Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
Мастер-класс
«Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»
Учитель-логопед
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Махмудова З.А.
г. Покачи 2020
Мастер-класс
«Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»
Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, дефектологи.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР. Задачи:
- обучать участников мастер-класса навыкам применения камешков Марблс в сюжетных играх;
- показать возможности развития социально – коммуникативных навыков детей с помощью камешков Марблс;
- формировать у участников мастер-класса мотивацию на на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.
Оборудование и материалы: камешки Марблс, шаблоны для выкладывания камешков Марблс, проектор.
Планируемый результат:
- информирование педагогов об организации сюжетных игр для детей дошкольного возраста с использованием камешков Марблс ;
- формирование представлений педагогов о возможности работы с камешками Марблс.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
- теоретическую
- практическую
- заключительную
Ход мастер-класса:
1.Теоретическая часть.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сказал когда то Василий Александрович Сухомлинский.
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада всех вас приветствовать на нашем мастер-классе «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР».
Вся жизнь ребенка – это игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Марбл от английского «marbls» - небольшая сферическая игрушка, обычно –разноцветный шарик изготовленный из стекла, глины, керамики, пластмассы.
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс.
Марблс – бывают сплюснутой овальной или круглой формы. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Обогащает словарный запас.
Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки.
Все упражнения варьируются в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.
С какого возраста можно использовать данные камешки? – с 2-3 лет и старше. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс.
Играя, у детей развивается:
1. правильный захват шарика кистью руки;
2. сложно координированного движения пальцев и кистей рук;
3. мышление;
4. ориентировки на плоскости;
5. работа над запоминанием цвета;
6. обогащение словарного запаса;
7. развивается внимание и память;
8. Развитие фантазии ребенка.
Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепие ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг. А когда камешки пересыпаются из одной ёмкости в другую – это праздник.
2.Практическая часть.
Вот и мы сейчас с вами попробуем окунуться в этот праздник. Предлагаю вам следующие игры и упражнения с использованием камешков Марблс:
Говорим и отдыхаем,
- Камешки перебираем,
- Разные - разные:
- Голубые, красные,
- Желтые, зеленые,
- Легкие, тяжелые.
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ (стеклянные чашки с камнями)
- Что в этих вазах? Как вы полагаете? Камни и кабошоны.
- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
Кулачковый захват (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать).
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше).
Пинцетный захват (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, затем большим пальцем и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Взять красные камешки большим и третьим) и т. д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо.
А сейчас абсолютная тишина, мы послушаем звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук).
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (раздаем белые чистые листы)
- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д.).
3. РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ (ПРЯМОЙ – КРИВОЙ) раздаем листы с изображением героев
- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать
- Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру).
4. РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА
- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней? (торт, цветок, бабочку, бантик и т. д.)
Можно выложить из квадратов и кругов машинку. Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.
5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:
Камешек в руке катаю,
Между пальцами верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Знакомство»
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками Марблс.
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
«Помоги»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет – зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
«Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Вариант У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марблс, среди которых – мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку
«Чудесный мешочек»
Задание – по очереди вынуть из мешочка камень Марблс.
- Какого цвета камешек, такого цвета назови предмет (например: желтый камушек – желтый лимон). Или перед ребенком образец Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же, на ощупь.
«Мозаика»
Задание – на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
«Лабиринт»
(помоги зайке добраться до морковки)
Задание – выложить лабиринт любым цветом.
«4-ый лишний»
Дети на карточках, предложенных воспитателем, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.
«Ориентация на листе бумаги»
Инструкция: Перед ребенком лежит белый лист бумаги, предлагается выполнить следующее задание: положить в центре листа зеленый камень; положить в левый верхний угол желтый камень; положить синий камень в правый верхний угол, в левый нижний угол положить красный камень.
Потом можно проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень и т. д.
«Найди и определи что это?»
Упражнение на развитие внимания.
Инструкция: Педагог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.
Игра «Знакомство с буквой»
Цель: запомнить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Задание: задача ребенка запомнить образ буквы и выложить её из камушков.
«По дороге в гости к гному».
Инструкция: Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.
«Крестики – нолики»
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. Главное ,при работе с данными камешками, нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
В завершении предлагаю вам оценить мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик – кому не очень понравилось.
«Весёлый счёт»
Задание: Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? На двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? И т. д.
«Красивая бабочка»
Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.
Задание:девочки необходимо разукрасить крылья бабочки разноцветными камушками.
«Домик из мухомора»
По возможности, показываю детям, что шляпки у мухоморов разных цветов: красного, оранжевого, желтого, коричневого.
Назови один – много:
Один гриб – много грибов;
один мухомор -
одна шляпка –
один пень–
«Капли дождя»
Цель: развивать общую моторику; развивать ритм, темп, развивать речь ребенка.
Задание:сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя.
«Игра «Техники»
Цель: Восстановить сломанные буквы (А,О).
3. Заключительная часть.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Рефлексия.
Мастер класс наш сегодня заканчивается. В заключение нашей встречи предлагаю наполнить вазы эмоций.
Камушек синего цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого- то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик белого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники наполняют вазу своих эмоций камушками Марблс цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...
Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР
Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР...
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...
Конспект МО на тему "Использование камешков Марблс в обучении детей младшего дошкольного возраста"
Этот конспект создан с целью показать педагогам применение современной технологии для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в коррекции речевых нарушений
Мастер - класс для родителей: "Камешки Марблс - разноцветная радость для детей"...
Мастер класс на тему «Волшебство стеклянных камешков Марблс».
Мастер-класс для педагогов по использованию камешков МАРБЛС и игры с ними....
Нетрадиционные логопедические технологии. Использование камешков Марблс.
Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с деть...