проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Проект позволяет представить организацию работы по коррекции общего недоразвития речи посредством использования метода наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мацнева Ольга Владимировна, учитель-логопед
Переяславцева Ольга Витальевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа
ПРОЕКТ
«МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
— усвоение и анализ сенсорного материала;
— перевод его на знаково-символический язык;
— работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
— знакомство с графическим способом представления информации;
— развитие умения дешифровки модели;
— формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.
Данный проект составлен с учётом современных требований ФГОС ДО опираясь на прогрессивные идеи развивающего обучения, отражает актуальные проблемы коррекционной педагогики.
Анализ обследования детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности показал, что все дети с ОНР имеют отягощённый анамнез. Наиболее сохранной неречевой функцией оказалось зрительное восприятие. Чуть меньше половины детей имеют нарушения со стороны общей моторики. У более половины обследуемых присутствуют нарушения слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ручной моторики, нарушен зрительно-пространственный гнозис и праксис. Данные показывают, что при сохранном понимании обращенной речи все дети с ОНР имеют нарушения основных компонентов речевой системы.
Речь, имеющая социальный характер возникновения и развития, формируется в единстве коммуникативной и обобщающей функции (словесно-логическое мышление): с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Недостаточное развитие речевых средств порождает специфические черты речевого поведения: неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу, затрудняет общение как со взрослыми, так и со сверстниками, способствует возникновению специфических качеств личности: замкнутости, стеснительности, в некоторых случаях напротив - порождает негативизм, агрессию и ведёт к снижению познавательной активности детей с ОНР. Все вторичные нарушения ведут к снижению мотивации к обучению, тормозят развитие обобщающей, регулирующей функции речи и, как следствие, личности в целом. В свою очередь, низкий уровень общения и трудности в обучении замедляют темп развития речи и основных психических процессов. Таким образом, мы видим замкнутый круг искажённого развития.
С трудностями при организации коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР сталкиваются и воспитатели коррекционных групп, и специалисты ДОУ, и родители воспитанников, посещающих эти группы. Педагоги свидетельствуют о наличии трудностей при организации организованной образовательной деятельности с детьми с ОНР, которые они связывают с особенностями контингента воспитанников.
Увеличение количества дошкольников с ОНР, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, соответствующих современным условиям и стандартам, эффективных методов и приёмов работы с детьми.
Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-развивающей работе, как составной части единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.
ФГОС ДО предъявляет высокие требования к выбору методов обучения, выдвигая в ряде основных принципов «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития)». Таким образом, ФГОС реализует современные прогрессивные идеи «развивающего обучения», направленного на личность в целом.
Очевидно, что только целостный комплексный личностный подход к коррекции ОНР у старших дошкольников поможет повысить эффективность и оптимизировать педагогический процесс.
Анализируя современную методическую литературу по дошкольной педагогике и логопедии, целесообразно выделить личностно ориентированные методы, основанные на психолого-педагогических механизмах развития.
С точки зрения традиционной классификации наглядное моделирование представляет собой сочетание практического и наглядного методов обучения и соответственно отражает наглядно-образный тип мышления дошкольника.
Внимание со стороны педагогической общественности наглядное моделирование приобрело благодаря своей эффективности и результативности, которая основана на социокультурных механизмах психического развития. В основе метода лежат фундаментальные идеи отечественной психологии, выдвинутые Л.С.Выготским, разработанные А.В.Запорожцем и Л.А.Венгером.
Развивая идеи Д.Б.Эльконинина, Л.А.Венгер отметил, что «наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности — это сюжетно-ролевая игра и так называемая продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех перечисленных видах деятельности, бесспорно, есть одна общая особенность — их моделирующий характер». Таким образом, становится очевидным, что наглядное моделирование является современным продуктивным и актуальным методом развивающего обучения и может, а точнее, активно применяется, в том числе в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у старших дошкольников.
Цели и задачи проекта
Цель проекта - повышение эффективности коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.
Задачи проекта:
1. Повысить эффективность коррекционной работы через создание системы коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.
