«Применение песочной терапии в формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Миличкина Анна Викторовна

Формированию у детей элементарных математических представлений  отводится важное место в общей системе развивающего обучения.  Актуальность методического пособия продиктовано специфическими особенностями развития и трудностями усвоения основ математики детей с ЗПР. В данном пособии раскрывается система работы, предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие высших психических функций, что позволяет целенаправленно формировать навыки оперирования математическими понятиями, формировать устойчивые навыки счета и решения задач. В данном методическом пособии оптимально подобраны методы и приемы использования песка при организации коррекционных занятий, направленных на устранение трудностей усвоения математики дошкольниками с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_pesok.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город  Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 106»

Методическое  пособие

«Применение песочной терапии в  формировании элементарных

математических представлений у детей с ЗПР»

Автор: учитель-дефектолог

Миличкина А.В.

Краснодар, 2023г.

Пояснительная записка

Формированию у детей с ОВЗ  элементарным математическим представлениям отводится важное место в общей системе коррекционно-развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации,  получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

     Для детей с ЗПР  характерны сниженная познавательная активность, бедность запаса сведений об окружающем мире, это приводит к тому, что дошкольники 5-7 летнего возраста не приобретают многих самых элементарных знаний и представлений о математике: плохо запоминают названия цифр, с трудом ориентируются в числовом ряду, возникают трудности с пространственными представлениями. Для этих детей необходима целенаправленная коррекционно-развивающая  работа, направленная на восполнение пробелов в их математическом развитии.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Для более успешного усвоения и закрепления математического материала я использую в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).

      Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и  первые математические представления. Игры-занятия - наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

     В своей работе я нашла новый подход для развития пространственных

и количественных представлений через игровые упражнения в стационарной песочнице. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ЗПР не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Организация игр с песком позволяет развивать у детей интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор.

          Также   игры с песком позволяют решать задачи  по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.

      Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.

Актуальность.

Формированию у детей элементарных математических представлениям отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Песочная терапия  дает возможность совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР на занятиях по ФЭМП, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Цель данного пособия: формирование элементарных математических представлений через игры и упражнения с песком.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Формирование у детей математических представлений (числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, ориентировка в пространстве);

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений;

3. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;

Я думала в каких образовательных областях можно применить элементы песочницы и поняла - во всех, что её можно использовать во всех видах деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во- вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Новизна и отличительная особенность:

Новизной и отличительной особенность данного пособия  является использование технологии «Игры с песком »  не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.

Практическая значимость методического пособия состоит в том, что методические   рекомендации по использованию  песочной  технологии в самостоятельной НОД по ФЭМП внесут  существенный вклад в совершенствование процесса  формирования математических  понятий детей, повысят уровень умственной,   математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.

Ожидаемые результаты:  

  1.  У детей сформированы математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности ( счёт, измерение, простейшие вычисления);
  2. Развиты сенсорные и логические способов познание математических свойств и отношений, а также экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
  3. Развиты интеллектуально-творческие и речевых проявлений детей.
  4. Дети самостоятельны и инициативны с развитым чувством собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремятся к активной деятельности.

Для проведения игр в группе специально организована развивающая среда:

  • песочница (ящик для песка) размер в сантиметрах 50 х 70 см,  8см - глубина;
  • -емкости для игр и опытно-поисковой деятельности: тазики, подносы, трубочки для коктейля, ведра, пластиковые бутылки;
  • Песок, манка;
  • -совочки, грабельки;
  • -природный материал: манка, камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, желуди;
  • пробки, цифры, буквы, геометрические фигуры;
  • животные (домашние, дикие), птицы (дикие, домашние); обитатели  водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель);
  • посуда, предметы обихода;  
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень). 
  • Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный). 
  • Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота).
  •  естественные природные предметы (кристаллы,  камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья). 
  •  фантастические предметы и персонажи мультфильмов, сказок.

Методическое оснащение:

- подборка дидактического материала, упражнений для игры с песком;

- подборка литературного материала (стихотворений, загадок, пословиц, сказок);

- подборка схем для «рисования на песке»;

- предметные и сюжетные картинки;

- подборка музыкальных произведений.

         Занятия по ФЭМП проводились два раза в неделю в рамках подгрупповой

работы,  а в индивидуальной  работе от 3 до 5 раз в неделю (в зависимости от

возраста). Учитывая возрастные особенности, задания выполнялись от простого к более сложному. Главным условием является то, что повторение заданий происходило в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

        В ходе игр с песком, дети повторяют пройденный материал по формированию математических представлений, в частности счет и количество, соотнесение количества и числа, название цифр, пространственные представления, решают  посильные проблемные задачи.  После проведенных занятий в песочнице у детей повысился интерес к математике, дети стали лучше усваивать математическую терминологию: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева), употребление наречий  для обозначения количества (больше, меньше).   Игры с песком выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию важнейших психических процессов, познавательных интересов, снимают эмоциональное напряжение, выполняют коммуникативную функцию между взрослым и ребенком.

 

        Данное методическое пособие может быть использовано в работе как

коррекционных групп, так и общеобразовательных.

Для наглядности хотелось бы привести примеры некоторых заданий.

«Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно он находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева). Затем дефектолог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Далее ребенку предлагается выложить эти цифры не песке по порядку.

 

«Чего не стало?»

 Ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка «навести порядок».

«Угадай, какая цифра попалась в руки?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки. По такому же типу можно провести игру   «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась»

«Найди в песке нужное количество камешков»

(шишек, желудей, ракушек, пуговиц)

Педагог  показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков  и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

«Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом положении. Сначала дефектолог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».

«Подсказка»

Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру.

Сделать из песка 3 - 5 кучек. В одной из них спрятать  какой либо предмет, а  затем предложить ребенку найти его по подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или « В четвертой кучке справа» В другой раз ребенок прячет предмет и подсказывает педагогу, где его искать.

«Угадай по описанию»

Педагог  описывает спрятанный в песок предмет, а ребенок должен угадать что это.

Ребенку дается инструкция, что предмет находится в верхнем левом углу песочницы.

Откопав предмет, ребенок проверяет правильность ответа.

«Посади овощи»

Педагог предлагает ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, картошку, лук). Дается инструкция: «Посади картошку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и.т.д. Ребенок закапывает тот или иной овощ в соответствующем месте песочницы. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили.

«Посади цветы», « В лес за грибами»

В этой игре ребенок упражняется в определении положения предметов (грибов) относительно деревца (елки). Педагог предлагает ребенку отправиться в лес за грибами.

«Где растет лисичка?» - спрашивает педагог.

«Лисичка растет слева от елки» - отвечает ребенок и срывает грибок. «А где растет сыроежка?»  «Сыроежка растет за елкой» и.т.д.

Песочный круг 

(квадрат, треугольник).

Медитативное рисование. Ребенок рисует на песке круг (квадрат), украшает его различными предметами: ракушками, камешками, пуговицами.

 

«Собери бусы»

Педагог  рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки и называет порядковый номер.

«Художники»

Педагог начинает  какой-либо рисунок (провести можно широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие), а ребенок его дорисовывает, либо повторяет нарисованное взрослым, проговаривая свой рисунок.

                              

«В поисках клада»

 Закрепить понятия «лево», «право», учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость. Оборудование: Набор мелких игрушек:  елки,  деревья, грибы, цветы, колодец, месяц, ежи.

Ход занятия:

 - Сегодня мы с вами отправимся на поиски клада. Этот клад спрятан в лесу под старым дубом, дорогу к нему мне подсказала Мудрая Сова. Я буду вам  рассказывать, а вы внимательно слушайте и пальчиком чертите дорогу на песке. Педагог показывает на песке, откуда ребенок отправится в путь.

 - А теперь слушай внимательно: Если направо до елки дойдешь, далее вниз до колодца пойдешь. Опять направо до высокой сосны, далее вниз до круглой луны! Дальше налево ты быстро иди, И встретишь Ежа у себя на пути. Тебя он направит: «Иди, друг мой, вниз!» Свернешь там направо – увидишь грибы. От них ты опустишься вниз, Свернешь там налево – под дубом ищи! (Педагог читает инструкцию медленно и ждет пока ребенок не выполнит каждую ее часть правильно).

 - Ну вот ты и у старого дуба! Можешь копать, и ты узнаешь, что для тебя приготовила Сова. Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.

            

« Ковер самолет  для принцессы»

 Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

Стимульный материал: треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Ход игры:

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет,

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы.

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

"Сделай цифру из песка"

Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру, формочку и вылепить цифру из песка.

- Знакомство с цифрами до 10, рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;

При знакомстве с числами и цифрами в игре «Достань столько же» ребёнок ищет и находит нужное количество предметов в песке.

 

«Волшебный карандаш»

Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети «рисуют» цифры, разные фигуры.

«Песочный телеграф»

Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.

Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен -  нарисовать фигуру пальцем на песке.

«Вертикаль – горизонталь».

Для развития пространственной ориентации использовали игры: - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.

«Домик для друзей» 

 -  игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.

«Дорисуй»

Педагог, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.

«Попробуй, угадай»

Ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или гометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник) в  том квадрате, который между зелёным и красным. В ней так же закрепляем порядковый счёт.

Заключение

Опыт работы показал, что использование песочной терапии в развитии математических представлений дает положительные результаты.

Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.  Я считаю, что всё это дает возможность использовать песочную терапию для развития, обогащения познавательного интереса ребенка.

 

Таким образом, игры с песком позволяют:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
  • Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества
  • Активировать мыслительные и эмоциональные резервы.
  • В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.

Список литературы

  1. О.Б. Сапожникова, А.Н. Рыбакова «Песочные игры для развития математический представлений у детей с ОВЗ»  Издательство: «Сфера», 2018г.
  2.  О. Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО  Издательство «Детство-пресс»,2011г.
  3.  Н. В.Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Настольно-методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003г.
  4.  Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.2013г.
  5.  Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
  7.  Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007г.
  8. . Кузуб Н. В. , Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организаци педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для  воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011г.
  9.  Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников //Психолог в детском саду №3-2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша

quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

«Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша

laquo;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша...

Применение технологии ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использова...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

laquo;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь  максимального эффекта (Г.С.Альтшу...