Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников.
консультация по коррекционной педагогике
Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.
В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.
Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.
Речевая симптоматика.
замедленность темпа внешней и внутренней речи
замедленность процессов чтения и письма
интер- и интравербальное замедление
скандирование
нарушение артикулирования звуков
нарушение голоса
Неречевая симптоматика.
нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица
Особенности психической деятельности (замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)
Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.
Речевая симптоматика.
неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.
интервербальная акцелерация (М. Зееман)
расстройства внутренней речи, чтения и письма
Неречевая симптоматика
нарушения общей моторики
нарушения психических процессов
нарушения вегетативной нервной системы
нарушения поведения
ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики
Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Обследование детей, имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.
При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.
Логопедическое обследование включает в себя:
1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;
2) состояние мимики;
3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;
4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;
5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;
6)темпо – ритмическая сторона речи.
Остановимся на этом аспекте.
Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.
Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп - ритмической стороны речи
Повторы
Паузы
Возвраты
нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).
чередование ускорения и замедления ритма и темпа,
напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.
наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).
Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.
Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.
Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.
Цель: умение ребенка изменять темп.
Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)
Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.
Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей, быстрей бегом,
Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма
Задание 4.
Ритмы.
Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы -!!!!!, !!!!!, !!!!!, !!!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки:
0 баллов - выполнены оба задания;
2 балла - выполнены только простые ритмы;
3 балла - не выполнено ни одного задания.
Задание5.
Цель: выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).
В логопедическом заключении указываются:
• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;
• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);
• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);
• особенности моторики;
• отклонения в поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_narusheniy_tempo-ritmicheskoy_storony_rechi_u_doshkolnikov.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Остановимся на двух понятиях – темпе и ритме.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Темп речи может быть нормальный, быстрый или замедленный.
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.
В логопедии существуют следующие нарушения темпо – ритмической стороной речи.
Брадилалия — патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.
Речевая симптоматика.
замедленность темпа внешней и внутренней речи
замедленность процессов чтения и письма
интер- и интравербальное замедление
скандирование
нарушение артикулирования звуков
нарушение голоса
Неречевая симптоматика.
нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица
Особенности психической деятельности (замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)
Тахилалия — нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.
Речевая симптоматика.
неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.
интервербальная акцелерация (М. Зееман)
расстройства внутренней речи, чтения и письма
Неречевая симптоматика
нарушения общей моторики
нарушения психических процессов
нарушения вегетативной нервной системы
нарушения поведения
ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики
Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.
Обследование детей, имеющих нарушения темпо – ритмической стороны ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое.
При обследовании по медицинской документации изучается анамнез (данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о развитии речи ребенка. Уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики ребенка.
Логопедическое обследование включает в себя:
1) состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;
2) состояние мимики;
3) состояние речевой моторики, орального праксиса посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движений, активность, возможность удержания органов в заданном положении, темп движения, синкинезии;
4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, фраз; пересказ, рассказ, чтение стихотворных и прозаических текстов, вопросо-ответная форма речи, специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста;
5)интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;
6)темпо – ритмическая сторона речи.
Остановимся на этом аспекте.
Обследование темпо – ритмической стороны речи должно проходить в привычной спокойной для ребенка обстановке.
Для обследования темпа речи логопед проводит беседу с ребенком и фиксирует нарушения темп - ритмической стороны речи
Повторы
Паузы
Возвраты
нескоординированные по времени слова (Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры).
чередование ускорения и замедления ритма и темпа,
напряжения и ослабления, долготы и краткости ритма.
наличие интер- и интравербального замедления или ускорения (При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление).
Второй этап представляет собой задания на умения ребенка изменять темп речи.
Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.
Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.
Цель: умение ребенка изменять темп.
Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)
Задание 3: Чтение стихотворения с разным темпом речи.
Цель: Определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: Прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном темпе, в среднем, в быстром. Прочти стихотворение вслух.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей, быстрей бегом,
Карусель кругом, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
На третьем этапе ребенку предлагаются задания на воспроизведения ритма
Задание 4.
Ритмы.
Цель: выявить возможность ребенка воспроизводить ритмический рисунок.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1) простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!; если задание выполнено верно, переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
2) сложные ритмы -!!!!!, !!!!!, !!!!!, !!!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки:
0 баллов - выполнены оба задания;
2 балла - выполнены только простые ритмы;
3 балла - не выполнено ни одного задания.
Задание5.
Цель: выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмо-интонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: Прочти стихотворение, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти стихотворения, прохлопывая его. (н-р: Наша Таня).
В логопедическом заключении указываются:
• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;
• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);
• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);
• особенности моторики;
• отклонения в поведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.
Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...
Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...
Тест: "Нарушения темпо-ритмической стороны речи"
Представлен тест по нарушениям темпо-ритмической стороны речи, где желтым цветом выделены правильные ответы....
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Нетрадиционные пособия для работы по преодолению нарушений темпо ритмической стороны речи у дошкольников на логоритмике
Упражнения с малыми обручами для развития ритма на занятиях по логоритмике...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....