Формирование пространственных ориентировок у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике

формирование пространственных ориентировок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prostranstvennyh_orientirovok.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Пространственные представления – это представления о свойствах и отношениях: величине, форме, расположении объектов

Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образного и пространственного мышления, умений ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является основной причиной затруднений при обучении детей чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

В содержание понятия «ориентировка в пространстве» входят: форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, местоположение объекта в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления.  «пространственная ориентация» предполагает также умение человека ориентироваться на местности, на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в двухмерном пространстве, например, на плоскости. Понятие «пространственная ориентация» предполагает также умение человека ориентироваться на местности, на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в двухмерном пространстве, например, на плоскости.

Предлоги и наречия, обозначающие пространственные представления появляются в речи дошкольника в 4-5 лет, но до 6 лет дети не понимают смысла и значения этих грамматических конструкций.

Ведущая роль в формировании пространственных представлений и способов ориентации в нем играют такие анализаторы, как: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный. Главная роль отводится кинестетическому и зрительному анализаторам. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения различных пространственных категорий, таких как: местоположение, удаленность, пространственные отношения между предметами и др.

На первом этапе ребенок выделяет только предметы, которые близко к нему расположены, пространство детьми еще не выделяется. Они учатся ориентироваться «на себе»: определять части тела, лица; понимать и соотносить их с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

На втором этапе ребенок начинает ориентироваться с помощью зрения, тем самым расширяет границы окружающего пространства и отдельных участков в нем. Умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов». Третий этап характеризуется тем, что ребенок воспринимает объекты удаленные от него и большее количество участков находящиеся в окружающем пространстве. Ребенок начинает понимать такие направления в пространстве, как верх-низ, право-лево и т.д. На четвертом этапе происходит отражение пространства, которое уже носит целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и обусловленности. На втором этапе ребенок начинает ориентироваться с помощью зрения, тем самым расширяет границы окружающего пространства и отдельных участков в нем. Умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов». Третий этап характеризуется тем, что ребенок воспринимает объекты удаленные от него и большее количество участков находящиеся в окружающем пространстве. Ребенок начинает понимать такие направления в пространстве, как верх-низ, право-лево и т.д. На четвертом этапе происходит отражение пространства, которое уже носит целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и обусловленности.

В возрасте от 1 года до 7 лет ребенок ориентируется в пространстве с помощью трех систем отсчета: - чувственной – через ощущения собственного тела. -в дошкольном возрасте идет освоение словесной системы отсчета, по трем основным пространственным направлениям. - из школьной программы дети узнают про систему отсчета по сторонам света (север, юг, запад, восток), но элементы этой системы доступны детям уже на этапе старшего дошкольного возраста.

При освоении словесной системы отсчета ребенок знакомится с тремя группами основных направлений (фронтальной, вертикальной и сагиттальной). Легче всего на этапе младшего дошкольного возраста выделяется вертикальное, т.е. верхнее направление. Это связано с вертикальным положением тела ребенка. Далее ребенок осваивает горизонтальное, и только потом – сагиттальное, которое вызывает определенные трудности при словесной дифференцировке. Овладение ребенком умением применять словесную систему отчета проходит несколько этапов. I этап - «практическое примеривание». На данном этапе ребенок соотносит объекты с исходной точкой отсчета. На II этапе у ребенка появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки [

Ведущая роль в развитии ориентировок в пространстве принадлежит двигательному анализатору. Однако, по мере взросления ребенка, двигательный анализатор отходит на второй план, а на первый план выходит зрительная оценка расположения объектов в пространстве. Л.А. Венгер (1969), Н.Н. Поддъяков (1962)

Е.И. Щербакова определила, что старший дошкольник должен овладеть: – расчлененным восприятием пространства (на листе бумаги, на столе, у стены); –способами анализа ограниченного пространства; – умением действовать на плоскости; – умением воспринимать плоскость и действовать в его границах

Занимательный математический материал в зависимости от его применения можно разделить на 3 группы: 1. Развлечения. К данной группе относят: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты и т. д. Наиболее известными являются игры на плоскостное моделирование, такие как: «Танграм», «Кубики для всех», «Волшебный круг» и др. 2. Математические игры и задачи. К ним можно отнести: блоки, кубики на включение, нахождение; шашки, шахматы. 3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения с наглядным материалом и словесные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....

Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет на формирование пространственных ориентировок.

Картотека подвижных игр для детей 6-7 лет на формирование пространственных ориентировок....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Консультация для родителей "Формирование пространственных ориентировок у детей"

К моменту поступления в школу дети наряду с другими знаниями, умениями и навыками должны хорошо ориентироваться в пространстве (лево, право, верх, низ). Как обучить этому ребенка в домашних условиях?...

Формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста через развивающие игры.

Освоение пространственных ориентировок является одним из значимых показателей интеллектуального развития детей, критерием подготовленности к школе. Одним из средств развития пространственных ориентиро...