Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
материал на тему
Доклад из опыта работы
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_sfery_ispravlennyy.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
Доклад из опыта работы
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
Воспитатель: Конюшкина Лариса Николаевна,
первая квалификационная категория
г. Усть-Илимск
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.
Актуальность. Федеральный государственный стандарт образования определяет современные стратегические цели образования и акцентирует внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Опыт работы на группе для детей с общим недоразвитием речи показывает, что у детей данной категории уровень познавательного развития зачастую очень низок. Поэтому для меня очень важен поиск оптимальных и наиболее эффективных условий развития познавательной активности детей.
Новизна опыта заключается в совершенствовании и реализации модели дифференцированного подхода в обучении, как условия развития познавательной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость. Представленные методики дифференцированного подхода в обучении позволяют стимулировать познавательную активность у дошкольников с ОНР, оптимизировать коррекционно-образовательный процесс в логопедических группах ДОУ компенсирующего или комбинированного вида.
Гипотеза. Можно предположить, что целенаправленное и активное применение дифференцированного подхода, является основой личностного развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. В процессе дошкольного сопровождения закладывается фундамент «умения учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.
Цель: формирование устойчивой познавательной сферы путем дифференцированного подхода в обучении у дошкольников с ОНР.
Достижение цели обеспечивается решением задач:
1. Проанализировать содержание, определить и обобщить направления дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности дошкольника.
2. Создать предметно-развивающую среду для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Реализовать на практике модель дифференцированного подхода в развитии познавательной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.
Реализация этих задач объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всей комплексно-образовательной деятельности. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Для выполнения поставленных задач, я в первую очередь, создала пространственную среду, которая обеспечила наиболее активное и полноценное развитие дошкольника. Большое значение имеет эстетически привлекательное оформление окружающего детей пространства – это рабочие стенды, где вывешивается информация по изучаемой тематике, или необходимые опорные схемы, карты или рисунки, различный дидактический материал, помогающий осваивать новую информацию, стимулирующую их активность и познавательный интерес, а также выставки индивидуальных и коллективных работ детей. Образовательно-игровое пространство в группе распределено так, чтобы каждый ребенок мог найти себе игру по душе, любимые игрушки и книги. Это пространство регулярно изменяется в соответствии с планом интеллектуального и личностного развития детей.
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Дошкольники способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Опыт работы убедительно показывает, что прививать интерес к учебе лучше на игровом, занимательном, обучающем материале, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте - игра. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры - эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.
Моя задача заключается в том, чтобы попытаться разобраться и понять, что порождает трудности ребенка и постараться ему помочь до того, как разовьются тяжелые последствия этих трудностей. Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, терпения, творчества.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
В соответствии с результатами мониторинга и индивидуальными особенностями детей своей группы я условно в целях удобства планирования и организации образовательной деятельности разделила их на несколько подгрупп. К первой подгруппе были отнесены дети, у которых замечалась большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
Во вторую подгруппу включили тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи.
Третью подгруппу составили дети, у которых не проявлялся интерес к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей вызывается, прежде всего, пробелами в их знаниях, трудностями, которые они испытывают в процессе обучения, иногда причиной были длительные пропуски по болезни.
С детьми, которые испытывали трудности в процессе обучения, то есть с детьми группы риска, была продумана система развития познавательной сферы. Именно так я имела возможность дифференцированно поработать с дошкольниками, доступно объяснив материал, соотнеся темп занятия с возможностями учебной деятельности и индивидуальными возможностями каждого ребенка.
В ходе обучения предлагала варианты дифференциации заданий:
– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение по речевому развитию, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком; второй группе – определить местоположение данного звука в слове (в начале, середине, конце); третьей группе – выполнить звуко-слоговой анализ данного слова. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.
– по уровню творчества, например, задания с изографами (зашифрованными буквами) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры «Чего не хватает у буквы», «Дорисуй букву», «Нарисуй знакомые буквы с похожими деталями» и др.
Заинтересованное, активное, комфортное состояние детей поддерживалось в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, являются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута. В работе с детьми было значительное преобладание заданий продуктивного характера над репродуктивными, которые способствовали развитию познавательной сферы, давали детям возможность самостоятельно в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства (усвоенные знания, личный предметно-практический и жизненный опыт, адекватные приемы и методы работы).
При подборе игр, например, математического содержания соблюдалась определённая последовательность, учитывалось, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Например, сначала проводила упражнения типа «Дорисуй недостающие предметы» (до заданного числа), «Допиши пропущенную цифру», «Помоги Незнайке посчитать», «Поставь правильный знак», только потом приступали к составлению и решению задач. Зная, что у дошкольников группы риска трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, больше внимания уделяла играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяла. Это позволило снять трудности в усвоении правил игры и сохранить еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре. Например, в игре «Выложи картинку» из геометрических фигур сначала давала задания «Найди такой-же предмет в группе», «Нарисуй картинку из круга (квадрата, овала, прямоугольника)» и т.д.
