«Применение песочной терапии в формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Формированию у детей элементарных математических представлений отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Актуальность методического пособия продиктовано специфическими особенностями развития и трудностями усвоения основ математики детей с ЗПР. В данном пособии раскрывается система работы, предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие высших психических функций, что позволяет целенаправленно формировать навыки оперирования математическими понятиями, формировать устойчивые навыки счета и решения задач. В данном методическом пособии оптимально подобраны методы и приемы использования песка при организации коррекционных занятий, направленных на устранение трудностей усвоения математики дошкольниками с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_pesok.docx | 39.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 106»
Методическое пособие
«Применение песочной терапии в формировании элементарных
математических представлений у детей с ЗПР»
Автор: учитель-дефектолог
Миличкина А.В.
Краснодар, 2023г.
Пояснительная записка
Формированию у детей с ОВЗ элементарным математическим представлениям отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Для детей с ЗПР характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-7 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями. Для этих детей необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Для более успешного усвоения и закрепления математического материала я использую в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).
Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.
В своей работе я нашла новый подход для развития пространственных
и количественных представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ЗПР не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
Организация игр с песком позволяет развивать у детей интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор.
Также игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.
Актуальность.
Формированию у детей элементарных математических представлениям отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Песочная терапия дает возможность совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР на занятиях по ФЭМП, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.
Цель данного пособия: формирование элементарных математических представлений через игры и упражнения с песком.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Формирование у детей математических представлений (числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, ориентировка в пространстве);
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений;
3. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Я думала в каких образовательных областях можно применить элементы песочницы и поняла - во всех, что её можно использовать во всех видах деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во- вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.
Новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенность данного пособия является использование технологии «Игры с песком » не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.
Практическая значимость методического пособия состоит в том, что методические рекомендации по использованию песочной технологии в самостоятельной НОД по ФЭМП внесут существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
- Развиты сенсорные и логические способов познание математических свойств и отношений, а также экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
- Развиты интеллектуально-творческие и речевых проявлений детей.
- Дети самостоятельны и инициативны с развитым чувством собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремятся к активной деятельности.
Для проведения игр в группе специально организована развивающая среда:
- песочница (ящик для песка) размер в сантиметрах 50 х 70 см, 8см - глубина;
- -емкости для игр и опытно-поисковой деятельности: тазики, подносы, трубочки для коктейля, ведра, пластиковые бутылки;
- Песок, манка;
- -совочки, грабельки;
- -природный материал: манка, камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, желуди;
- пробки, цифры, буквы, геометрические фигуры;
- животные (домашние, дикие), птицы (дикие, домашние); обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель);
- посуда, предметы обихода;
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень).
- Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный).
- Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота).
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья).
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, сказок.
Методическое оснащение:
- подборка дидактического материала, упражнений для игры с песком;
- подборка литературного материала (стихотворений, загадок, пословиц, сказок);
- подборка схем для «рисования на песке»;
- предметные и сюжетные картинки;
- подборка музыкальных произведений.
Занятия по ФЭМП проводились два раза в неделю в рамках подгрупповой
работы, а в индивидуальной работе от 3 до 5 раз в неделю (в зависимости от
возраста). Учитывая возрастные особенности, задания выполнялись от простого к более сложному. Главным условием является то, что повторение заданий происходило в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
В ходе игр с песком, дети повторяют пройденный материал по формированию математических представлений, в частности счет и количество, соотнесение количества и числа, название цифр, пространственные представления, решают посильные проблемные задачи. После проведенных занятий в песочнице у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше усваивать математическую терминологию: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева), употребление наречий для обозначения количества (больше, меньше). Игры с песком выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию важнейших психических процессов, познавательных интересов, снимают эмоциональное напряжение, выполняют коммуникативную функцию между взрослым и ребенком.
Данное методическое пособие может быть использовано в работе как
коррекционных групп, так и общеобразовательных.
Для наглядности хотелось бы привести примеры некоторых заданий.
«Что спряталось в песке?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно он находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева). Затем дефектолог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Далее ребенку предлагается выложить эти цифры не песке по порядку.
«Чего не стало?»
Ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка «навести порядок».
