Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Галкина Марина Федоровна

 «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь  максимального эффекта
 (Г.С.Альтшуллер).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_rebenok_iznachalno_talantliv_i_dazhe_genialen.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь  максимального эффекта
(Г.С.Альтшуллер).

Ге́нрих Сау́лович советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности).

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, в развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка, которое дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.

Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), которая направлена на развитие нестандартного, системного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.

Я убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста, уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, я незаметно для него одновременно и развивала у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировала математические способности и понятия.

Считаю, что использование на практике материалов ТРИЗ сделает процесс обучения не только занимательным, но и более простым и эффективным.

    Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении я отвожу самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения.В ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ.

Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:

1. Мозговой штурм.

Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.

Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.

2. Морфологический анализ.

Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.

3. Синектика.

Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.

Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта.
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.

4. Системный оператор.

   Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.

5. Игры с использованием элементов ТРИЗ

  • математические игры на классификацию,
  • игры и тренинги на выявление ресурсов (формы, цвета, размера, пространственного положения, пропорций и т.д.)

    Методы и приемы ТРИЗ используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.

Методы и приемы ТРИЗ можно использовать на занятиях математикой.

Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила

  1. Изучить методы и приемы ТРИЗ
  2. Тщательно продумать, как организовать обучение детей
  3. Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
  4. Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
  5. Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
  6. Использовать нетрадиционный материал
  7. Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.

Кроме того, методы ТРИЗ учат детей

  1. Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка
  2. Формулировать свой ответ
  3. Оперировать математической терминологией
  4. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
  5. Справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников

Триз – это технология творчества, цель которой - стимулировать воображения, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

laquo;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь  максимального эффекта (Г.С.Альтшу...