Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №66 «Забавушка»
Конспект НОД
по развитию речи для детей
старшего дошкольного возраста (6 года жизни)
«В гостях у сказки»
Выполнила:
Степанова Мария Александровна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Конспект НОД
по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «В гостях у сказки»
Программное содержание:
1. Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснований, почему тот или иной кружок соответствует какому-то персонажу, мотивировки ответов на «хитрые» вопросы);
2. Закреплять представления о дружбе, знание пословиц о дружбе. Активизировать глагольную лексику; закрепить способы образования уменьшительно-ласкательной формы существительных, употребление существительных в творительном падеже.
3. Развивать символическую функцию мышления детей в процессе поиска образов, соответствующих знакам-заместителям, выделяя и называя характерные признаки персонажей сказки «Колобок».
4. Развивать сенсорные умения выделять свойства и отношения объектов окружающего мира по цвету и величине, а также способность «узнавать» объект по его части (творческое воображение).
5. Воспитывать готовность оказывать помощь, способность к сопереживанию.
Обогащать словарь детей словами: театр, афиша, спектакль, персонажи, активизировать в речи названия героев сказки, названия овощей и фруктов.
Материал: ширма, театр на фланелеграфе по сказке «Колобок», круги (модели) разного цвета и размера, театр би-ба-бо, д/и «Разрезные картинки», мяч, «волшебная» палочка, магнитофон, корзина с овощами и фруктами.
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Колобок», беседа по её содержанию, рассматривание иллюстраций, д/и «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказочная мозаика», театрализация (настольный театр).
Ход образовательной деятельности:
– Ребята, вы любите сказки? Значит вы – друзья сказок. А чтобы дружить, нужно ценить дружбу и помогать тому, кто нуждается в помощи. Это один из секретов дружбы.
– Вы согласны, что вас можно назвать друзьями? Ну что ж, как говорится в пословице «Назвался другом – помогай в беде». А ваша помощь сегодня понадобится сказке, которую вы знаете с самого раннего возраста! (показываю детям телеграмму, сообщаю, что она из театра, и зачитываю ее): «Ребята, помогите нам! С героями одной сказки случилась беда, они просят помощи». Но что с ними случилось? Вы хотите узнать и помочь им? (Ответы детей). Тогда мы отправляемся в театр.
– Чтобы помочь, нужно набраться сил. Давайте сделаем разминку (упражнение на координацию речи и движения):
Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.
Ручки разотру, тепло сохраню.
Ладошки-ладошки, утюжки-недотрожки,
Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.
Вы погладьте ножки, чтоб бежали по дорожке.
– Ну что, размялись немножко? А теперь в путь. Вот и театр (дети проходят через импровизированный вход, построенный из модулей). Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь на свободные места.
Кукла (включить магнитофон) Уважаемые дети! Мы рады, что вы решились помочь героям одной сказки. А из какой сказки, догадайтесь сами:
Перед волком не дрожал, От медведя убежал, | Но лисице на зубок Всё ж попался….(Колобок) |
– Так из какой же сказки герои, которым мы должны помочь? Вы догадались? (Ответы детей).
– Что же случилось с ними? Занавес закрыт. Может, я его открою и посмотрю, (открывает занавес и удивляется, увидев модели). Ничего не понимаю? Где же персонажи? Кажется, я догадалась:
В театр пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Чтоб заклятье это снять
Надо очень много знать.
– Ну что, ребята, поможем сказочным героям? (Ответы детей)
Показываю на маленький серый круг. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Заяц? А как вы догадались? (Ответы детей).
– Теперь давайте попробуем кружок превратить в зайца. Нужно «зарядить» силой «волшебную палочку». Становитесь в круг и расскажите, что делает зайчик. Каждый из вас должен назвать одно слово-действие, а после этого передать палочку другу, это придаст ей волшебную силу.
Проводится лексико-грамматическое упражнение «Что делает?». Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слова-действия: скачет, прыгает, грызёт, прячется, убегает и т.д.
Во время игры заменяю на мольберте кружок на изображение героя.
– Вы, как настоящие друзья сказки «Колобок», старались, и ваше старание помогло, вы столько слов назвали! Посмотрите, а мы ведь зайчика расколдовали! Не зря говорят: «Дружно – не грузно, т.е. сообща любое дело по плечу. Каждый по одному словечку постарался вспомнить, и этого хватило, чтобы расколдовать зайца».
– А зайчик в благодарность хочет поиграть с вами в игру «Закончи пословицу» (каждая пословица записана на карточке в виде сердечка). Зайчик надеется, что вы знаете много пословиц о дружбе, давайте их вспомним. Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение.
