«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».
консультация (младшая группа) на тему

Довголевская Эмма Викторовна

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК

 В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК

 В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются  трудности у ребенка, которые проявляются уже в первом классе. «Мой старший сын учится в первом классе. Он допускает ошибки при выполнении заданий по письму, чтению и математике. Он перескакивает через строку, путает направления (слева - справа). Как сказала учительница, у него недостаточно сформировано пространственное  ориентирование.» Как же избежать этих трудностей?

При  несформированности пространственного ориентирования ребенок не может определить правую и левую сторону листа, начинает писать в «обратную сторону», пишет «зеркально», пропускает строку и испытывает трудности при оформлении своих работ на различных занятиях. Во избежание этих трудностей, формирование пространственных ориентировок необходимо начинать как можно раньше.

         В младшем возрасте – через различные игровые ситуации.

Следует отметить, что у детей-правшей и детей-левшей существует некоторая разница в данном процессе. Дети-правши более легко усваивают направления: вверх, сверху; справа, правее. У детей с ведущей левой рукой преобладают противоположные позиции: снизу, слева и т. д.

Мы поговорим сейчас о детях – правшах.

Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве.

На определенной стадии развития в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно – двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребенок начинает различать правые и левые части тела.

Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют, берут предметы и т.д.), но еще полностью не владеют речевой дифференциацией «правое» - «левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

  1. Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
  2. Ориентировку в окружающем пространстве.

Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 3-4 лет в игровых ситуациях.

         В данном возрасте рекомендуется формировать пространственные отношения на собственном теле и относительно собственного тела.

Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых,  бытовых моментах, гигиенических процедурах.

        Так, при утренней зарядке либо физкультурной паузе во время занятия, можно использовать комплекс по теме «Вот и мы».

В это время формируются пространственные отношения относительно собственного тела, активизируется речь. Дети учатся выполнять действия по инструкции. Формируется длительный направленный выдох. Развивается зрительное и слуховое внимание. Очень важен самомассаж пальцев и лицевых мышц.  

  1. «С добрым утром».

С добрым утром, глазки!                 (Поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись?                                
("Смотрим в бинокль")
С добрым утром, ушки!                (Поглаживаем ушки)
Вы проснулись?                                (Прикладываем ладонь к ушам)
С добрым утром, ручки!                
(Поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись?                                
(Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки!                (Поглаживаем ноги)
Вы проснулись?                                 
(Притопываем)
С добрым утром, солнце!                (Руки раскрываются навстречу солнышку)
Я проснулась! (Я проснулся).                (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

  1. «Это мы».  

Это ручки – вот, вот.

Это ножки – вот, вот.

Это спинка, вот живот.

Это глазки – вот, вот.

Это нос, это рот.

Ох , устали.

Вытрем лоб.

Показ движений соответственно тексту.

  1. Игра «Комарики» позволяет дифференцировать части тела, учит вслушиваться и слышать речь другого человека, развивает внимание.

Дарики-дарики,                                              Руки в кулачке, указательный    палец

                                                                        совершает круговые  движения.

Ай, да комарики!

Вились,  кружились

На…щечки садились: кусь-кусь.                Легкие прищипывания названной                      

                                                                             части тела.

Детей увлекает эта игра. Особенно им нравится, когда их пытаются «обхитрить»: взрослый говорит: «на щечки садились», а сам прикасается к ушкам.

  1. Игра «Котята» - это не только массаж лица, но вызывание дополнительных положительных эмоций у ребенка.

Умыли котята глаза                                     Кулачками  тереть глаза.

И носы,                                                         Движение сверху вниз по носу.                                      

И щечки,                                                      Круговые движения по щекам.

И лобики,                                                     Пилящие движения ребром ладони

Даже усы.                                                     Так же по верхней губе.

И «Доброе утро» друг дружке                   Ребенок поворачивается к рядом

Мяукнули в чистые ушки: «МЯУ».           сидящему и на ухо произносит: «Мяу».              

Дифференциация правых и левых частей тела (у правшей) начинается с выделения ведущей правой руки.

 Рекомендуются следующие виды заданий:

  1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений взрослый сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
  2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то взрослый называет ее сам, а дети повторяют.
  3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

Консультация для родителей по формированию пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста 4-5 лет в игровых ситуациях.