2. Провести цикл семинаров, лекций, практикумов, консультаций для воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах использования наглядного моделирования в коррекционном и педагогическом процессе.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей в области речевого и познавательного развития детей путём знакомства с методом наглядного моделирования.
4. Обогатить предметно-пространственную среду логопедического кабинета и групп компенсирующей направленности в целях развития навыков наглядного моделирования у воспитанников.
5. Обобщить полученный опыт использования метода наглядного моделирования в коррекции ОНР у старших дошкольников.
Стратегия достижения поставленных задач
Подготовительный этап
Вид деятельности | Срок |
Изучение программно-методических материалов | Август |
Проведение диагностики детей в логопедических группах | Сентябрь |
Анкетирование педагогов, родителей | Сентябрь, октябрь |
Основной этап
Вид деятельности | Срок |
Проведение коррекционного процесса с использованием метода и приёмов наглядного моделирования | Сентябрь-июнь |
Разработка и выпуск буклетов, памяток для педагогов и родителей | Сентябрь - май |
Лекция для педагогов по теме «Наглядное моделирование как общая интеллектуальная способность, формирующаяся в дошкольном детстве» | Октябрь |
Семинар для педагогов: «Использование метода наглядного моделирования в образовательном процессе» | Ноябрь |
Семинар-практикум для педагогов «Использование наглядных моделей в детской проектной деятельности» | Декабрь |
Проведение цикла консультаций для родителей детей групп | В течение года |
Проведение итоговой ООД в логопедических группах | Апрель – май |
Заключительный этап
Вид деятельности | Срок |
Проведение итоговой диагностики детей в группах | Май |
Анкетирование педагогов, родителей | Май |
Круглый стол: «Итоги работы по повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса у старших дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования». Представление продукта проекта: «Логопедический леп-бук» | Май |
Семинар по обмену опытом на базе ДОУ | Сентябрь – ноябрь следующего учебного года |
Ожидаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта в жизнедеятельность ДОУ мы ожидаем:
- повышение эффективности коррекционной работы в ДОУ, увеличение количества детей выпускаемых из коррекционной группы с чистой речью;
- повышение уровня педагогической компетентности у коллектива педагогов ДОУ;
- повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах речевого и познавательного развития;
- обогащённая предметно-пространственная речевая среда в логопедических группах и в логопедическом кабинете.
Список литературы:
- Акименко В.М., «Новые логопедические технологии», Ростов н/Д: Феникс, 2009г.
- Бардышева Т.Ю. и Моносова Е.Н., «Обучение связной речи детей 5-6 лет», М.:«Скрипторий 2003», 2013г.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., «По дороге к Азбуке», М.: «Баллас», 2008г.
- Венгер Л.А., «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», М.: «Педагогика» 1986г.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.Е., Васильева М.А. «От рождения до школы», М.: Мозаика – Синтез, 2012г.
- Волкова Л.С., «Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак.пед. ин-тов», М.:Просвещение, 1995г.
1 стр.4 – 1-й том, стр.59
- Воробьёва В.К., «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи», М.: «Астрель», 2006г.
- Выготский Л. С., « Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк» М., 1967.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
- учреждения, сборник статей, СПб.: Детство-пресс, 2000г.
- Глухов В.П., «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», М.: «Аркти», 2002г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Екатеринбург, 1998г.
- Журова Л.Е., «Обучение грамоте в детском саду», М., 1978
- Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
- Ильякова Н.Е., «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет», М.: «Гном и Д», 2007г.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР», Москва, 1986 год.
- Левина Р. Е., «Изучение неговорящих детей (алаликов)», Хрестоматия по логопедии, под ред. Л.С.Волковой, II том, М.: «Владос», 1997г.
- Российская педагогическая энциклопедия, М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993г.
- Ткаченко Т.А., «Если дошкольник плохо говорит», С-П., 1999г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития», М.: «Просвещение», 2008г.
- Эльконин Д.Б., «Психология игры», М., 1978,
- Эльконин Д.Б., «Как учить детей читать», М., 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников
В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
"Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи"
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи....
Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации реб...
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи»
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Опыт работы "Практика использования метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников"
Данный материал будет интересен в работе с детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей мнаправленности с ТНР....