Консультация для педагогов
консультация по коррекционной педагогике

Психолого-педагогические особенности развития детей 2-5 лет

с интеллектуальной недостаточностью

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_detey_s_int.ned_.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности развития детей 2-5 лет

с интеллектуальной недостаточностью

Овладение предметными действиями достигается здоровым малышом к концу третьего года жизни.  Ребенок с интеллектуальной недостаточностью  значительно позже начинает правильно использовать окружающие его предметы, и крут доступных ему предметных действий ограничен, как правило, предметами, наиболее часто встречающимися в обиходе.

Интересна способность ребенка к подражанию действиям других. Подражание может быть осмысленным и механическим. Если ребенок подражает механически, то он переносит в свою деятельность только сами элементы действий, но не стремиться к созданию заданного построения, не умеет целесообразно подобрать материал для конструкции. При осмысленном подражании дети стремятся создать заданную конструкцию, правильно подбирают строительный материал. Произвольные конструкции здорового ребенка всегда содержат определенный творческий замысел, в то время как ребенок с олигофренией чаще всего хаотически нагромождает кубики или строит примитивные «домики», чем  был заранее обучен.

Обследование интеллектуальных возможностей ребенка включает в себя выяснение запаса простых понятий: количества, цвета, размера, тождества, формы, а также знакомство ребенка с предметами, изображенными на картинках, действиями с этими предметами, понимание смысла сюжетных картин.

Понятие цвета у здоровых детей, не страдающих нарушениями зрения формируется к 2,5-3 годам. У умственно отсталых детей понятие цвета приходит значительно позже, после многократного повторения и закрепления связей между названием и предметом того же цвета.

Для определения наличия понятия цвета используют цветные палочки, цветные полоски и цветные кубики. Вначале проводят испытание по сличению цвета; при умении правильно сличать цвета ребенок правильно раскладывает цветные кубики на соответствующие по цвету полоски бумаги или счетные палочки. Если испытуемый знаком с названием цветов, то он выполняет это задание по речевой инструкции. Умственно отсталый ребенок, обычно, беспорядочно манипулирует со всеми лежащими перед ним цветными предметами, палочками, цветной бумагой.

Понятие количества и счета. Здоровый ребенок к трем годам имеет четкое понятие количества и может пересчитать предметы до трех, а к 4 годам — до 6 и 10. Умственно отсталый ребенок приобретает эти понятия значительно позже; у них трудно формируются представления «много» и «мало», пересчитывание предметов им также недоступно, после длительного обучения они могут прикладывать свои пальцы к предметам. Совершают они подобные действия очень старательно и сосредоточенно, если степень интеллектуального снижения у них не груба, но эти действия таких детей совершенно не относятся к пересчитыванию предметов и к счету вообще.

Понятие размера («большой» — «маленький») формируется у детей одним из первых, достаточно четко уже к двум годам. У умственно отсталого ребенка оно, хотя также возникает одним из первых, но значительно позже и долго остается недостаточно четким.

Понятие тождества, основанное на сличении двух одинаковых картинок или предметов, формируется в норме к 2 — 2,5 годам; у умственно отсталых детей — значительно позже и только после длительного педагогического обучения.

Различение формы К 4 годам большинство здоровых детей способны дифференцировать объемные и плоские фигуры, а сличение форм возникает у них много раньше; следует отметить, что дети охотно и заинтересованно выполняют эти задания в эксперименте. Различение форм у умственно отсталых детей носит примитивный характер, они после длительного обучения способны различить хорошо известные им фигуры, например, шар и кубик, но обычно не различают их от плоских форм — круга и квадрата.

Значение картинок. Маленькие дети к двум годам способны точно узнавать изображенные на картинках знакомые им предметы, к 4- 5 годам они группируют картинки по тому или иному признаю»’, охотно поясняя принцип своей группировки. Для умственно отсталого ребенка это задание чрезвычайно затруднено.

Раскрытие смысла сюжетных картинок. Здоровый ребенок к 2-2,5 годам при предъявлении сюжетной картинки заинтересованно разглядывает картинку и отвечает фразой, понимая смысл картинки. Умственно отсталый ребенок даже в школьном возрасте ограничивается простым перечислением изображенных на картинке предметов.

Складывание разрезных картинок. Здоровые дети к трем годам быстро складывают картинки из двух частей, большее количество деталей, обычно, смущает их, но они легко принимают помощь; попытки комбинирования деталей разрезных картинок всегда носят целесообразный характер. Попытки сложить разрезную картинку умственно отсталого ребенка носят хаотический и нелепый характер, только после длительного обучения они способны выполнить задание, при этом на картинке должно быть яркое и четкое изображение только одного предмета, знакомого ребенку.

Вообще, умственно отсталые дети отличаются от своих здоровых сверстников не только меньшим объемом знаний и умений, но и характером деятельности: они не проявляют инициативы, творчества, их внимание часто носит «полевой» характер, они нуждаются в организации их деятельности, стимуляции, они инертны, трудно «переключаются» на выполнение нового задания, не интересуются результатом выполнения задания, не могут правильно реализовать полученную помощь при выполнении аналогичного задания, они продолжают инертно повторять свои ошибки при каждом следующем упражнении.

Таким образом, при организации адекватного воспитания и обучения каждого ребенка с тем или иным дефектом необходимо учитывать уровень интеллектуального развития и темп обучения каждого ребенка. Однако, при этом нельзя забывать главной задачи — уважения к личности самого ребенка и воспитания у него всех необходимых нравственных качеств — ведь ему предстоит долгая жизнь в обществе!

В заключение необходимо еще раз отметить, что для организации адекватного воспитания и обучения детей, имеющих различные интеллектуальные и физические проблемы, с целью достижения возможно полной социальной адаптации ребенка со сложным дефектом необходима организация единой, комплексной работы врача, психолога и педагога-дефектолога соответствующей специальности. Обязательно участие в том процессе родителей ребенка. Безусловно, эта целенаправленная, совместная длительная работа должна быть социально обеспечена и поддержана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...