«Угадай, какая цифра попалась в руки?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки. По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась»
«Найди в песке нужное количество камешков»
(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)
Педагог показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.
«Наведи в песочнице порядок»
Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом положении. Сначала дефектолог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».
«Подсказка»
Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру.
Сделать из песка 3 - 5 кучек. В одной из них спрятать какой либо предмет, а затем предложить ребенку найти его по подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или « В четвертой кучке справа» В другой раз ребенок прячет предмет и подсказывает педагогу, где его искать.
«Угадай по описанию»
Педагог описывает спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это.
Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу песочницы.
Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.
«Посади овощи»
Педагог предлагает ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, картошку, лук). Дается инструкция: «Посади картошку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и.т.д. Ребенок закапывает тот или иной овощ в соответствующем месте песочницы. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили.
«Посади цветы», « В лес за грибами»
В этой игре ребенок упражняется в определении положения предметов (грибов) относительно деревца (елки). Педагог предлагает ребенку отправиться в лес за грибами.
«Где растет лисичка?» - спрашивает педагог.
«Лисичка растет слева от елки» - отвечает ребенок и срывает грибок. «А где растет сыроежка?» «Сыроежка растет за елкой» и.т.д.
Песочный круг
(квадрат, треугольник).
Медитативное рисование. Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.
«Собери бусы»
Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.
«Художники»
Педагог начинает какой-либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок.
«В поисках клада»
Закрепить понятия «лево», «право», учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость. Оборудование: Набор мелких игрушек: елки, деревья, грибы, цветы, колодец, месяц, ежи.
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду вам рассказывать, а вы внимательно слушайте и пальчиком чертите дорогу на песке. Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.
- А теперь слушай внимательно: Если направо до елки дойдешь, далее вниз до колодца пойдешь. Опять направо до высокой сосны, далее вниз до круглой луны! Дальше налево ты быстро иди, И встретишь Ежа у себя на пути. Тебя он направит: «Иди, друг мой, вниз!» Свернешь там направо – увидишь грибы. От них ты опустишься вниз, Свернешь там налево – под дубом ищи! (Педагог читает инструкцию медленно и ждет пока ребенок не выполнит каждую ее часть правильно).
- Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова. Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.
« Ковер самолет для принцессы»
Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.
Стимульный материал: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.
Ход игры:
Взрослый рассказывает сказку.
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет,
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.
"Сделай цифру из песка"
Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру, формочку и вылепить цифру из песка.
- Знакомство с цифрами до 10, рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;
При знакомстве с числами и цифрами в игре «Достань столько же» ребёнок ищет и находит нужное количество предметов в песке.
«Волшебный карандаш»
Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети «рисуют» цифры, разные фигуры.
«Песочный телеграф»
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен - нарисовать фигуру пальцем на песке.
«Вертикаль – горизонталь».
Для развития пространственной ориентации использовали игры: - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.
«Домик для друзей»
- игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.
«Дорисуй»
Педагог, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.
«Попробуй, угадай»
Ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или гометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник) в том квадрате, который между зелёным и красным. В ней так же закрепляем порядковый счёт.
Заключение
Опыт работы показал, что использование песочной терапии в развитии математических представлений дает положительные результаты.
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи. Я считаю, что всё это дает возможность использовать песочную терапию для развития, обогащения познавательного интереса ребенка.
Таким образом, игры с песком позволяют:
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние
- Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
- Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
- Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
- Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
- Разнообразить способы сотрудничества
- Активировать мыслительные и эмоциональные резервы.
- В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.
Список литературы
- О.Б. Сапожникова, А.Н. Рыбакова «Песочные игры для развития математический представлений у детей с ОВЗ» Издательство: «Сфера», 2018г.
- О. Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО Издательство «Детство-пресс»,2011г.
- Н. В.Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Настольно-методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003г.
- Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.2013г.
- Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
- Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007г.
- . Кузуб Н. В. , Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организаци педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011г.
- Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников //Психолог в детском саду №3-2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»
Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10 на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...
Конспект открытой образовательной деятельности область «Познание» - формирование элементарных математических представлений для детей младшей группы с применением психолого-педагогических технологий
Конспект для детей младшей группы ДОУ....
Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...
"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша
quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...
«Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша
laquo;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша...
Применение технологии ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использова...
Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
laquo;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта (Г.С.Альтшу...