Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.gimnastika.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ
Никитина Т.И, воспитатель
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»
г. о. Новокуйбышевск, Самарская область
Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Ребенок постоянно находится под влиянием социальной среды, которая его окружает: родители, другие родственники, друзья, посторонние люди. Вследствие общения ребенок усваивает не только определенные поведенческие стереотипы, но и речевые обороты, произношение отдельных звуков. Так, если ребенок постоянно слышит «сюсюкающую» речь, вероятнее всего, что у ребенка будут проблемы в произношении свистящих и шипящих звуков. Необходимо, чтобы с самых первых моментов жизни речь взрослых была образцом для ребенка. Поэтому родителям необходимо еще до рождения своего малыша проанализировать свою речь: не встречаются ли слова паразиты или жаргонные выражения, нет ли у взрослых нарушений звукопроизношения и т.д. И по возможности исправить недостатки, что будет являться залогом более грамотной речи у детей.
Любящие и заботливые родители внимательно наблюдают и стимулируют речевое развитие ребенка, начиная с самых ранних стадиях речевого онтогенеза. Первый подготовительный период (с момента рождения до года) включает в себя этапы и лепета, этап первичного освоения языка, этап усвоения грамматики. Несмотря на то, что в развитии детской речи имеет место акселерация, т.е. сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы, все периоды ребенком должны быть освоены.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль артикуляционной гимнастики в естественных условиях жизни. Дифференцированность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
- К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению. Если у ребенка сформировалось неправильное произношение некоторых звуков или звук отсутствует, то необходимо обратиться к специалисту-логопеду.
Детям младшего дошкольного возраста любое занятие – это серьёзная работа. Для того, чтобы занятия проходили интересно, не утомительно для детей, необходимо включить элемент игры или сказки, использовать картинки, игрушки, стихотворные тексты.
Интересными разработками можно воспользоваться у следующих авторов:
Н.В. Нищева Артикуляционная гимнастика для малышей.
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Артикуляционная гимнастика Тра-ля-ля для язычка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
Научить воспитателей выполнять правильно артикуляционные упражнения, подготавливающие к четкому произношению свистящих и шипящих звуков и сонорных звуков, а также дуть на язык, не раздувая щёк, ...
Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения
В работе освещены следующие вопросы: С какой целью проводится артикуляционная гимнастика? Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики? К...
«Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум для педагогов...
Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
В данной брошюре даны практические советы практикующего логопеда. На данный момент работаю учителем-дефектологом и большинство моих энергозатрат востребованны немного в других коррекционных направлени...
Презентация. Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Презентация к семинару - практикуму разработана с целью обучения педагогов выполнению артикуляционных упражнений....
Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста".
Артикуляционная гимнастика является важнейшим этапом в формировании правильного звукопроизношения. Взаимодействие с родителями в рамках клуба "Красивой речи" помогает познакомить их с ...
Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...