Консультация "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников"
консультация (средняя группа)
цель:повышение уровня компетентности педагогов и родителей по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_etalony.docx | 13.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.
Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:
Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета - семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы - геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины). Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т.е. развития личности ребёнка в целом.
Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п. и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Хорошо известно, что именно сенсорное развитие дошкольника являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох.
Основная задача предоставить богатство и разнообразие внешних впечатлений, развитие внимания к свойствам предметов. В условиях ограниченности ребенок будет испытывать «сенсорный голод», ведущий к значительным нарушениям в развитии.
Содержание сенсорного развития включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств.
Таким образом, необходимо знать, что вначале происходит ознакомление детей с осязаемыми свойствами, которые можно обследовать путем ощупывания, а потом с такими сенсорными свойствами, ориентировка на которые возможна только в плане зрительного восприятия. Одним из основных условий организации процесса знакомства с различными свойствами предметов и явлений является развивающая предметно-пространственная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое описание дидактической игры "Куб для развития основных сенсорных эталонов у дошкольников"
В методическом материале дано подробное описание дидактической игры, ее вид и функциональное использование. Фото прилагается....
Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.
Аннотация: В статье представлены особенности формирования сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...
Формирование сенсорных эталонов у дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и...
Значение изобразительной деятельности в процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР
Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у дет...
"Фомирование сенсорных эталонов у дошкольников"
сенсорный...
Специфика процесса формирования представлений о сенсорных эталонах у дошкольников.
В статье представлена специфика процесса формирования представлений о сенсорных эталонах у дошкольников разного возраста....
Познавательный проект: "Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ОВЗ"
Познавательный проект направлен на развитие и интеграцию сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....