- - Нет друга, ищи, а найдешь, …(береги) - Друзья познаются … (в беде)
- - Не бросай друга … (в несчастье)
- - Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)
- - Где дружбой дорожат (там и враги дрожат)
- - Дружба и братство (дороже любого богатства)
- - Старый друг … (лучше новых двух)
- - Дружба в делах … (помощница)
- - Дружба как стекло разобьешь – … (не сложишь)
- - Дружбу помни, а зло … (забывай)
- - Новых друзей наживаю (а старых не забываю)
– Теперь давайте поможем следующему герою и расколдуем его (обращаю внимание детей на большой серый круг). Кто же заколдован в этом круге? (Ответы детей). Почему вы решили, что это волк? Может быть, это ещё один заяц? (Ответы детей).
– Убедили! Расколдовать волка можно, если мы назовем много слов о волке. Какой волк? (провожу лексико-грамматическое упражнение «Назови, какой», во время которого происходит очередная замена модели.)
– Как хорошо, что вы знаете так много слов! Посмотрите, вы ведь и волку помогли! Вас и правда можно назвать друзьями сказки, ведь «Друг тот, кто в беде помогает».
– Чтобы волк снова не превратился в круг, нужно еще ответить на хитрые вопросы. Но, как настоящие друзья, не забывайте правила: внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят – тогда отвечай. Сам сказал, дай и другу сказать. Договорились?
- На столе лежат 2 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежит на столе? (побуждаю детей объяснить свою отгадку)
- Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
- У какой фигуры больше углов: у квадрата или прямоугольника?
- Как сказать, если предмет не один, а их много? Например: слон – слоны, человек – …, ребёнок – ….
- Кто громче мычит: петух или корова?
- У девочки орехов больше 3, но меньше 5. Сколько орехов у девочки?
- В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были кошка, рыбки в аквариуме, дедушка и моль?
- Сколько человек тянули репку в сказке?
- Все ребята точно знают: кошки очень громко лают!
- Скачет наш котёнок ловко, очень любит он морковку!
– А вот еще круг, какого он цвета? (показываю коричневую модель). Как вы считаете, кто бы это мог быть? (Ответы детей).
– Ребята, а ведь медведь такой сластёна. Вы знаете, что он любит больше всего? (Ответы детей). Давайте присядем у пенёчков и приготовим для мишки угощение. Может и он расколдуется.
Проводится игра «Разрезные картинки». Дети из 4-6 частей собирают изображения бочки мёда, ягоды, гриба, ореха, рыбы.
– Лиза, чем ты угостишь медведя? А ты, Никита? И т.д. Ой, какие вы молодцы, и медведя расколдовали! Посмотрите. Как он радуется.
– Вот и Колобок прикатился, и какую-то песенку поёт. А вы, ребята, знаете, какую песню он пел в сказке? Давайте споём её и покажем все вместе.
(Песенка Колобка обыгрывается с помощью движений рук.)
Слова песенки | Движения |
Я, Колобок, Колобок! | Двумя руками изобразить лепку, скатывание Колобка; |
Я по коробу метён, | Имитировать подметание; |
На сметане мешён, | Имитировать размешивание теста двумя руками; |
В печку сажён, | Имитировать задвигание противня в печку; |
На окошке стужён. | Двумя руками обрисовать в воздухе воображаемое окно; дуть, вытянув губы; |
Я от дедушки ушёл, | Ведущей рукой обхватить воображаемую бороду, затем махнуть рукой и потопать ногами; |
Я от бабушки ушёл, | Двумя руками имитировать завязывание платка под подбородком, затем махнуть рукой и потопать ногами; |
Я от зайца ушёл, | Сделать ушки, сложив два пальца, махнуть рукой и потопать ногами; |
И от волка ушёл, | Имитировать пасть волка, «постучать» зубами, махнуть рукой и потопать ногами; |
А от тебя, медведь, и подавно уйду. | Имитировать косолапую походку медведя, махнуть рукой и имитировать бег на месте. |
После физминутки дети возвращаются к фланелеграфу.
– Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета? Как вы думаете, кого превратил злой волшебник в этот круг? (Ответы детей).
– Ребята, что сделала лиса с Колобком в сказке? (Ответы детей). А давайте мы задобрим лису, назовём ласково, и она не только расколдуется, но а, может быть, она и Колобка не съест. (Проводится игра «Назови ласково».) К кому Колобок сядет на плечо, тот и дарит лисе ласковое слово.
– У лисы не морда, а….(мордочка); не глаза, а …. и т.д.
– Вот, ребята, мы и лису расколдовали. Она не стала есть Колобка, а предлагает вам сыграть в музыкальную игру «Мы зовём тебя, Ау!»
Ваня, ты сейчас в лесу
Мы зовём тебя: «Ау!».
Ну-ка, глазки закрывай не робей
Кто позвал тебя, узнай поскорей?
– Ну что ж, друзья, вы расколдовали всех героев и спасли сказку!
Кому вы помогали? Из какой они сказки? Понравилось вам в театре? Хотели бы вы побывать здесь ещё? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРТема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»...
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.
КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста седьмой год жизни «Путешествуем по морю»
Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»
Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»
Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности....
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»
Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме « Т...