Мною замечено, что знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?», «Чудесный мешочек» и др.
Соглашусь с мнением многих авторов, которые предлагают задания в играх индивидуализировать, даже если они коллективные. Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ребенка на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим знаниями и умениями, следует давать в игре более сложное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.
Применение наглядного материала, позволило опредметить абстрактные представления и понятия, например, создать более полный образ числа (звуковой, количественный и графический, т.е. цифровой). Так для закрепления знаний о числе и соответствующей цифре предлагала детям группы риска рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. Эта работа нравится старшим дошкольникам, они с удовольствием вместе с родителями находят занимательный материал (загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и др.), приносят его в детский сад и в свободное время на прогулке загадывают загадки, разучивают считалки со всеми детьми.
С отстающими детьми проводила систематически дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность, а также предлагала индивидуальные тетради для домашних заданий. В такой тетради ребенок мог выбирать себе задания для самостоятельного выполнения, определять для себя сроки выполнения («быстрые» дети часто хотят сделать все сразу; «медленные» предпочитают отложить работу на потом, чтобы выполнить ее в тишине и одиночестве; «слабые» дети часто предпочитают унести работу домой и выполнять ее при сочувственном внимании мамы или папы). Задания были выстроены и оформлены таким образом, чтобы практически для всех детей нашлось что-то привлекательное, тогда дети начинали увлеченно выбирать что-то для себя, и хотели это делать без принуждения. Если какое-то задание не давалось сегодня, не стоит пытаться добиться от ребенка немедленного результата, следует идти дальше, не заостряя на этом внимания. Затем через некоторое время следует вернуться к этому «трудному» заданию и попытаться снова выполнить его.
Такую же последовательность я применяла и при обучении детей ручному труду. Например, чтобы заинтересовать и научить ребенка работать иглой с нитью, предшествовали игры и задания: «Сплети паутину», «Нарисуй рисунок нитками», «Сплети узор из ниток» и др. После чего «сильные» дети начинали шить иглой, а глядя на результат их красивых работ, постепенно подтягивались и «слабые». Важно помнить, что пользу приносит только та деятельность, с которой ребенок справился самостоятельно. Только в процессе дифференцированного подхода к обучению мы смогли развить интерес к занятиям у всех детей нашей группы.
Но нашим детям необходим дифференцированный подход не только на занятиях, но и в повседневном общении и в самостоятельной деятельности. Старшему дошкольнику очень важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Поэтому одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Я старалась отказаться от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обрела взаимоотношения, при которых выступала в роли старшего товарища, стремилась принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.
Развивающий эффект происходит лишь в том случае, если между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Поэтому образовательно-игровую деятельность строю так, чтобы она имела развивающий характер, т.е. ребенок ощущал себя полноценной личностью, стараюсь уважать его ценности, интересы, потребности, признавать индивидуальность и самобытность, чтобы он сам являлся полноценным участником процесса, а взрослый рядом — его товарищ, партнер, помощник.
Немаловажную роль в работе с детьми группы риска играет тесное сотрудничество с узкими специалистами, особенно с логопедом, которая систематически проводит индивидуальную деятельность с детьми и дает нам правильные направления в развитии речи детей. А также со специалистами по музыкальной, изобразительной деятельности, физическому развитию, которые дифференцированно подходят к обучению детей каждой группы развития. Все педагоги учитывают индивидуальный темп каждого ребенка, наблюдают за его ростом и развитием, сравнивают результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволяют себе ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, к педагогу или образовательной системе в целом.
Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, которые получали консультативную помощь, и степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Этому способствует тот факт, что знакомство родителей с педагогом происходило во время дня открытых дверей и при индивидуальном посещении семьей дошкольного учреждения и группы. Особое место в нашей работе занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка, оформление выставок-проектов, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом мы стремимся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (ребенка и взрослого).
Важным и ценным моментом в работе с детьми является и продуманная мера помощи (стимулирующая, направляющая или обучающая). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей.
Вывод. Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе развития познавательной сферы детей дошкольного возраста способствует обеспечению равных стартовых возможностей на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе. Дает возможность только помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в усвоении программного материала, о чем свидетельствует данная диаграмма:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)
В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются исследователями. Через исследования они по...
Консультация для родителей: "Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»
Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....
Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Ефремова Ю.Г., учитель-логопед МДОУ №20, г. Железногорск...
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)
Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)...
Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с использованием игр с песком
laquo;Волшебный песок»Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А что может быть интереснее и ближе чем игра в песок?Играя с песком у ребенка усиливается...
Ибрагимова Г.Н., Воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Ибрагимова Г.Н.,ВоспитательМБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....