Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Мастер-класс «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 «РЯБИНУШКА»

Мастер-класс

«Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/6955717/3/700-nw.jpg

Учитель-логопед

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»  

Махмудова З.А.

г. Покачи 2020

Мастер-класс

«Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР»

Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, дефектологи.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР. Задачи:

  • обучать участников мастер-класса навыкам применения камешков Марблс в сюжетных играх;
  • показать возможности развития социально – коммуникативных навыков детей с помощью камешков Марблс;
  • формировать у участников мастер-класса мотивацию на на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Оборудование и материалы: камешки Марблс, шаблоны для выкладывания камешков Марблс, проектор.

Планируемый результат:

  • информирование педагогов об организации сюжетных игр для детей дошкольного возраста с использованием камешков Марблс ;
  • формирование представлений педагогов о возможности работы с камешками Марблс.

Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:

  • теоретическую
  • практическую
  • заключительную

Ход мастер-класса:

1.Теоретическая часть. 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сказал когда то Василий  Александрович Сухомлинский.

 

  Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада всех вас приветствовать на нашем мастер-классе «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР».

         Вся жизнь ребенка – это игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.

Марбл от английского «marbls»  - небольшая сферическая игрушка, обычно –разноцветный шарик изготовленный из стекла, глины, керамики, пластмассы.

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести  лет  назад  западный  мир  впервые  познакомился  с  китайскими керамическими  шариками.  О  появлении  в  обиходе  фарфоровых  шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В  1848  году  один  немецкий  стеклодув  изобрел  специальный  инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет  добиться  очень  красивых  разводов.  Началась  новая  эра  в производстве марблс.

Марблс – бывают сплюснутой овальной или круглой формы.  Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.

   Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

  Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Обогащает словарный запас.

Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки.

Все упражнения варьируются в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

С какого возраста можно использовать данные камешки? – с 2-3 лет и старше. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс.  

Играя, у детей развивается:

1. правильный захват шарика кистью руки;

2. сложно координированного движения пальцев и кистей рук;

3.  мышление;

4. ориентировки на плоскости;

5. работа над запоминанием цвета;

6. обогащение словарного запаса;

7. развивается внимание и память;

8. Развитие фантазии ребенка.

    Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Детей радует великолепие ярких красок, вызывая море положительных эмоций: радость, улыбку, восторг. А когда камешки пересыпаются из одной ёмкости в другую – это праздник.

2.Практическая часть.

Вот и  мы сейчас с вами попробуем окунуться в этот праздник. Предлагаю вам следующие игры и упражнения с использованием камешков Марблс:

Говорим и отдыхаем,

  • Камешки перебираем,
  • Разные - разные:
  • Голубые, красные,
  • Желтые, зеленые,
  • Легкие, тяжелые.

1. ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ (стеклянные чашки с камнями)

- Что в этих вазах? Как вы полагаете? Камни и кабошоны.

- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т. д)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

Кулачковый захват (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать).

Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше).

Пинцетный захват (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, затем большим пальцем и  средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Взять красные камешки большим и третьим) и т. д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо.

А сейчас абсолютная тишина, мы послушаем звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (раздаем белые чистые листы)

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т. д.).

3. РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ (ПРЯМОЙ – КРИВОЙ)       раздаем листы с изображением героев

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

- Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру).

4. РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней(торт, цветок, бабочку, бантик и т. д.)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку. Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

5. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Я предлагаю  использовать камешки Марблс для организации следующих игр: 

Камешек в руке катаю,

Между пальцами верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Знакомство»

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками Марблс.

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.

Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

«Помоги»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет – зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

«Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

Вариант  У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марблс, среди которых – мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушкуhttps://a.allegroimg.com/original/062abd/e7419bb24b508bb19ded85aced0a

«Чудесный мешочек»

Задание – по очереди вынуть из мешочка камень Марблс.

- Какого цвета камешек, такого цвета назови предмет (например: желтый камушек – желтый лимон).  Или перед ребенком образец  Марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же, на ощупь.https://a.allegroimg.com/s1440/0342f1/c5e81c744295b6fee5349545c288

«Мозаика»

Задание – на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).https://i.ytimg.com/vi/e0JClC7HzCs/maxresdefault.jpg

«Лабиринт»

(помоги зайке добраться до морковки)

Задание – выложить лабиринт любым цветом.https://cdn2.static1-sima-land.com/items/4049630/1/700-nw.jpg

 «4-ый лишний»

Дети на карточках, предложенных воспитателем, находят лишний предмет и кладут на него камень Марблс, поясняя свой выбор.

 «Ориентация на листе бумаги»

Инструкция: Перед ребенком лежит белый лист бумаги, предлагается выполнить следующее задание: положить в центре листа зеленый камень; положить в левый верхний угол желтый камень; положить синий камень в правый верхний угол, в левый нижний угол положить красный камень.

Потом можно проговорить, где лежит красный камень, зеленый камень и т. д.

 «Найди и определи что это?»

Упражнение на развитие внимания.

Инструкция: Педагог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

Игра «Знакомство с буквой»

Цель: запомнить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Задание: задача ребенка запомнить образ буквы и выложить её из камушков.

https://logopeddoma.ru/_ld/1/78191039.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2296723/1ebd3933-6582-4878-8482-4c3370f3b159/s1200?webp=false

 «По дороге в гости к гному».

Инструкция: Детям поочередно предлагается проложить путь от одного гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как прямой, так и извилистой.

«Крестики – нолики» 

https://3aworkshop.ru/uploads/s/3/m/i/3mi5m99dsug7/img/full_sOi95M1w.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-178126-1395762293.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/03/25/s_5e7b3a5e0e6e3/1394925_8.jpeg

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. Главное ,при работе с данными камешками, нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

В завершении предлагаю вам оценить мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик – кому не очень понравилось.

«Весёлый счёт»

Задание: Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? И т. д.

«Красивая бабочка»

Цель: развитие мелкой моторики, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

Задание:девочки необходимо разукрасить крылья бабочки разноцветными камушками.

«Домик из мухомора»

По возможности, показываю детям, что шляпки у мухоморов разных цветов: красного, оранжевого, желтого, коричневого.
Назови один – много:

Один гриб – много грибов;
один мухомор - 
одна шляпка –
один пень

  «Капли дождя»

Цель: развивать общую моторику; развивать ритм, темп, развивать речь ребенка.

Задание:сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя.

 

«Игра «Техники»

Цель: Восстановить сломанные буквы (А,О).

3. Заключительная часть.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Рефлексия.
         Мастер класс наш сегодня заканчивается. В заключение нашей встречи предлагаю наполнить вазы  эмоций.
         Камушек синего цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого- то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик белого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники наполняют вазу своих эмоций  камушками Марблс  цветов.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!

https://images.firma-gamma.ru/images/f/4/d24696138062l.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей с ТНР...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Конспект МО на тему "Использование камешков Марблс в обучении детей младшего дошкольного возраста"

Этот конспект создан с целью показать педагогам применение современной технологии для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в коррекции речевых нарушений

Мастер - класс для родителей: "Камешки Марблс - разноцветная радость для детей"...

Мастер класс на тему «Волшебство стеклянных камешков Марблс».

Мастер-класс для педагогов по использованию камешков  МАРБЛС и игры с ними....

Нетрадиционные логопедические технологии. Использование камешков Марблс.

Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с деть...