Использование некоторых методов наглядного моделирования в коррекции ОНР у дошкольников
статья по коррекционной педагогике

В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_naglyadnogo_modelirovania_v_logopedicheskoy_rabote.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование некоторых метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;

—        работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Игры и упражнения

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» снова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

МАК, МАМА, МАШИНА и т.д. image013

Пирамида

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее — с одним слогом, на среднее — с двумя, на верхнее — с тремя.

image021

Хлопки

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.

image017

1 слог     2 слога        3 слога

Найди свое место

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

image010

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Подбери действия

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

image019

По три шага прошагать —

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

Эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника (в переводе с греческого) - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

С помощью мнемотехники развивается связная и диалогическая речь, правильное звукопроизношение, умственная активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, развиваются такие психические процессы как мышление, внимание, воображение, память.

Работу с мнемотаблицами можно начинать уже в младшем возрасте.  Для этого можно использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков.

Создается соответствующая предметно-развивающая среда. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую альбомы со схемами по темам «Деревья», «Одежда», «Животные», «Игрушки»; по временам года «Золотая осень», «Зима», «Лето»; по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Эти схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения этих признаков, а также обогащают словарный запас дошкольников.

В ходе работы по формированию связной речи у дошкольников, следует придерживаться некоторых правил:

- мнемодорожки должны быть цветными;

- наглядный материал должен быть доступен, понятен для восприятия;

- таблицы не должны содержать более девяти квадратов;

- не предлагать детям более двух мнемотаблиц в день.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

На начальном этапе работы в качестве символов-заместителей можно использовать геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил - зелёный кружок, солнце - жёлтый) или двух (волк - большой серый кружок, заяц - маленький белый кружок). Затем можно преобразовать символы в образы и только после этого осуществляли пересказ сказки с опорой на символы. Очень важно изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям и дать им возможность самостоятельно, без подсказок составить сказку. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монолога.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пройденный материал с дошкольниками следует постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

Применение наглядного моделирования в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить слово, предложение, текст и это особенно важно для дошкольников, потому что наглядный материал усваивается лучше вербального.

Таким образом, в результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать (ребенок понимает, что это совсем не трудно). Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Использование мнемотаблиц является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"

Проект позволяет представить организацию работы  по коррекции общего недоразвития  речи посредством использования метода наглядного моделирования...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у дошкольников

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР, на мой взгляд, является внедрение метода наглядного моделир...

Опыт работы "Практика использования метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников"

Данный материал будет интересен в работе с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей мнаправленности с ТНР....