игру, для развития и усложнения этой игры необходимо специально организованное педагогическое воздействие.

2. Важнейшими педагогическими условиями развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с  интеллектуальными нарушениями являютсяформирование мотивационных предпосылок к игре; создание оптимальной эмоциональной ситуации в общении и совместной деятельности детей с педагогом и друг с другом; длительная подготовительная работа; создание специальной предметной среды; использование разнообразных методов и тщательное планирование своей деятельности при организации игровой деятельности детей.

Таким образом, любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи опираясь на положительные стороны развития таких детей.

Список литературы

1. Аникеева, Н.П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОУ [Текст] / Н.П. Аникеева. – М. : Логос, 2013. – 396с.

2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие / Л.Н. Блинова.– М. : НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. –М. : Логос, 2013. – 223 с.

4. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. – М. : Академия, 2012. – 248 с.

5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2013. – №1 –С. 18–24.

6. Вегнер, Л.А. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Вегнер, А.Л. Вегнер. – М. : Юнити, 2014. – 287 с.

7. Волков, Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М. : АСТ, 2015. – 84 с.

8. Волков, В.С. Основные закономерности психологического развития ребенка [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : Академия,2013. – 64 с.

9. Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР[Текст] / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина.– М. : Логос, 2015. – 123 с.

10. Выготский, Л.С. Детская психология В 6 т. Т. 4 [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : ЮНИТИ, 2015. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕНСАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рекомендации по компенсации в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

     В статье рассматривается понятие сказкотерапия, раскрыты особенности работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Анализируется современное состояние сказкотерапии и раз...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...

"Су-Джок" терапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Статья про значение су-джок терапии для детей с интеллектуальными нарушениями....