         В данном возрасте рекомендуется продолжать формировать пространственные отношения

  • на собственном теле и относительно собственного тела.
  •  пространственные отношения относительно собственного тела в пространстве и на листе бумаги.

        Игровые ситуации позволяют использовать их как на обучающих занятиях, так и в игровых, в бытовых моментах, игровых ситуациях. Применять их в усвоении различных лексических тем.

Тема: «Водный транспорт».

Данные задания позволяют формировать пространственные отношения относительно собственного тела и на листе бумаги. Активизировать речь. Закреплять понятия:  вверх, вниз, влево, вправо, далеко, близко. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Учить выполнять действия по инструкции. Формировать длительный направленный выдох. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Вам необходимо подготовить: поделки из бумаги – оригами «Парусник», листы бумаги квадратной формы со стороной 15 см,  палочки, трубочки, план – схема «Путешествия»,

Ход занятия:

  1. Упражнение на дыхание соревновательного характера «Чья лодочка дальше уплывет?».

Задание: подуть на лодочку и определить, чья уплыла дальше.

Выполнение: дети дуют на лодочку, определяют на сколько они за один выдох оказались дальше или ближе относительно друг друга.

  1. Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие за сокровищами».

Задание: выполнять указания ведущего по передвижению по плану.

Выполнение: один из играющих дает команды по передвижению по плану (вправо, вниз, вправо, вверх…), второй проводит указателем по схеме – плану. Условие: ошибка в указании или выполнении засчитывается за проигрыш – «Аварию».

  1. Задание: выложить из палочек (спичек, трубочек, деталей конструктора равной длины) изображение «Транспорт»,  заданное на схеме.

Варианты выполнения задания  с усложнением:

1)  Вы можете предложить детям  образец, выполненный из такого же материала - «Сделай, как я»;

2)  детям предлагается образец из другого материала  - «Сделай, так же»;

3)  детям предлагается образец (который затем убирается), затем дети выполняют изображение по памяти -  «Сделай, как было»;

4)  детям предлагается нарисованный образец – схема в равном масштабе, затем дети выполняют  -  «Выложи, так же» (в данном случае дети могут прикладывать палочку к образцу и переносить ее на поделку расположенную рядом);

5)  детям предлагается образец – схема (изображение меньшее по размеру), дети выполняют  - «Выложи по образцу».

  1. Моторика «Парусник».

          Попробуйте выполнить поделку из бумаги по технике оригами вместе с ребенком:

          Сложите квадратный лист бумаги пополам на два треугольника. Разверните  полученный треугольник к себе короткой стороной.  Отогните кверху полосу шириной 1,5 см («два пальчика»). Переверните поделку и по намеченной полосе сделайте так же. Затем возьмите поделку за верхний угол, (движением вверх) выверните намеченную полосу. Получится парусник.

          Попробуйте это сделать,  даже если кажется, что это сложно.

           Получите огромное удовольствие от общения с ребенком!

  1. Если вы устали, проведите динамическую паузу или пальчиковую гимнастику:

         

               Чух-чух! Чух-чух!

          Мчится поезд во весь дух.

          Паровоз пыхтит.

         - Тороплюсь! – гудит.

         Тороплюсь ! Тороплюсь! Тороплюююсь!    

 Э. Мошковская.

         

 От зеленого причала                                         Шаг вперед, руки опущены.

          Оттолкнулся теплоход.

          Раз, два –                                                            Два шага назад.

          Он назад шагнул сначала.

          Раз, два –                                                            Два шага вперед.

          А потом шагнул вперед.

          Раз, два –

          И поплыл, поплыл по речке,                            Руки вытянуты вперед,

          Набирая полный ход.                                       движения мелкими шагами.             

                 

                                                                                             В. Волина.

         

           После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Эти  задания являются более сложными. Мы предполагаем продолжить данные рекомендации, по формированию пространственных ориентировок, в следующих публикациях. Если Вас заинтересовала данная форма решения Ваших вопросов, мы будем рады узнать Ваши вопросы, и, по возможности доступно и эффективно, ответить на них.

С добрыми пожеланиями Вам и Вашему ребенку!

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается  в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально орга...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр

Актуальность опыта Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни

На сегодняшний день актуально стоит задача привить ребенку необходимость бытьздоровым, а значит, активным , дееспособным.Дошкольное учреждение призвано воспитать у дошкольника уважение к собственномуз...

игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста

Как мы можем помочь своему ребенку в развитии звуковой культуры речи......

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....