Задачи социального развития детей и реализация их на практике
статья по коррекционной педагогике
Задачи социального развития детей и реализация их на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи социального развития выделяются в ряду приоритетных, поскольку все коррекционно-педагогическое обучение и воспитание направлено на включение детей в среду сверстников. Среди социальных достижений детей в период посещения группы особо выделяются следующие:
- умение адекватно общаться со взрослыми (например, педагогами) и сверстниками с помощью невербальных (жесты, мимика) и вербальных (слова) средств;
- способность адаптироваться к окружающей среде, ориентироваться в ней и, учитывая ее особенности, по назначению использовать игрушки и предметы;
- умение слушать взрослых и подчиняться их требованиям;
- умение замечать изменение в настроении близкого взрослого или сверстника;
- уважение труда взрослых и его результатов;
- наличие навыков самообслуживания, особенно навыка опрятности и др.
Чтобы помочь особенному ребенку овладеть этими социальными умениями и навыками, приходится решать ряд специфических задач:
- одни – в коррекционно-педагогической работе с ребенком;
- другие – в педагогической работе с родителями.
Реализация этих задач на практике.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми основана на позитивном социально опосредованном взаимодействии ребенка с новым взрослым (педагогом) в специально созданной предметно-развивающей среде. Для детей с интеллектуальными нарушениями предметно-развивающая среда имеет коррекционный характер и создается с учетом уровня психофизического развития: направлена на развитие коммуникативных навыков, восприятия, познавательного интереса, мышления, речи и др.
В ходе такого взаимодействия дети усваивают и в личном опыте преобразуют социально важные навыки общения, способы деятельности и ориентировки в пространстве, что, несомненно, обеспечивает адекватность восприятия окружающего мира и действий в нем. Такой подход основывается на психологической теории деятельности, согласно которой процесс присвоения ребенком опыта происходит в ходе интериоризации внешних действий, т.е. когда внешние средства общения и совместная деятельность приводят к усвоению определенных наглядных действий. Становление действий осуществляется поэтапно, на каждом из этапов происходит новое отражение и воспроизведение действия на качественно ином уровне. Заинтересованность ребенка в конечном результате предопределяет успешность овладения практическими действиями, а в социальном плане – жизненно важными умениями и навыками.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Всестороннее воспитание и развитие детей осуществляется в процессе их тесного общения и взаимодействия с педагогами в разных видах детской деятельности (игра, рисование, конструирование и др.) в соответствующий возрастной период.
Для наиболее эффективного развития обучающее воздействие организуется в контексте конкретной деятельности, имеющей для каждого ребенка понятное и интересное содержание. Этот контекст определяется, прежде всего, социальной значимостью поставленных задач.
Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельностной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
В игровом взаимодействии с педагогом и другими детьми у ребенка развивается индивидуальность, активность, самостоятельность и другие качества личности, которые определяют его социальность. В игровом взаимодействии педагог:
- направляет общение детей;
- организует ситуации свободного выбора;
- регулирует совместную деятельность детей разного возраста: создает развивающую социальную среду для становления воли ребенка, обретения им умений социальной самозащиты, устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающих, преодоления конфликтов и провокаций к нарушению поведенческой нормативности.
Игровое взаимодействие располагает широкими возможностями для восполнения недостаточного или компенсации искаженного социального опыта ребенка. Особенно велика коррекционная роль игрового взаимодействия с ребенком при наличии у него негативного социального детского опыта: в игре дети могут самоопределиться как относительно содержания социальной роли, так и относительно способов ее воплощения, реализации, сообразного исполнения.
Игра позволяет ребенку наглядно продемонстрировать социально одобряемое поведение в разных ситуациях, взаимодействиях и ролевых исполнениях. В игре ребенок получает «безопасную» возможность расширить свой социальный субъектный опыт, поэкспериментировать с разными поведенческими тактиками, выбрать предпочтительные для себя роли и позиции в системе социальных отношений и самоопределиться в ней. От окружающих – детей, взрослых, педагога – зависит, какое поведение будет для ребенка продуктивным, закрепится как навык, привычный способ получения желаемого и станет социальной характеристикой личности.
Социальные умения выражать суть социальной роли, приобретаемые ребенком в игре, в дальнейшем переносятся им в реальные жизненные ситуации.
Разработано содержание коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Это содержание включает ряд направлений.
- Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым
- Формирование образа «Я» («Я сам»).
- Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»).
Формировать положительные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование представлений об окружающем.
- Формирование навыков социального поведения. Учить адекватно вести себя в различных ситуациях.
6. Овладение способами усвоения общественного опыта.
7.Формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых
навыков.
Педагогическая работа с родителями органично вплетается в процесс обучения и воспитания детей, является неотъемлемой частью этого процесса, позволяет всем заинтересованным взрослым быть его активными участниками.
Основная цель педагогической помощи родителям состоит в психолого-педагогической поддержке и обучении их педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком.
Психолого-педагогическая помощь родителям заключается в повышении психолого-педагогической грамотности родителей, в обучении: 1) приемам общения и взаимодействия с ребенком путем формирования установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия; 2) адекватным навыкам общения со своим ребенком и другими детьми. Важным моментом в работе с родителями является просветительская деятельность, т.е. информирование о закономерностях и особенностях психофизического развития детей, которых они воспитывают, о необходимости создания специальных условий для коррекционно-развивающего обучения, о возможностях ребенка и важности сензитивных периодов в развитии детей и др.
Как показывает практика, эта работа способствует активизации у родителей педагогических способностей, появлению уверенности в собственных силах, адекватного восприятия возможностей своего ребенка и доверия к специалистам, которые помогают создавать условия для его обучения и воспитания.
Соблюдение всеми взрослыми единых требований к воспитанию и обучению детей позволит создать адекватные социальные условия для их воспитания и развития в семьях, в коллективе сверстников, наладить взаимопонимание между ними и близкими взрослыми, а также со сверстниками, а в целом благополучно социализировать этих детей.
Литература:
1. Стребелева Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. №3.
2. Стребелева Е.А., Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6.
3. Закрепина А. Социальное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11.
4. Овчарова. Справочная книга школьного психолога.
5. Маралова Е.А. Развитие детей в совместной игровой деятельности с педагогом // В.Новгород: НовГУ. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи социального развития дошкольников и их реализация в семье и в детском саду
В статье рассказывается об эффективных средствах работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в дошкольном учреждении....
Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач всестороннего развития детей
Презентация предназначена для педагогов ДОУ...
Презентация на тему: «Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей»
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа посто...
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и с...
Сообщение из опыта работы "Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач всестороннего развития детей в условиях внедрения ФГОС ДО"
Представлен опыт работы с семьёй...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Культурна практика "Применение аквагимнастики в решении задач речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
Представление опыта работы....