Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Никитина Татьяна Ивановна

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art.gimnastika.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ

Никитина Т.И, воспитатель

 ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»

г. о. Новокуйбышевск, Самарская область

        Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Ребенок постоянно находится под влиянием социальной среды, которая его окружает: родители, другие родственники, друзья, посторонние люди. Вследствие общения ребенок усваивает не только определенные поведенческие стереотипы, но и речевые обороты, произношение отдельных звуков. Так, если ребенок постоянно слышит «сюсюкающую» речь, вероятнее всего, что у ребенка будут проблемы в произношении свистящих и шипящих звуков. Необходимо, чтобы с самых первых моментов жизни речь взрослых была образцом для ребенка. Поэтому родителям необходимо еще до рождения своего малыша проанализировать свою речь: не встречаются ли слова паразиты или жаргонные выражения, нет ли у взрослых нарушений звукопроизношения и т.д. И по возможности исправить недостатки, что будет являться залогом более грамотной речи у детей.

Любящие и заботливые родители внимательно наблюдают и стимулируют речевое развитие ребенка, начиная с самых ранних стадиях речевого онтогенеза. Первый подготовительный период (с момента рождения до года) включает в себя этапы и лепета, этап первичного освоения языка, этап усвоения грамматики. Несмотря на то, что в развитии детской речи имеет место акселерация, т.е. сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы, все периоды ребенком должны быть освоены.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль артикуляционной гимнастики в естественных условиях жизни. Дифференцированность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  •  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
  • К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению. Если у ребенка сформировалось неправильное произношение некоторых звуков или звук отсутствует, то необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Детям младшего дошкольного возраста любое занятие – это серьёзная работа. Для того, чтобы занятия проходили интересно, не утомительно для детей, необходимо включить элемент игры или сказки, использовать картинки, игрушки, стихотворные тексты.

Интересными разработками можно воспользоваться у следующих авторов:

Н.В. Нищева Артикуляционная гимнастика для малышей.

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Артикуляционная гимнастика Тра-ля-ля для язычка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

Научить воспитателей  выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...

Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения

В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика?  Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...

Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом  в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...