Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.
статья по коррекционной педагогике
Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть навыком игры. Игра это осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует задачу важную для себя. В игре ребенок отображает то, что видит вокруг себя, взаимоотношения со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_igry_detey_s_osobennostyami_razvitiya_prevogo_goda_zhizni.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие игры детей с особенностями развития первого года жизни.
Составитель Драгомирецкая Ирина Викторовна
Учитель-дефектолог
Игра это осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует задачу важную для себя. В игре ребенок отображает то, что видит вокруг себя, взаимоотношения со взрослым.
Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству и уровню развития ребенка, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Ребенок с особенностями развития уже изначально имеет ограниченное представление об игрушке и способе взаимодействия с ней.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью организации пространства, выбора правильного положения тела ребенка (в кресле с укладками, манеже, на полу, руках с поддержкой) обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи. Практические действия с игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить.
При взаимодействии с ребенком важно воздействовать на эмоциональный фон ребенка, развивать его положительные эмоции, поддерживать игру, направлять ее с учетом целей, которые ставятся.
Какие же задачи ставятся перед педагогом:
- Обеспечение двигательной активности (положение ребенка должно быть удобно, не вызывать перенапряжение в теле, ребенок может дотянуться или взять игрушку);
- Обеспечение познавательной деятельности (игрушка интересна и привлекательна);
- Развитие самостоятельности (в период бодрствования использует полученные навыки игры с игрушкой самостоятельно);
Во время игры с ребенком важно:
- Использовать потешки, стихи, музыкальные произведения;
- Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, что он видит и слышит вокруг;
- Ребенку говорить простые указания, повторяя простые предложения;
- Поддерживать коммуникацию с ребенком в виде отклика и подчеркнутого произнесения звуков и слов в ответ на эмоциональное и речевое общение;
- Обязательно смотреть на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете его, и то, что он делает, важно для вас.
- Если ребенок недостаточно четко выполняет задание, не совсем правильно или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, надо повторить несколько раз данное движение.
В начале обучения игре, игрушки предлагаются для ознакомления с богатством мира ощущений. Ребенка стимулируют дотрагиваться, дотягиваться до игрушки, учить захватывать и удерживать ее какое-то время.
Игрушки должны быть удобные, для удержания и захвата:
- колечки пластиковые, металлические;
- палочки мягкие и деревянные;
- погремушки легкие силиконовые и пластмассовые.
- веревочки и ленточки
В этот период важно учить ребенка с особенностями развития правильно захватывать игрушку:
- вытягивать руку вперед в сторону игрушки;
- приближать кисть к игрушке раскрывая ладонь;
- сжимать пальцы подстраиваясь под величину предмета,
захватывая игрушку;
Со временем ребенок освоит удержание предметов, тогда начинаем учить перекладывать игрушку из руки в руку, брать игрушку из разных положений, нажимать на нее, стучать, кидать, трясти.
В этот период используются игрушки разного объёма, величины и формы:
- погремушки с утяжелением;
- небольшие кубики, кирпичики;
- мячики резиновые;
- платочки;
- мисочки, тарелочки небольшие;
- фигурки животных;
- игрушки, издающие звук и пр.;
Важно обратить внимание на развитие ротационных движений предплечья, объём движений в крупных суставах (дотягивания выше уровня плеч, пересечение средней линии). Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно их выполнять.
Педагог сначала перед ребенком показывает все возможные способы взаимодействия с игрушкой, тем самым привлекая внимание ребенка и побуждая его взять предмет. Если ребенок не справляется, то взрослый, предупреждая ребенка берет его руку и дотягивается до игрушки, совместно удерживая игрушку в руках.
У ребенка важно формировать интерес к игре с предметом, так как часто дети с особенностями развития интерес к игрушкам не проявляют. Они ею не поглощены в силу своих нарушений (тяжелые нарушения мозга, ограничение объема движений рук, контроля за положением корпуса, нарушение зрения и слуха и пр.). Поэтому интерес к исследованию предмета, когда ребенок тянет его в рот, ощупывает другой рукой, рассматривает, прислушивается к звуку, формирует взрослый. Такие игры проводятся в течении всего дня, несколько раз в помещении, где живет ребенок. Потому что фактор знакомого места и предсказуемости важен для таких детей. Когда ребенок с ОВЗ понимает, что его компетенция во взаимодействии с игрушками улучшается у него появляется интерес к наблюдению за действиями других детей, появляется потребность в контакте с миром.
Развитие умения играть с предметом в дальнейшем позволяет переносить навыки владением собственной рукой на рутинные процессы в течении дня: во время кормления удерживает ложку, поддерживает чашку, бутылочку, помогает снимать носки, шапку, платок. Это позволяет социализироваться ребенку и быть успешным.
Список литературы
1. Р.Р.Фьюэлл. П.Ф. Вэдэзи. «Обучение через игру». Руководство для педагогов. Институт раннего вмешательства 1994г.
2. М. В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. «Воспитание детей с церебральным параличом в семье.» Москва «Просвещение»1993г.
3.Г.Г. Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В Груба «Играем с малышами.» Просвещение 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни
Самообразование на тему "Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни....
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»
Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»
Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования)....
Статья: "Особенности развития интереса у детей раннего возраста (2 - 3 года)"
Особенности развития интереса у детей раннего возраста (2 - 3 года)...
Развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни
В статье рассматривается развитие звукопроизношения и коммуникативной активности у ребенка первого года жизни...
Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни".
Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни"...