Формирование патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ через совместные мероприятия с родителями.
консультация по коррекционной педагогике
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность дошкольника с ОВЗ – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ через совместные мероприятия с родителями.
Скомаровская Ирина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа г. Старый Оскол
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность дошкольника с ОВЗ – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.
Подрастая, ребенок впитывает в меру своего понимания то, чем живет народ, постепенно формируется как член общества, как гражданин.
Что достойно человека, каковы его нравственные представления, согласуется ли его поведение с нормами морали – вот те вопросы, без ответа на которые нельзя говорить о воспитании гражданина.
Семья стоит у истоков не только человеческой жизни, но и человеческой личности, а это значит, чем прочнее семейные отношения, тем лучшие создаются условия для воспитания детей.
Семья сильна, прежде всего, своими традициями, а именно в семье ребенок обучается жить, делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми.
Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что задача воспитания любви и привязанности к родному дому очень актуальна в современном обществе и решать эту задачу в первую очередь необходимо в семье через совместные мероприятия с родителями.
Совместные мероприятия с родителями предоставляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания. В своей работе, считаем важным условием взаимосвязь с родителями, семьёй. Эта работа требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому, чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (памятки, беседы, консультации), мы поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, соревнованиях, праздниках, играх, проектах, конкурсах, экскурсиях).
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Семья – это опора, крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и взаимопонимание. От того в какой среде воспитывается ребёнок, такие культурные ценности приобретает в семье, всё это он сохраняет в течение всей последующей жизни. К сожалению, в современном мире утрачиваются семейные функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей, говорит о некомпетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
У нас в группах компенсирующей направленности сформировались свои совместные мероприятия с родителями: посещение музеев, экскурсии к памятным местам, организация мероприятий, посвященных патриотическим праздникам. Вместе с родителями организуем тематические праздники, такие как: «День матери», «Новый год», «Рождественские посиделки», «А ну – ка папы!», «Зарница», «Масленичные гулянья», «А ну –ка мамы!», «День здоровья», «День Победы», «День города». Через совместную образовательную деятельность с детьми мы стараемся прививать детям чувство привязанности к родному городу, к детскому саду, своей семье. Так же участвуют в различных акциях «Самая красивая кормушка для птиц»; «Наш зелёный огород»; «Посади дерево или кустарник»; «Любимый город» - совместное создание макета города, его важных объектов; «Ветераны всегда с нами» - изготовление праздничных открыток ветеранам; «Моя семья» - создание семейного альбома, семейного древа.
Наши совместные мероприятия с родителями сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Всё это формирует тот фундамент, на котором будет подниматься более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В жизни семьи случается много поводов, дающих взрослым возможность на конкретных примерах утверждать в детях понимание гуманизма, патриотизма и чувства дружбы.
Совместные с детьми поездки к родственникам, на родину родителей, выезды «на природу», посещение памятных мест, чтение литературы о столице, о городах и селах, рассказы о героях Отечественной войны и мирового труда – все это средства, с помощью которых отец и мать могут донести до сердца ребенка необходимые представления о нравственных ценностях людей.
Воспитание на примере боевых и трудовых традиций нашего народа удается каждой семье, в которой чтят родственников и знакомых – ветеранов войны и труда, с уважением относятся к боевым наградам и трудовым свершениям, делятся впечатлениями о событиях прошлого и настоящего. В умении помнить, дорожить прошлым, заключена огромная нравственная сила семьи, которой наделяется и маленький человек.
Услышанный или увиденный на экране рассказ о подвиге, благородном поступке позволяет ребенку «примерить» себя к герою, пройти в своем воображении его путь и также совершать добрые дела, бороться со злом и несправедливостью. В этом тоже проявляются и формируются нравственные качества ребенка, которому в будущем предстоят реальные, а не воображаемые действия и поступки.
Таким образом, экскурсы с дошкольниками в историю, более отдаленную или близкую, умеют пробудить в детях живой интерес и волнение от встречи с героическим прошлым своего народа. Благоприятными поводами для этого служат отмечаемые страной юбилейные даты и знаменательные дни. Подготовка к таким событиям, атмосфера праздничной приподнятости во время их проведения осуществляют живую связь времен, вызывают у детей чувство гордости за свой народ, свое Отечество.
Список литературы
1. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – М. УЦ «Перспектива», 2016. – 238с.
2. Иванова, Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2016. – 96с.
3. Карклина, С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М.: Сов. Россия, 2017. – 208с.
4.Котырло, В.К. Растет гражданин. – К.: Рад. школа,2015. – 80с
5.Черепанова, Г.А. Формирование у детей интереса к семейным традициям / Г.А. Черепанова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.
Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....
консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...
"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"
Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников...
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Данный проект направлен на изучение традиций празднования Нового года в России и на оценку уровня влияния традиций на патриотическое воспитание дошкольников средней группы детского сада....
Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средней группы через традиции празднования Нового года»
Богатство и духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к с...
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС...