Открытое занятие «Вперед на остров Настроений!»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Открытое занятие (для детей старшей группы)
«Вперед на остров Настроений!»
Подготовила: педагог-психолог
Цветкова Екатерина Дмитриевна
Цель: закрепить знания об основных эмоциях у детей старшей группы.
Задачи:
- создать комфортную доброжелательную обстановку в группе;
- закрепить умение различать и понимать основные эмоции (радости, злости, печали, страха);
- закрепить умение распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам мимики, пантомимики, голоса.
- закрепить эмоциональное восприятие цвета, связей между цветом и настроением;
- способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Планируемые результаты:
- Закрепить знания у детей об основных эмоциях;
-закрепить умение выражать свои эмоции в приемлемой форме;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы;
-развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Форма проведения: открытое занятие.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
Возраст: 5-6 лет;
Количество: 10 детей;
Время занятия: 35- минут.
Оборудование, наглядный материал: презентация; письмо, картинка грустной куклы Маши, картинки детей, природы (звуки природы), животных с различными эмоциями, пещера, зеркало, шарики синий, белый, красный, черный, оранжевый, кусочки оранжевого и желтого цвета.
3. Основная часть
Ход работы
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети: « Здравствуйте!»
Психолог: А сейчас давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «Чудесные очки»
У меня есть чудесные очки, которые творят чудеса, одевая их, видишь только хорошие в человеке. Давайте каждый оденет очки и скажет что-то хорошее, комплимент рядом стоящему товарищу.
(дети выполняют). Затем психолог просит ребят присесть на мягкие камешки в круг.
Сюрпризный момент: «Письмо ».
Стук в дверь. Ребята, вы слышали стук? Да? Я тоже, ой смотрите под нашей дверью лежит какое-то письмо, давайте-ка его прочитаем.
«Здравствуйте дорогие ребята старшей группы... Я королева острова Настроений прошу у вас помощи.
У нас на острове случилось беда, злой волшебник налетел на остров, напугал всех жителей и заколдовал все эмоции. Теперь жители острова не радуется, не грустят и даже не злятся. Помогите нам вернуть, расколдовать наши эмоции. Но для этого нужно пройти испытания от злого волшебника!
Психолог: Ну, что ребята поможем королеве вернем эмоции жителям острова?
Дети: Да!
Беседа «Что такое эмоции?»
Психолог: - Ребята давайте вспомним, что такое эмоции?» (Дети отвечают.)
Психолог: правильно это чувства, которое мы испытываем и от которого зависит наше настроение.
- Какие эмоции вы знаете?
(Дети отвечают.) Радость, грусть, печаль, страх, удивление.
Психолог: Правильно молодцы!
Ребята расскажите, пожалуйста, какое настроение у вас сегодня? (Дети отвечают.)
- А как мы можем узнать, какое настроение у человека, у людей, которые нас окружают? (Дети отвечают.)
Психолог: - Правильно ребята, по лицу, по мимике, по жестам, по голосу, наше лицо меняется в случае того какое у нас настроение, передавая различные эмоции!
- Давайте выполним упражнение и посмотрим, умеем ли мы определять эмоции.
Упражнение «Угадай эмоцию».
Психолог показывает детям разные картинки детей, погоды и животные, объясняет, что и у погоды и у животных тоже бывает настроение, дети отгадывают эмоцию, стараются объяснить и показать.
Психолог: А отправимся мы на остров Настроений на лодке, так как нам нужно переплыть озеро. Дети садятся в лодку, и держаться друг за друга (звучит музыка и шум воды).
Музыка заканчивается, дети выходят с лодки.
Психолог: Ребята смотрите, нас с вами встречает шарик, а на нем записка «Лопни меня»
Дети лопают белый шарик, достают карту, на которой нарисованы шарики разных цветов и определяют, что каждое задание находится в шарике. Смотрят на карте первый шарик синего цвета, значит нужно найти его и достать первое задние.
Психолог: Ребята давайте посмотрим и вспомним, у нас на пути первый шарик какого он цвета?( дети отвечают)
- Вспомните мы с вами говорили, что у каждого настроения есть свой цвет.
- Значит какую эмоцию мы будем сейчас расколдовывать?
- Правильно грусть, печаль?
Дети лопают шарики в нем спрятана картинка грустная кукла Маша».
Упражнение « Грустная кукла Маша»
Психолог: Ребята это кукла Маша, как вы думаете какое настроение у нее? Как вы догадались? Почему она грустит? А что будет потом? Дети вместе с педагогом придумывают историю про грустную куклу и обсуждают, как можно избавиться от плохого настроения. (сходить в гости, поиграть с друзьями, погулять с мамой и папой и т.д)
Ребята мы дали много хороших советов кукле Маши и думаю, она справиться со своим грустным настроением ну, а нам пора идти дальше ...
Дети смотрят по карте, какой шарик находится следующий подходят к нему.
Второе испытание - «Пещера страха»
Мы добрались до пещеры.
Психолог: Мы добрались до пещеры.
Ребята посмотрите, какого цвета шарик?
Дети: Черного.
Какую эмоцию мы будем сейчас расколдовывать?
-Совершенно верно эмоцию страха она у нас черного цвета.
Упражнение «Страшные звуки»
(звучит страшная музыка)
- Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей).
- Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей)
Ребята представляете, раньше здесь жил наш гномик Чарли, но он постоянно всего боялся и ему пришлось переехать из своей любимой пещеры.
Давайте научим Чарли не бояться!
Нам нужно стать смелыми и пройти через пещеру страха.
Дети, проходя тоннель, преодолев страх.
Молодцы. А нам пора идти дальше ...
Третье испытание «Гора злости»
Дети по карте доходят до красного шарика рядом находиться «Гора злости»
Ребята посмотрите, какого цвета шарик?
Дети: Красного.
Какую эмоцию мы будем сейчас расколдовывать?
-Правильно эмоцию злости.
Мы с вами добрались до горы Злости.
- Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Злой дракон)
- Как вы догадались?
- Что у него со ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.
- Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Придумывают ситуацию)
- А бывает когда вы злитесь?
- Давайте вспомним как можно избавиться от злости и справиться с плохим настроением чтобы не навредить тем кто нас окружает. (дети отвечают)
-Правильно (спеть любимую песню, побить подушку, покричать в подушку, заняться любимым делом и т.д).
Упражнение «Зеркало»
Дети перед зеркалом изображают злость. Психолог подводит детей к тому, что люди, когда злиться становятся некрасивыми, злыми.
Игра «Уходи злость ...»
Дети ложатся на ковер. Психолог объясняет как правильно ложиться , ноги согнуты, далее начинаем топать ногами повторять слова «Уходи злость уходи», несколько раз. Затем выпрямить ноги по команде психолога и закрыть глаза, релаксация под музыку 2минуты.( в это время меняется картинка со злого дракона на доброго). Дети открывают глаза и смотрят что дракон стал добрым.
Психолог: Ну вот ребята мы с вами помогли дракону избавиться от злости и он стал теперь добрым.
Последнее задание - «Салют радости».
Ребята посмотрите, какого цвета шарик?
Дети: Оранжевого.
Какую эмоцию мы будем сейчас расколдовывать?
Ребята посмотрите, какое настроение у гномика
Дети отвечают (веселое, радостное)
Значит эмоцию радость мы будем возвращать .
Упражнение «Я радуюсь когда……» .
- Ребята, скажите, а когда вы радуетесь? (Ответы детей)
Игра – упражнение « Салют»
У нас с вами задание устроить салют радости. Для этого нам необходимо выбрать материал. Выберем цвет салюта. Какого цвета у нас радость ?
Дети: оранжевого, желтого!
Психолог: Именно эти цвета мы и возьмем для нашего салюта.(каждый ребенок берет жёлтые и оранжевые кусочки бумаги.
Психолог: Встаньте в круг и по моей команде запускают салют:
Раз! Два! Три!
Салют радости лети!
(дети пускают салют)
Психолог: Ура! (все хлопают в ладоши)
Психолог: Какой красивый салют у нас получается! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором.
Дети: Радостное!
Психолог: Молодцы ребята вот мы с вами справились со всеми заданиями и вернули эмоции в страну Настроения?
Пора возвращаться в детский сад ....
Давайте вспомним и покажем, какие эмоции мы сегодня встречали?
Да, молодцы, а нашим последним заданием будет
Рефлексия.
Ребята, а давайте вспомним , о том, как нам было интересно путешествовать в стране Эмоций.
- Что вам запомнилось больше всего?
-Трудно ли было выполнять задания?
-Какие эмоции вы сейчас испытываете?
- Хотели бы вы еще посетить страну Эмоций?
- Понравилось вам наше путешествие?
Сюрпризный момент.
Ребята, вы были сегодня такими смелыми и сообразительными. За то, что мы помогли, расколдовали и вернули все эмоции на остров, королева Настроения прислала вам вот такие «улыбающиеся смайлики». Они будут всегда дарить вам хорошее настроение и уверенность. Ведь когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые - препятствия.
А теперь пора возвращаться в детский сад. Дети садятся в лодку, и держаться друг за друга (звучит музыка и шум воды).
Ритуал прощания.
Психолог просит детей встать в круг. Я хочу попросить вас поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить. Я прошу вас по очереди пожать руку рядом стоящему и сказать: « Спасибо за приятную работу!»
Психолог: Спасибо ребята, мне было очень приятно сегодня с вами работать. А сейчас пора возвращаться в группу. (Дети прощаются с гостями и уходят).
4. Заключение:
Вывод: Работа по развитию эмоционально –волевой сфере может помочь педагогам и родителям, понять мир ребенка, лучше узнать мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять что именно его тревожит и радует. Это позволит уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера. Таким образом, окружающие ребенка взрослые смогут установить с ним более доверительные отношения, а это в свою очередь может облегчить а процесс воспитания и развития ребенка.
Рекомендации: Занятия на развитие эмоционально волевой сферы могут использовать в работе: воспитатели, логопеды, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, применив свои методы и приемы.
5. Список источников:
1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
2. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 98с.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
6. Мухина В.С. Детская психология. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. -- 352 с. "Мир психологии".
7. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию
эмоциональной сферы.- М.: Национальный книжный центр, с.(Психологическая служба.)
7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр "Академия", 2003.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие «Путешествие на волшебный остров»
Конспект интегрированного открытого занятие в старшей группе....
Открытое занятие "Солнечное настроение"
Цель занятия: Доставить радость детям, создать "солнечное" настроение....
Конспект открытого занятия в старшей группе совместно с родителями "Путешествие на Остров Радости"разработан совместно с педагогом - психологом
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста , совместно с родителями "Путешествие на остров Радости", разработан вместе с педагогом - психологом.Интересное занятие, получило выс...
Комплексное открытое занятие «Путешествие на остров "Чунга - Чанга" »
Цель: закрепить знания, умения и навыки, полученные за полугодие.Программное содержание:Задачи:Образовательные:закрепить знания геометрических фигур, счета до 7;закрепить умение подбирать прилаг...
Конспект открытого занятия по разделу «Познание» (математическое развитие) во 2 младшей группе на тему «Понятия - Впереди. Сзади. Между»
Конспект по математике во второй младшей группе по ФГОС...
Презентация к занятию "Остров Настроений"
Презентация к занятию "Остров Настроений"...
Открытое занятие по математике "Остров сокровищ"
Открытое занятие в старшей группе «Остов Сокровищ»....